Хрущевки 2.0. Неолитическая деревня vs. Муравейник

Найти что-то хорошее в хрущевках тяжело — качество, планировка и дизайн фасадов вызывают острое желание спиться. Казалось бы, у них одно оправдание — потребность быстро и дешево обеспечить экс-колхозников жильем. Но тем не менее, у хрущевок есть два главных плюса — малоэтажность и ширина дворов.*

*Ширина дворов обусловлена не столько человеколюбием, сколько технологией — она позволяла проходить башенным кранам между домами.

Почему малоэтажность — это хорошо? Я вижу в нем решение двух проблем — социальной (слабые горизонтальные связи) и транспортной (перегрузка автомобилями), которая все равно перерастает в социальную.

Горизонтальные связи. Тут обратимся к антропологии. Количество социальных связей (число Данбара), которые человек может поддерживать, ограничено — от 100 до 230 (в среднем, 150).

Плотность заселения хрущевки — порядка 60–100 человек на подъезд (20 квартир, 3–5 человек). Для брежневской двенадцатиэтажки — от 144 до 288. Про современные муравейники вспоминать не хочется.

Часть связей у каждого из нас — это коллеги, друзья, знакомые по хобби и спорту. «Свободных» связей у кого-то остается больше, у кого-то меньше — но на соседей в многоэтажке их уже не хватает. Таким образом, приходится поневоле жить с чужаками. А если соседи вдобавок неассимилированные мигранты/национальные меньшинства — чужаками вдвойне.*

*В случае мигрантами из Средней Азии и Закавказья, а также цыганами проблема плотности населения усугубляется — из-за большего размера семей или съема квартир «коммунами» экономии ради.

Перегруженность автомобилями. Машин в России много и разумных способов сократить их количество не видно. Общественный транспорт и велосипеды — это хорошо, но даже в среднесрочной перспективе проблемы парковок он не решит. В ближайшие десятилетия уж точно придется жить с тем, что есть. А перегруженность дворов машинами — это целый букет проблем:

  • Конфликты из-за места: из-за дефицита места жители прибегают к самозахвату земли с последующим рукоприкладством и порчей имущества;
  • Неизбежные мелкие ДТП;
  • Невозможность проезда экстренных служб;
  • Разрушение газонов;
  • Правовой нигилизм — трудность исполнения правил парковки порождает наплевательское отношение к ПДД и КоАП;

Отдельной темой для исследования был бы расчет экономического ущерба от вышеперечисленного, но это уже детали. Суть не меняется: вслед за этажностью снижается плотность населения, и соответственно, потребность в парковке на единицу площади.

Плюсы широких дворов комментировать излишне. Сейчас они организованы не очень рационально — недостаток парковочных мест, отсутствие общественных пространств, недостаток детских и спортивных площадок. Но здесь есть ресурс для улучшения, в отличие от многоэтажных кварталов.

Итак, малоэтажное строительство — это мощный социальный инструмент. Такая организация пространства

  • Развивает горизонтальные связи;
  • Снижает бытовую преступность и количество мелких правонарушений;
  • Обеспечивает безопасность;

А вот требования к малоэтажному бюджетному жилью — это уже следующая тема.

--

--