В чем опасность религий?

Anastasia Mihaltsevich
4 min readSep 2, 2016

--

9/11

“Юноша садится в автобус на автовокзале. Он в пальто. Под пальто спрятана бомба. Его карманы наполнены гвоздями, шариками от подшипников и крысиным ядом.

Переполненный автобус устремляется к центру города. Юноша сел позади от пожилой пары. Он ожидает следующей остановки. Сидящие перед ним муж с женой говорят о покупке холодильника. Женщина уже сделала свой выбор, но ее мужу кажется, что это слишком дорогая модель. Он показывает на другой холодильник в рекламном проспекте, лежащем на ее коленях. Автобус останавливается и открывает двери. Здесь женщине приходит в голову, что модель, выбранная ее мужем, не разместится под шкафчиками на кухне. Вошли новые пассажиры, и уже не осталось свободных мест, так что они стоят в проходе. Автобус переполнен. Молодой человек улыбается. Он жмет на кнопку — и уничтожает себя, пожилых супругов и еще около двадцати пассажиров. Гвозди, шарики и крысиный яд также разлетаются во все стороны, поражая прохожих и окружающие машины. Все прошло по плану.

Через какое-то время родители юноши узнают о том, что случилось с их сыном. Несмотря на боль потери, они переполнены гордостью за его поступок. Они знают, что их сын отправился на небо и приготовил путь, по которому они смогут последовать за ним. Кроме того, его жертвы будут вечно мучиться в аду. Это двойная победа. Соседи родителей юноши считают, что это торжественное событие, и, воздавая дань уважения герою, приносят им еду и деньги”.

Так начинается книга Сэма Харрисона «Конец веры», известного религиозного критика. Дальше он спрашивает, можем ли мы со 100% уверенностью утверждать, что юноша был религиозен?

Я атеист. Не потому, что могу обосновать отказ от веры, основываясь на анализе библии или на сравнении религий. Нет. Напротив, я практически ничего не понимаю в религии. И не считала нужным тратить время на понимание. Мне просто претят устои той или иной религии. Я не верю в легенду о создании мира. И уж тем более я не верю в страшный суд.

Не задумываясь глубже я жила абсолютно спокойно, пока мне не попалась книга «Конец веры». Не то чтобы мое спокойствие пропало. Но я осознала существующую проблему религий. Нынешняя культура не позволяет критиковать какую-либо религию. Если произошел взрыв, скажут — отчаявшийся человек, приведут политические, экономические и личные причины, оправдывая, таким образом, религию. Но так ли это верно, теперь, когда существует угроза современного оружия позволяющего стирать города с лица Земли. Человечеству отводится не так много шансов на выживание. (Рис (Rees, Our Final Hour) утверждает, что род человеческий может пережить нынешнее столетие с вероятностью не более 50 процентов. Хотя его прогноз — это просто догадки просвещенного человека, он заслуживает самого серьезного отношения).

Сэм Харрисон приводит довод за доводом, цитирует коран, второзаконие и рассказывает о скрытой угрозе умеренной религиозности. Я пока не решилась на самостоятельные умозаключения на тему религии. Приведу лишь некоторые отрывки из книги.

Религия, которая хранит определенное вероучение, представляет собой особую область, в которой прогресс невозможен.

Религия застыла в развитии

Мы не хотим сохранять такие вещи, как божественный статус монарха, феодализм, касты, рабство, политические казни, насильственная кастрация, вивисекция, травля медведей, дуэли, пояса верности, испытание судом Божьим, детский труд, принесение в жертву людей и животных, побивание камнями еретиков, каннибализм, законы против гомосексуализма, запреты на использование контрацепции, опыты с радиацией на людях — этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но, при этом, в нем сохранилось бы одно постоянное свойство: величина злоупотреблений, которые прямо связаны с религией, вероятно, оставалась бы столь же заметной.

Что мы можем сказать о потенциальном ядерном конфликте между Индией и Пакистаном, если считаем, что следует «уважать» религиозные представления обеих сторон? Сторонники религиозного плюрализма молчат о религии и могут только критиковать неудачную дипломатию, тогда как на самом деле в основе этого конфликта лежит иррациональная привязанность к мифам. В процессе разделения Индии и Пакистана более миллиона человек погибли в результате вспышки религиозной вражды.

Люди часто обращаются к библии за поддержкой

Конечно, в священных книгах мы найдем немало мудрых, утешительных и прекрасных слов. Однако мудрые, утешительные и прекрасные слова есть и у Шекспира, Вергилия или Гомера, однако их книги никого еще не вдохновили на массовые убийства, Вера в то, что такая-то книга была написана Богом (который по таинственным причинам наделил Шекспира более великим писательским талантом, чем самого себя), делает для нас недоступным самый мощный источник человеческих конфликтов прошлого и настоящего.

Мысль о смерти держит нас в страхе

Если бы не смерть, религии начисто утратили бы свое влияние. Мы не в силах принять тот факт, что мы умрем, и вера, несомненно, дает нам тень надежды на лучшую жизнь за гробом.

Если вам есть, что сказать — не молчите! Тема огромная и требующая осознанного размышления, а не затертых стереотипов основанных на мифах.

--

--