Уроки недели. #4

Начну с краткого экскурса в основы буддизма.

В буддизме есть принцип, который называется Четыре Благородные Истины. Вот такие:

  1. Существует страдание;
  2. Существует причина страдания — желание;
  3. Существует прекращение страдания — нирвана;
  4. Существует путь, ведущий к прекращению страдания — Восьмеричный путь.

Сейчас объясню.

Страдание — это наши мысли и чувства, которые делают нас тревожными и несчастными. “Он меня не любит”, “Вокруг одни идиоты”, “Ах вот бы я сейчас был на море”…

Причина страданий, то есть причина этих наших мыслей — наши желания. Нам кажется, что если бы мы получили то, что хотим, мы стали бы счастливыми. Но это не так. Даже если все вокруг перестанут быть идиотами и возлюбленный начнет каждые три минуты присылать страстные смски (какой ужас), мы найдем новые причины быть несчастными — потому что внутри нас ничего не изменилось.

Отличный пример — люди, которые приезжают на океан, сидят под пальмой и пьют банана смузи и при этом продолжают орать на своих детей и ненавидеть всё живое. Они уехали из дома, но не уехали от себя.

Нирвана — это когда ты больше не привязан к своим желаниям. Ты понимаешь, насколько это всё преходяще. Осознанно наблюдаешь за эмоциями и не даешь им завладеть собой.

Как будто на самолете поднимаешься над облаками, а там всегда солнце.

А путь к нирване в буддизме называется Восьмеричный путь. Это правильный образ жизни, мыслей, медитация… Ничего нового, одним словом, надо просто брать и делать.

Так вот, мои уроки недели о том, как я обнаруживала свои причины страданий.

1. Потребительство знаний

В начале недели я усиленно размышляла о своих дальнейших шагах в личном и профессиональном развитии, и наткнулась на несколько онлайн-курсов, которые мне захотелось пройти. По психологии, бизнесу, осознанности… И тут же начала страдать. Где взять время, где взять деньги, как вообще дальше без этих необходимых знаний жить?

А потом до меня вдруг дошло. Ёлки, я всю жизнь осуждала потребительский стиль жизни. Мол, как можно гнаться за шмотками и машинами? Но ведь я в своей погоне за знаниями — такой же потребитель. Сколько у меня этих курсов в закладках, платных и бесплатных, на которые не хватит и нескольких жизней? Сколько книжек у меня куплено, и сколько ещё в списках? За чем я вообще пытаюсь впихнуть в себя побольше знаний, если гонка за ними делает меня тревожной и уставшей?

Я спросила себя — а что было бы, если бы я не узнала про эти курсы? Да ничего, ответила я себе, жила бы себе спокойно.

И меня в ту же секунду отпустило.

2. Применимость учебы

Очень в тему после этого открытия мне пришелся совет от блоггера Вари Лялягиной.

Она рассказывает о том, как выбирает, чему учиться, какие курсы покупать. И говорит прекрасную, очевидную и совершенно неожиданную вещь: “Я учусь тому, что смогу применить прямо сейчас”. Для меня это было Ого! ОГО! Да я же всю жизнь учусь “на потом”, “на всякий случай”, “для расширения картины мира”…

Я посмотрела на те курсы и книги, которые остались в моём списке после того, как я перестала страдать и вроде как оставила только Самое Нужное. И что же? Самое Нужное тоже оказалось про запас!

А вот те вещи, которые я могу применить прямо сейчас… я их уже все знаю. Нет никакого “секрета”. Надо просто делать. И делать, и делать, и делать.

3. История на паузе

С болью мне пришлось признать, что ещё одна вещь, которую мне придётся сейчас отпустить — это мои занятия историей. Я бодалась с собой до последнего, я написала пост о том, зачем мне это надо, я пыталась впихнуть учебу в любую свободную минутку… И эти минутки всё равно случились слишком редко. Я снова наступила на любимые грабли и попыталась впихнуть в себя всё одновременно.

Я взялась за историю осенью, когда пересматривала свои приоритеты и решила сконцентрироваться на базовых вещах. Тогда мне казалось, что выучить наконец историю — это и есть база. Но сейчас я вижу, что есть вещи ещё важнее, чем восполнение пробелов в фундаментальных академических знаниях.

Может быть, меня отпускает академичноцентрированное мировоззрение?

4. Внимание к желаниям

И ещё я думаю о своих желаниях.

С одной стороны, я решила, что если у меня возникает какое-то желание — то надо постараться реализовать его сразу, а не оставлять гнить на задворках сознания.

Вот например. Я в воскресенье из окна автобуса увидела в Битцевском парке волшебные сосны в снегу, захотела показать их малышу — и уже на следующий день мы поехали туда гулять.

И там случилось чудо! Как только мы вошли в парк, Тима за руку потянул какой-то ребенок и сказал “Пойдём копать клад”. Мы подошли к горке, отмеченной двумя палками, мальчик начал копать — а там самоцветы! Кусочки крашеного льда разных цветов. Уж не знаю, какие чувства испытал Тим, но я была в полном восторге.

А если бы я решила “Надо бы как-нибудь съездить в парк” и отложила на потом? Мы может до лета так бы туда и не попали.

5. Непривязанность к желаниям

Но с другой стороны, я поняла, что мне не нравятся идеи типа “выписать двести своих желаний”. Мне не хочется натужно хотеть. Я понимаю, как мозг работает: если сконцентрировать его на цели, он будет к ней идти. Но я не хочу концентрировать свой мозг на своих желаниях, тем более материальных. Мне кажется, так можно пропустить что-то гораздо более важное.

Я хочу делать то, что считаю правильным, и доверять вселенной дать мне то, что она посчитает нужным. Мне кажется, так честнее.

Источник: kozzlova.ru

--

--