О смысле жизни

Alexander Lozhechkin
5 min readJan 11, 2016

Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть.

Иосиф Бродский

После продолжительных праздников продолжу мучить вас своим графоманством. Поскольку многие жаловались на то, что я слишком много пишу, я притушу фонтан красноречия и теперь буду публиковать по три заметки в неделю. Спасибо вам за обратную связь! Да, поздравляю с Новым годом! И о чём ещё писать после столь продолжительных праздников, как не о смысле жизни?

Есть такая интересная теория эволюции, начавшаяся продвигаться с сенсационной книги Ричарда Докинза “Эгоистичный ген” и развитая позднее в его же книге “Расширенный фенотип”. Основная идея Докинза была в том, что единицей эволюции лучше считать не отдельную особь и её интересы и даже не вид в целом, а гены. Я сильно упрощаю идею, лучше с ней ознакомиться конечно в оригинале. И в этой упрощённой теории получается, что всё, что происходит в эволюции основано на “стремлении” генов распространиться в наибольшем количестве экземпляров. И гены “выбирают” наилучший способ это сделать, выбирая подходящую для этого оболочку в виде организма и управляя своим организмом в своих “интересах”. А интересы организма и рода при этом не важны. Если выбрать такую точку зрения и такое объяснение эволюции, то многие неразрешимые вопросы биологии и даже человеческой психологии объясняются очень просто и логично.

Есть ещё одна хорошая книжка, которая берёт за основу идею Докинза и применяет её к человеческим отношениям, очень просто и логично объясняя многие “странности” отношений между мужчиной и женщиной. Это книга Робин Бэйкер “Постельные войны” — категорически рекомендую её прочесть. Несмотря на такое провокационное название, книжка вполне себе научная, совсем не Кама сутра. Правда, сразу предупрежу, что после этой книги моральный облик человечества в ваших глазах сильно упадёт (когда вы узнаете, например, процент близнецов, рождённых от разных отцов).

Так вот. Если принять объяснение, что мы, люди, на самом деле просто белковые биологические роботы, цель которых — помочь своим генам распространиться в наибольшем количестве экземпляров, то становятся очень понятными и легко объяснимыми многие психологические проблемы, вызванные нашим нежеланием принять такую утилитарную цель нашего существования.

Как было хорошо сказано ещё в одной прекрасной книге “Мозг рассказывает” Вилейанура Рамачандрана, известного открытием зеркальных нейронов (о которых стоит написать отдельно):

Наука говорит нам, что мы просто животные, но мы ощущаем себя иначе. Мы ощущаем себя ангелами, спрятанными в тела животных, вечно стремящимися к преодолению своих границ.

С идеей о том, что мы — биологические роботы, призванные лишь дать возможность нашим генам распространяться, тесно связана концепция феноптоза (“запрограммированной смерти”). Согласно этой теории, природой сознательно создан механизм старения, болезней и смерти, чтобы обеспечить сменяемость поколений. Ведь только со сменой поколений возможна эволюция. И природе “не нужны” особи, которые вышли из репродуктивного возраста, которые не способны дать жизнь новому поколению. Таким образом болезни и смерть — это не сбой в системе, а запрограммированный конец.

Человеку трудно принять эту мысль. Отсюда возникают идеи о бессмертии души, как способ примирить себя со смертью. И действительно, даже если отбросить эзотерические идеи, душа бессмертна, как бессмертны идеи, которые передаются из поколения в поколение. Человек тем и отличается от животных, что он из поколения в поколение передаёт не только гены, но ещё и информацию (поэтому учиться очень важно). Человек ещё может и обучать новые поколения, передавая знания. Но природное начало в нас всё ещё очень сильно.

И именно от него, на мой взгляд, во многом идёт “кризис среднего возраста”, столь часто обсуждаемый и так “портящий” жизнь многим людям. В такой концепции кризис среднего возраста — ответ природы на способность человека вследствие развития медицины и улучшения уровня жизни продлить её продолжительность сильно дольше 40 лет — активно репродуктивного возраста, “отведённого” природой. Оттуда же и рак, и диабет, и другие неизлечимые заболевания. Отсюда же, кстати, и курение, алкоголь и наркотики, как способ убить себя побыстрее. Тот самый Фрейдовский “инстинкт смерти”. Или, как ещё задолго до Фрейда сказал Достоевский:

Закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве!

А если со здоровьем всё в порядке, тут природа отвечает психологическими проблемами, которые, как многие предполагают, вызваны гормональными изменениями в организме. Кризис среднего возраста у многих проявляется “нежеланием жить”. Лучше, чем это было проиллюстрировано в фильме “О чём говорят мужчины”, не скажешь:

— Кризис — это когда тебе ничего не хочется, и тогда ты начинаешь хотеть чего-то хотеть.
— Это ладно. Вот когда тебе не хочется хотеть чего-то хотеть — вот это кризис.
— Это не кризис, это п***ц!

(Уж простите за “***”, из песни слов не выкинешь. Об этом слове, а точнее о его аналоге во французском языке — будет отдельная заметка).

Это очень здорово, когда приходит такой момент в жизни. Это означает, что цели, поставленные перед вами природой, вы уже выполнили. Или что по крайней мере цели, поставленные перед вами природой, уже не являются столь значимыми для вас. И вы начинаете задумываться над смыслом существования. Это здорово, потому, что это означает, что:

Вы мыслите. Как сказал уж и не помню кто “большинство людей умирает в 25, а потом ждут еще 50 лет, пока их похоронят” (напишите мне, если знаете автора этой цитаты, я знаю только такой вариант Эриха Фромма:

Вся жизнь индивида — это не что иное, как процесс рождения самого себя, мы наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей — умереть, не успев родиться.)

Если вас беспокоят подобные вопросы и не хотите довольствоваться ответом “что ты паришься” — вы живы. Это хороший знак.

Вы способны поставить перед собой вопрос о смысле жизни. Не каждый до этого способен дойти. Как я когда-то прочёл в статье на lurkmoreу землекопов не бывает кризиса среднего возраста”. Если вы задумываетесь о смысле жизни — вы, скорее всего, не земплекоп. Впрочем, я не берусь судить, хорошо это или плохо.

Вы готовы сами себе задать вектор развития, а не довольствоваться вектором, навязанным вам кем-то или чем-то. Пусть даже это и вектор, данный природой. То есть вы — не обезьяна. Хотя опять же не скажу, хорошо это или плохо для вас.

Таким образом, если вы задались вопросом о смысле жизни и заложенный природой смысл — в размножении и распространении генов, вас более не устраивает. Это прекрасно! Самое время придумать новый смысл. Он может быть в развитии себя, в помощи развитию других, в служении людям или великой идее, в творчестве, в иной реализации себя. Вот у меня, например, цель жизни — посетить все города с действующим троллейбусным движением. Главное — не стать рабом своего тела и своих генов и найти этот смысл для себя. И ответить на этот вопрос каждый должен для себя сам. Мечтайте — это очень хороший способ обрести смысл.

--

--