Anna Lukash
9 min readSep 10, 2018

Мой путь к Сантьяго или 280 км для познания себя

«Всякий путь, если только он ведет к нашим мечтам, есть путь магический. А тот, кто следует за магией, для достижения своей мечты нуждается в Пути.» Пауло Коэльо «Паломничество»

Как и все самые яркие решения в моей жизни, мой Camino (в переводе Путь) начался со случайной идеи…

Я помню как впервые услышала об этом Пути. Это было лишь небольшое упоминание, но у меня сразу перемкнуло сердце… я знала, что сделаю это очень скоро…. Чуть меньше чем через пол года, билеты были куплены. В этот отрезок моей жизни было много взлетов и падений, важных изменений и болезненных (но правильных) решений… после того, как я отпраздновала свои 25 лет, я точно знала, что совершу это путешествие. Я точно знала, что пойду именно Португальский путь по берегу. На самом деле их на много больше, «официальных» я знаю 4:

  • Французский,
  • Северный,
  • Примитивный,
  • Португальский.

При чем, каждый имеет свои вариации. И уровни сложности тоже разные (португальский считается лайтовым) Португальский имеет как минимум 2 вариации (центральный и береговой). На практике оказалось, что только берегового как минимум 2.

Официального начала пути нет. Все зависит от ваших возможностей (как временных, так и финансовых), но если вы хотите получить в конце сведительство о прохождении – вы должны пройти как минимум 100 км. Доказательством служит паспорт Пиллигрима, который можно приобрести как в официальных представительствах пилигримов (я знаю, что правильный перевод «паломник», но мне комфортнее употреблять именно слово «пилигрим»), так и в центральном Кафедральном соборе вашего города старта. А для подтверждения прохождения вы должны ставить как минимум 2 печати в день, проходя разные города. Всегда ставят печать в альберге. Остальные можно поставить в самых неожиданных местах. Один раз я даже ставила в салоне красоты.

Мой старт был в Порту. В 9 утра, когда Кафедральный собор Порту был открыт, я купила свой паспорт за 3 €. И дальше вы просто начинаете идти. Именно по этому я выбрала береговой, потому-что хоть понимала куда идти, просто вдоль берега к океану)

Добраться до Порту можно разными путями. Простым: зайти на scyscanner поиграться с датами и выбрать не самый дорогой рейс (туда обратно с пересадками около 7–8 тыс. грн). Дешевым: купить билеты на Ryanair до Варшавы (если заранее, то 20 €) и от туда до Порто (106 польских злот), но стыковки рейсов заставляют одну ночь провести в Варшаве (по этому стоимость ночи в Варшаве и обеда надо учитывать).

Если говорить о планировании, то лично я не изучала вопрос маршрута, остановок, жилья до самого отлёта. Единственное, что я сделала – скачала сам маршрут и загрузила его в офлайн карту приложения maps.me. Это было лучшим решением.

Весь путь вы должны идти по желтым стрелкам или по символу Сантьяго (Святого Иакова) – ракушке. Город Сантьяго де Компостела считается 3 святыней христианства после Ватикана и Ерусалима, именно потому, что там захоронены мощи Святого Иакова – главного борца за христианство Испании и вообще очень важного святого в христианстве. Не буду углубляться в религиознавство, но легенды про этого святого очень интересны.

Чек-лист любого пилигрима, проверенный на практике:

  1. Рюкзак (максимум на 35 л) – первое правило – совокупный вес вашего рюкзака не должен привыкать 10% вашего веса! Ваш рюкзак должен иметь хорошую спину! Он должен иметь нижние крепления, чтобы сбалансировать нагрузку. Замки вашего рюкзака должны быть прочными, а материал – непромокаемым (хотя бы первые 15 минут)
  2. Обувь: у меня были беговые кроссовки new balance – это лучшее, что я могла взять. За весь путь у меня не было ни одного мозоли, кроссовки легко продувались и нога не потела, кроссовки сохли за 15 минут. Я видела десятки людей с трекинговой обувью с кровавыми мозолями или сохнущей обувью на протяжении нескольких часов. Как обычно, важное правило по обуви: НИКОГДА НЕ БЕРИТЕ С СОБОЙ НОВУЮ ОБУВЬ, только разношенную и проверенную. Второй парой обуви должны быть лёгкие непромокаемые тапки. Все! Больше ничего не надо брать.
  3. Спальник. Это была моя боль. Мой был огромный, когда я увидела, что есть спальники в 3 раза меньше моего, то была в восторге. Спальник – обязателен, ведь если вы хотите быть настоящим пилигримом (а не туропилигримом, те, кто проезжал весь путь на автобусе или проходил последние пару км), то вы будете ночевать в альберге, которые не предоставляют (хотя были приятные исключения) никакого постельного белья. Берите маленький спальник.
  4. Полотенце. Оно должно быть специальное туристическое, очень тонкое и быстросохнущее.
  5. 2 футболки (одна на путь, одна после него), что то легкое с длинным рукавом, легкие штаны, легкие шорты. Все! Больше из одежды вам ничего не надо. Но я не выдержала и все таки взяла платье (оно было легче чем футболка, правда)
  6. Дождевик! Легкий, непромокаемый, в идеале такой, которым можно накрыть рюкзак и себя полностью. Если такого нет, то купите накрытие на рюкзак. Будете потом очень радоваться, а не как я сушить рюкзак и все вещи после ливня.
  7. Принадлежности: портативное зарядное устройство и больше я не брала ничего) фонарик был на телефоне, но трекинговые палки я б взяла в следующий раз. Но тут вопрос рюкзака, если он легкий, а обувь – удобная – они будут ни к чему. Ну и конечно ванно-банные принадлежности)
  8. Аптечка: Крем от солнца, сорбенты, что-то противовирусное и от простуды, обезболивающее, крем для ног с обезболивающим эффектом, Вольтерен будет ок. И хорошим решением будет взять эластичный бинт. Хотя я потом покупала за 4 €. Но искать его было с больной ногой очень утомительно. Лучше бы он был в рюкзаке. И конечно же, обязательно учтите свои хронические заболевания!
  9. Носки спортивные (не обычные, а именно для спорта) 3–4 пары (в каждом альберге есть возможность стирать, как бесплатно, так и за доп.плату)
  10. Белье (тоже в пределах разумного)
  11. Деньги. Считается, что минимальная допустимая сумма с собой должна быть эквивалентна количеству км, которые вы собираетесь пройти. Этой суммы хватит на жильё, питание. Если вы хотите ещё немного повысить уровень комфорта, то конечно можно брать больше.

Без наличных денег – вам делать будет нечего. Почти везде невозможно расплачиваться картой. За снятие денег в банкомате – комиссия (по тарифам вашего банка и уровню вашей карты). Правильным решениям будет брать наличные, но и карту. Везде, где возможно будете использовать карту.

Так как особого плана на день составлять нет смысла, единственное, в чем вы должны быть уверены, что вы знаете, где будете ночевать. Для этого ниже я вам приведу адреса всех моих мест ночлега, а если надо, и линк на карту самого пути, хотя его легко можно найти в интернете.

Цена ночлега в Португалии – 5–7,5 € (официальные альберге для пилигримов) и 10–15 € (туристические альберге для пилигримов ), в Испании – 6–15 €.

По питанию все очень просто. Первое правило – плотный завтрак и много воды. Прям очень много. В путь с собой я всегда брала какие то фрукты. Так как было жарко, то до прихода в нужную точку есть не хочется. О воде: как в Португалии, так и в Испании есть множество питьевых фонтанов, воду можно пить из кранов, она везде чистая. Так что, раз купите бутылочку и пользуйтесь. Кстати, эти фонтаны были в самых нужных местах, только один раз я забыла бутылку воды и около 2-х часов испытывала жажду. В каждом городе есть множество кафе, где зачастую предоставляют меню пилигрима от 5€. Так как я мясо не ем, для меня это был не выход. Обычно они состоят из каши, мяса, салата и иногда даже напитка. По этому, для таких гурманов как я всегда есть местные рынки и супермаркеты, а почти во всех альберге всегда есть плита и кухня.

Учтите, что по Португалии есть множество супермаркетов, в Испании – нет.

Кстати про альберге, они обычно открываются в 14–15 часов и раньше приходить не стоит, но позже – тоже не желательно. У меня было 2 раза, когда я приходила, а мест – уже не было. И тогда перспектива после 33 км пройти ещё 8 – приводит к фатальным последствиям. Планируйте заранее свой маршрут по часам. Средняя скорость пилигрима с рюкзаком 4,4 – 5,5 км, в зависимости от вашей физической подготовки. Желательно, не геройствовать и не проходить больше 25 км. Это самое комфортное расстояние, его вы спокойно можете преодолеть без подготовки и последствий. В идеале начинать около 7 утра. Тогда уже к 14 вы будете у альберге. Необходимо каждые 1,5–2 часа делать небольшие остановки, если повезёт – на кофе, если нет, на тот фрукт, который прихватили с собой. С обязательной расшнуровкой кроссовок и отдыхом ног. Не засиживайтесь, а то по жаре ходить сложнее.

Будьте готовы к смене времени между Португалией и Испанией, будьте готовы к тому, что в Португалии стрелок и указателей больше, будьте готовы к тому, что в Португалии вам будут чаще желать «Buen Camino”. Но в Испании более разнообразный пейзаж и маршрут посложнее – будьте и к этому готовы (особенно к горам, раз я карабкалось в +35 с 8 кг рюкзаком на высоту 990 м, не Говерла, но тоже было сложно.

Для тех, кому интересно, мой маршрут:

День 1 Porto – Vila do Conde – около 25 км

Albergue de peregrinos Santa Clara

41°21′14.42″N 08°44′28.63″W

Открывается в 14.00

День 2 Vila do Conde – Esposende (Marinhas) – около 27 км

Albergue de Sao Miguel (от Красного креста)

41°33′28.84″N 08°46′53.5″W

Открывается в 15.00

День 3 Esposende (Marinhas) – Viana de Castelo – около 24 км

Albergue de peregrinos

41°41′47.65″N 08°49′22.55″W

Открывается у 15.00

День 4 Viana de Castelo – Caminha – около 30 км

Albergue de Peregrinos – Caminha

(Единственный, который был не очень)

41°52′34.6″N 08°50′04.01″W

Открывается в 14.00

Последний день в Португалии. Проехать залив можно на пароме, но он поздно начинает ходить или прям в альберге вам предложат забронировать место в лодке за 5 €

День 5 Caminha – Mougas – около 30 км

Albergue Turistico Aguancheiro (тут мне не хватило места, но его можно забронировать, написав им в фейсбуке – ночь стоит 10 €)

42°03′07.13″N 08°53′10.32″W

Я остановилась 2 км после этого альберге в небольшом отеле O Penasco (замечательное место и хозяин) с бассейном, а пилигримов заселяют в – номер, максимум 3–4 человека, за 15€

42°03′58.78″N 08°53′32.05″W

День 6 Mougas – пригород Vigo – около 32 км с горами (можно пройти в обход гор по городу), но это был один из самых веселых альберге

Refugio do Freixo

Открывается в 16.00

42°11′14.44″N 08°44′27.29″W

В нем есть кафе, где готовят меню пилигрима

День 7 пригород Vigo – Redondela – около 26 км

Albergue de Peregrinos de Redondela

Здание 17 века, с музеем, выглядит как замок

Открыт с 13.00

42°16′56.1″N 08°36′30.54″W

День 8 Redondela – Santo Antonino – около 32 км

Albergue A Portela-Barro

Самый лучший альберге, с самый приятный вечер был именно там, хозяева лично готовили и даже был завтрак, кофе, како, все можно было брать за пожертвование. Ужин 7 €

42°30′49.57″N 08°38′49.57″W

День 9 (фатальный для меня)

По плану- Santo Antonino – Padrón – около 33 км

Но мест не было (бронируйте заранее или прийти надо около 12 (в Букинге множество хостелов и для пилигримов)

По этому, я пошла дальше на 8 км, до замечательного альберге – Albergue Crucesinn

42°47′27.63″N 08°38′48.26″W

День 10 Crucesinn – Santiago de Compostela- около 16 км

Albergue Seminario Manor

Хоть это и не муниципальный альберге, это лучшее место для жилья. Отдельная комната около 17 € (лучше бронироваться заранее), койко-место в огромной палате – 15 €.

Самый красивый вид на город будет вам обеспечен. До центра идти 15 минут.

Открыт с 13.30, но заходить можно и раньше.

42°52′37.81″N 08°32′11.24″W

Это все, что нужно знать о подготовке, этого явно будет достаточно для путешествия, а вот все самое ценное – вы приобретёте во время самой дороги! Burn Camino!