Метод тарелок

Alexander Amzin
3 min readMay 5, 2020

--

Я перепробовал несколько десятков способов повышения производительности труда.

Если считать крупные эксперименты, их было два десятка, а мелких — вовсе без счёту.

Ежедневно я борюсь не только с ленью, но и с несколькими хроническими заболеваниями. Каждое рано или поздно предлагает поспать и набраться сил перед важным делом.

Понадобилось несколько лет проб и ошибок, чтобы понять: это не работает. И еще несколько, чтобы понять, как надо поступать. Я открыл для себя метод тарелок.

В нем нет ничего сложного. Он похож на другие методы: например, на метод «съедайте лягушку на завтрак», «порежьте слона на куски» и, конечно, на метод помидора.

Но он работает для меня, и вот три важных заповеди метода тарелок.

  1. Тебе понравится
  2. Тарелки можно мыть только по одной за раз, бери сверху.
  3. Фокусируйся на деле, а не результате
Гора тарелок, рисунок Саши Амзиной, моей дочки

Давайте представим, что перед нами гора посуды или любых несделанных дел. Такая гора, что взглянуть на нее страшно. Вам даже страшно подойти к горе. В этот момент вы обычно начинаете читать книжку «как победить прокрастинацию», идете на тренинг «как расставлять приоритеты» или придумываете маленькое, но исполнимое дело.

Применим метод тарелок.

Во-первых, тебе понравится. Это невероятно, но начать — самое сложное. Почти не существует дела, которое мне не нравится ДЕЛАТЬ. Но КАЖДОЕ дело я НЕ ХОЧУ начинать. Маркетинговый отчет, анализ посещаемости, составление вопросов для зачета на журфаке — все это кажется отвратительным ровно до того момента, как ты взялся и делаешь.

Выспавшийся человек легко работает около 40 минут, а иногда и больше. Дело поглощает его, и если его не оторвать, он может работать и дольше. Но для этого вам надо НЕ ПОВЕРИТЬ себе. Любые уверения вашего мозга в том, что дело отвратительно — это лишь уверения. Пусть он не видит ожидаемой награды, это не имеет ничего общего с работой, где решение множества мелких задач само по себе награда.

Во-вторых, тарелки можно мыть только по одной за раз, бери сверху. Попробуйте как-нибудь одновременно мыть две тарелки. То же самое с делами. Делу надо отдавать сто процентов внимания, как только вы начинаете отвлекаться, остановитесь. Цикл, в котором вы получаете задачу, решаете, хвалите себя и снова получаете задачу слишком легко разрывается, если вы жонглируете несколькими задачами. Вам не нужен стресс, вам нужно продвигаться вперед.

Перед вами стопка тарелок. Вы дойдете до низа, это даже не вопрос. Но не надо пытаться брать нижнюю тарелку и, не домыв, совать ее обратно. Взял сверху, помыл, бери следующую. Когда-то они кончатся, надо только мыть и не оценивать весь массив дел целиком.

В-третьих, фокусируйся на деле, а не на результате. Почти никакую взрослую задачу не решить быстрым подходом. Кучу тарелок не перемыть за пять минут, отчет за час не напишет себя. Но это же не повод не вкладывать труд в большой проект. Абсолютно не важно, насколько сильно вы продвинетесь в большом проекте за выделенный час. Гораздо важнее, что час нераздельного внимания, вкладываемый в отчет ежедневно, это семь часов времени в неделю, то есть целый рабочий день, когда вы ничем больше не занимаетесь.

Подчеркну, не надо резать слона на части. Часто декомпозировать слона сложно, а еще чаще — некоторые задачи оканчиваются неудачей, и это демотивирует двигаться дальше.

Так что же делать?

  • Утром выписываем все задачи.
  • Выбираем одну, работаем над нею и только над нею, пока хватит сил (обычно около часа). Ни на что больше не отвлекаемся.
  • Отдыхаем
  • Переходим к выбору. Можно выбрать другую задачу и вложить час в нее. Помните, вы уже вложились в один проект и смогли поработать.

А пример?

Я просыпаюсь и до 8 утра успеваю сделать два проекта на полчаса-час. Один — проверка и разбор почты. Другой — написание новостей и планирование постинга для моего телеграм-канала @themedia. Так я вкладываюсь в мои проекты еще до того как проснется остальной мир.

После завтрака я выбираю самый срочный проект заказчика и вкладываю в него час. Повторяю, пока не устану, переключаясь между проектами. В результате задолженности тают на глазах, и к 16 я понимаю, что успел больше, чем кто-либо еще.

Счастливый, я иду спать или смотреть мультики.

Завтра с утра снова мыть накопившуюся посуду.

--

--