Как менеджеру продукта выстроить профессиональный рост — мой отзыв на интенсив Валерии Розовой от Wannabelike

Andrey Denisov
9 min readSep 24, 2021

--

Привет! Хочу поделиться историей о том, как я учился на курсе по продуктовому менеджменту от Валерии Розовой и оставить отзыв на обучение на интенсиве Wannabelike. Возможно, она пригодится действующим менеджерам продуктов и всем ребятам, которые интересуются этой сферой, чтобы понять, как в ней развиваться.

Немного про меня

Для контекста в начале расскажу про свой опыт. Вся моя карьера связана с онлайн-образованием — еще в университете с друзьями я делал школу по обучению русскому языку. Это был маленький проект, который приносил небольшие деньги, но который мы со временем решили закрыть и перейти в найм. После своего мини-бизнеса я попал в Profile School — онлайн-школу по обучению творческим навыкам (графика, фото, видео и так далее), где работаю последние полтора года и в основном отвечаю за тестирование гипотез по привлечению и активации аудитории и создание новых продуктов.

Сейчас я мидл-продакт, и стал им достаточно хаотичным образом — читал книги и статьи, которые чаще всего встречались в подборках, проходил рекомендованные в сообществах курсы и пытался применять полученные знания на практике. Например, узнал необходимость финансового планирования для стартапа и тут же сделал минимальную табличку, чтобы контролировать доходы и расходы в своем проекте, прошел курс про интервью с клиентами — пошел общаться с пользователями и все в таком духе.

Скриншот из Miro, где я вел конспекты — что делает менеджер по продукту, как проводить интервью и прочие продуктовые темы. Сейчас я ловлю фейспалм при виде этого адового винегрета, но это отличная иллюстрация, что творилось в моей голове.

Такая схема хорошо работает в начале, когда только начинаешь разбираться с продуктовым менеджментом и развивать отдельные навыки, но со временем знаний и навыков становится больше и появляется чувство, что все это словно отрывки и нет никакой системы — из разных источников я составил представление о качествах менеджера по продукту, но целостной картинки не было. Или другой пример — я что-то знал про стратегию наподобие “это путь из точки А в точку Б”, но по факту я не представлял, как ее делать по-нормальному. Так у меня появился запрос на обучение, где можно углубить и систематизировать знания.

Как я попал на интенсив

Сначала я пробовал разбираться во всем самостоятельно. Это хороший вариант, чтобы развиваться самому и поддерживать любопытство, но с ним у меня возникло две сложности — во-первых, несмотря на большое количество контента в открытом доступе, стоящего среди этого изобилия на мой взгляд очень мало, также не всегда полученную информацию можно было сразу применить на текущем месте работы, во-вторых, не было качественной обратной связи от профи, который бы указал на мои недочеты и подсказал, как все-таки действовать правильно. Поэтому дальше я стал гуглить курсы и прочие ресурсы, где эти проблемы решались.

И тут я столкнулся с тем, что практически нет курсов для мидлов. В 90% случаев мне попадались обучение для джунов, что мне не особо подходило, а навязчивая реклама с обещаниями высокого дохода после обучения и прочие подобные маркетинговые посылы снизили моё доверие. Меня также волновал вопрос преподавателей — по опыту когда их много на курсе, они слабо интересуются успехами студентов и главной задачей ставят просто рассказать свой материал. Поэтому в первую очередь обращал внимание на обучение от отдельных экспертов, потому что такой курс — это их имя и репутация, которыми они вряд ли будут жертвовать.

Точно не помню, как мне попался интенсив по продукту от Wannabelike, но меня привлекла программа обучения и личность автора — Леры Розовой. Во мне откликнулось позиционирование, что многим менеджерам по продукту не хватает фундамента, что чаще встречаются хаос и разрозненные знания — это было 100% про меня. Так возникло желание пройти программу курса, которая обещала хардкорную нагрузку и покрытие всех ключевых тем. Финальными же аргументами стали очень подробно описанный опыт Леры и интересный Q&A со студентами первого потока. Так у меня появилось чувство, что здесь можно чему-то научиться и я решился на покупку второго потока.

Начало интенсива

Сперва я попал в общий телеграм-чат с сокурсниками, где мы все познакомились. Меня порадовало, что с проблемой систематизации знаний и личного развития столкнулся не я один — оказалось, что такой запрос есть чуть ли не у большинства. Это добавило интереса к прохождению, кроме того, меня еще замотивировал момент, что все ребята были с разным бэкграундом и опытом. Среди нас были менеджеры, дизайнеры, аналитики, разработчики — кто-то работал в больших компаниях вроде Яндекса и Skillbox, кто-то в стартапах и дизайн-студиях, кто-то как я в маленьких компаниях. Вот как мы описывали свои задачи:

Моя цель — систематизировать mess хаотично полученных знаний и практик, получить новые, ну и конечно хорошо провести время вместе.

Практически всегда работал в продукте, поэтому насмотренности хватает, чтобы планировать и принимать решения, но хочется более глубокого погружения в бизнес метрики, построение стратегии и т.п., чтобы не полагаться только на свои ощущения.

Хочу понять, как строится нормальная продуктовая работа и внедрить это в ведомый проект. На одной интуиции и опыте не получается уже выезжать.

От обучения жду драйва (надеюсь, будет сложно!), заполнения пробелов в знаниях и поиска своих сильных и слабых сторон.

В течение курса я планирую собрать разрозненные кусочки своих знаний в нечто цельное, определить зоны развития и, конечно, получить удовольствие от самого процесса.

Мне все это было очень созвучно, и с такими ожиданиями мы приступили к обучению. На первой встрече с Лерой стало немного страшно от предстоящего объема работы — за полтора месяца нужно было участвовать в десяти лекциях, по каждой лекции сделать одну-две домашки на своем продукте, решить больше двадцати продуктовых кейсов, пройти практику с дизайнером, вместе с группой написать проект и составить индивидуальный план развития (PDP). Я воспринял это как челлендж, который хотелось пройти до конца и не слиться. Начали мы с PDP, на котором хочу сделать отдельный акцент.

Если коротко, то PDP показывает, как и куда развиваться продакту. Звучит просто, но под капотом там большая работа — нужно проанализировать весь свой предыдущий опыт, порефлексировать над сильными и слабыми сторонами, написать свое позиционирование и определить навыки, которые важно развивать прямо сейчас с учетом своего опыта и текущего продукта. В его основе лежит таблица из 7 hard и 7 soft-skills менеджера продукта, с кратким вариантом которой можно познакомиться в статье Леры.

Мы последовательно заполняли каждый из навыков и оценивали их по десятибалльной шкале. В PDP не получится поставить оценку наобум, потому что все нужно подкреплять кейсами. Нет релевантных кейсов — высокой оценки не видать. Лера применяет такой подход в своем агентстве TYPICAL по найму продуктовых менеджеров и давала нам много фидбэка по тому, как себя грамотно оценить при составлении PDP. К примеру, вот что у меня получилось для навыков “Экономика предприятия” и “Современность”, которые я обозначил как ближайшие зоны для развития:

И так по остальным 12 навыкам. Если интересно посмотреть полную версию моего PDP, переходите по ссылке в Notion.

PDP здорово наводит порядок в обучении и карьерном трекшене — если до интенсива, я смотрел все подряд, например, попалось мне интересное видео с конференции, подкаст или статья, то я тут же открывал и смотрел. Ну и по-хорошему особого понимания, какие навыки развивать и как у меня не было. Сейчас же появился фокус и представление, когда на ближайший квартал мне нужно развить вот такие навыки, и я смотрю контент только по этим темам и отсекаю все лишнее и нерелевантное. Уже на этом этапе Лера давала нам очень подробные комментарии, и тут мне стало понятно, что ее фидбэк — это самое ценное, что может быть на курсе.

Learn hard

PDP мы составляли на старте курса, а дальше нас ждала в основном практика и работа над своим продуктом. Весь процесс состоял из трёх этапов:

Слушаешь лекцию. Всего их было десять по 3–4 часа каждая, где Лера фундаментально и системно объясняла одну тему, например, что такое стратегия и как грамотно ее составлять, и делилась своим опытом. На лекциях у меня были интересные инсайты, к примеру, я почему-то раньше думал, что самый правильный способ разработки продуктов — идти от потребностей клиентов. Но Лера рассказала про ситуации, когда этим можно легко пренебречь и идти от разработок конкурентов и собственного виденья, что до интенсива для меня вообще не было очевидно.

Делаешь практику. К каждой лекции шла домашка, которую нужно сделать на своем продукте. Изучили тему с финансами и юнит-экономикой — составили P&L и юнит-экономику для своего продукта, а Лера давала обратную связь на итоговую работу. Кстати, в фидбэке можно было посмотреть работы других ребят, подглядеть кучу классных решений и поучиться на их опыте. Самое приятное — Лера переживала за наши результаты, поэтому внимательно проверяла работы и отправляла на переделку все то, что было сделано плохо. Например, ту же стратегию я переписывал 4 раза, чтобы довести ее до приемлемого уровня, но это того стоило, потому что так появлялась еще большая мотивация глубоко разобраться в теме и пофиксить ошибки.

Небольшая вырезка из домашнего задания про стратегию, где нам нужно было ее написать на основе подробного анализа контекста. Это всего 5% от итогового объема — это к тому, что на интенсиве большие и глубокие домашки.

Решаешь кейсы по лекции. Это разнообразные продуктовые задачки, которые учат системно думать. Мы тренировались применять типы сегментаций для разных бизнесов, учились организовывать исследование для Airbnb, искать оптимальную модель монетизации для Wikipedia и анализировать метрики LinkedIn — и это только небольшая часть. Первоначально все казалось простым, но когда Лера вновь все возвращала на доработку, это действовало как холодный душ, заставляло усерднее думать и формулировать более обоснованные решения. Такие кейсы очень хороши для тренировки насмотренности и умения размышлять как продакт.

Всего по такому циклу мы прошли шесть тем — навыки продуктового менеджера, стратегия, финансы и экономика с метриками, продуктовые исследования, дизайн и проверка гипотез. Дополнительными бонусами стали групповой проект и практика с дизайнером. В группе мы вновь учились создавать стратегию и писали статью про определение цен на продукты, которую мы опубликовали на vc. А по поводу практики — в Wannabelike есть параллельный поток, где обучают дизайнеров. И ребята решили на один день его объединить с нашим, чтобы продуктовые менеджеры сделали совместный проект с дизайнерами. Это классно ложилось на курс, потому что у нас был целый блок про работу с дизайном продукта.

Нам дали достаточно общую задачу — сделать лендинг любого продукта, который будет мотивировать людей активнее записываться на вакцинацию. Я как продакт отвечал за концепцию — что мы продаем, для какой аудитории и как вообще строим позиционирование, а дизайнер за визуальную часть — общая стилистика, цвета, шрифты и композиция. Главная трудность в том, что такой лендинг нужно было сделать за 2–3 часа с момента знакомства с дизайнером и постановки задачи. Фактически за один вечер мы должны были сделать готовый продукт. И вот что у нас получилось:

Первый экран нашего лендинга — полную версию смотрите в Figma. Отдельное спасибо дизайнеру Мише, который помогал мне его делать и с которым получилось классно сработаться.

Со стороны может показаться, что очень много нагрузки, когда за неделю тебе нужно сделать 1–2 задания по своему продукту, решить 3–5 новых бизнес-кейсов и при этом еще переделать старые, потому что с первого раза не получилось сделать все классно. И это действительно так, и название “интенсив” полностью себя оправдывает. Лера говорила нам про 100 часов нагрузки, чтобы сделать большую часть заданий, но по ощущениям у меня эта цифра далеко ушла за 130–140 с учетом всех правок и доработок. Впервые в жизни у меня было такое насыщенное обучение, когда приходится и работать, и еще в дополнение учиться, но это того стоило.

Что по итогу

Я ни разу не пожалел, что решил записаться на интенсив, потому что у меня получилось достичь моей цели, а именно углубить знания и выработать систему, на которую можно легко опираться в работе. Я собираюсь вернуться к материалам курса спустя некоторое время, чтобы свежим взглядом на все посмотреть и открыть что-то новое, что возможно изначально сразу не заметил в силу своего опыта. А если брать сухой остаток помимо радостных эмоций, то после интенсива у меня:

— подробный PDP, который мне помогает выстраивать и трекать профессиональный рост, и гораздо большая уверенность в собственных силах, чем это было до обучения;

— много полезных штук для развития продукта, которые я сейчас использую в работе — это стратегия, посчитанные P&L и юнит-экономика, спроектированная иерархия метрик и много материалов про проведение исследований, оценке дизайна и организации процессов в команде. Всё это появилось благодаря домашкам и обратной связи Леры;

— классные знакомства. На интенсиве был Random Coffee, где можно было знакомиться с сокурсниками. У меня не было ни одного знакомства и разговора, после которого я думал “Ммм, что за треш, на что я сейчас потратил время”. Не знаю, что это за магия, но все сокурсники, с которыми мне удалось познакомиться, оказались очень интересными ребятами. А кто-то даже помог мне с рабочими задачами (Юра, если ты это читаешь, тебе отдельное большое спасибо).

Если вы сейчас решаете идти на интенсив или нет, мой опыт подсказывает, что точно да. Единственное, в чем нужно быть уверенным, — это количество времени, которые вы готовы выделять на его прохождение. А его потребуется много — лично у меня в неделю уходило порядка 20 часов, чтобы сделать большую часть заданий. Не хочется быть кэпом, но здесь точно работает правило, что чем больше времени уделяешь, тем больший результат в конце обучения. А все условия для его получения есть — в первую очередь это крутой систематизированный контент и старания Леры, которая болеет за результат каждого студента и дает обратную связь так, как будто это личное менторство, а не групповой курс.

Скоро, кстати, начинается новый поток интенсива. Ребята его постоянно улучшают, поэтому он должен быть еще интереснее нашего. Записаться на него можно здесь: https://www.wannabelike.ru/rozova

Если у вас есть вопросы по интенсиву или хочется просто пообщаться, смело пишите мне в телеграм.

--

--