Современное искусство — это акционизм.

An_arch_ist
2 min readSep 13, 2021

--

Все мы уже успели насладиться срачем по поводу шедевра современного «искусства» на Болотной набережной. Большая Глина вызвала ажиотаж в соц сетях и разделила людей на два лагеря. Для одних это искусство, а для других просто большая куча дерьма. Но что же это есть на самом деле, давайте разберемся.

Наш путь начинается с определения слова «искусство». Тут мы попадаем в тупик субъективности этого понятия. Две условные группы людей транслируют разное определение этого слова, одни постмодернистское, другие, «классическое» или искусство модерна. Это старая вражда, которая идет с середины 20 века, где первые практически одержали верх. Для них искусство — всего лишь игра со зрителем, деконструкция и привлечение внимания. Большая глина — чистый постмодернизм. Она выходит за рамки формы и смыслов ради издевательства над смотрящим, стравливая противоборствующие стороны в бессмысленной споре о куче дерьма. Вся эта дискуссия и есть памятник «большой глине», и именно этой реакции и добивался автор.

Искусство постмодернизма насквозь пропитано (пост)иронией над реальностью и зрителем, чтобы вызвать их отклик. Современные художники даже не стараются объяснять смысл своего произведения, оставляя эту привилегию глазам смотрящего. Порой, они снисходят до публики, навешивая ей лапши на уши о глубине и многогранности их «шедевра», но принципиально это не меняет сути их «творчества». Его можно охарактеризовать одним простым словом — акционизм. Это и есть чистое воплощение постмодернизма, то, ради чего оно существует. Вспоминая авторов этого течения, мы видим эту мысль, насквозь пронизывающую их творчество, начиная от Энди Уорхала или Марселя Дюшана и заканчивая Павленским и Pussy Riot. Их цель одна, привлечь внимание любой ценой, мерзостью или эпатажем, к своим произведениям, лишенных вечных смыслов, и являющихся лишь рефлексией реальности.

Но может ли акционизм стать искусством? Я думаю что нет. У меня язык не поворачивается ставить этих эпатажных маргиналов в один ряд с великими творцами прошлого и настоящего, которые поневоле находятся в тени броской бездарности. Искусство, это про глубокие и вечные смыслы, живущие вне времени, это про талант, данный природой или богом автору, это нравственный и эстетический идеал, понятный каждому просвещенному человеку, или воспитывающий эти качества в душе смотрящего. Но когда целью творчества является только привлечение внимания, оно неминуемо скатывается в декаданс в виде банальной кучи говна, являющейся абсолютным архетипом постмодернизма.

Возвращаясь в реальность, мы видим кризис эпохи. Постмодернизм последовательно уничтожает все то, что было ценностью долгие тысячелетия, породив кавалькаду деструктивных сущностей — политических и культурных движений второй половины прошлого века. Они беспечно уничтожают то, что создавалось веками, сея хаос и разрушение, деконструируя мораль и разлагая общество, опуская его до примитивного скотского состояния. За проблемой последует реакция, и нашему или будущим поколениям придется поставить точку в этой главе человеческой истории, победив, или исчезнув в небытие.

--

--