Arkadiy Mayfat
19 min readSep 30, 2018

Часть 2

11 августа 2018 г.

Ночью снился Президент В.В.Путин, будто то я ехал с Президентом вместе в каком-то поезде и как-то неловко пролил на него немного воды…. Он так на меня посмотрел, что я перевернулся на другой бок и проснулся .

Утром проверили сеть, сняли ленка и засолили. Прохладно. Небо темное, мрачное тучи с севера.

Вышли как обычно. В лесу тропу теряем постоянно. Много завалов, бурелома. Я вообще такой тропы не помню. Часто падаешь, т.к. везде корни, камни, ямы между камнями, заросшие мхом. Если нога туда падает, то можно легко сломать ногу. Если нет тропы, то идти тяжело еще и потому, что мох мощный, ковер из мха очень толстый и мягкий, нога проваливается сантиментов на пять.

До обеда сделали ходку туда и вернувшись съели соленого ленка. В принципе три часа достаточно чтобы рыба засолилась. После обеда решили нести весь груз сразу. Вообще, когда только собирались, я предполагал, что мы так и пойдем и только возможно сам перевал будет проходить челночно.

“гравицапа”. одна четвертая общего груза

Не сразу распределили груз между собой. В частности, я, опираясь на технический паспорт, говорил, что кат. весит 8 кг. а Серега, опираясь на свои собственные измерения, при которых меня не было, говорил, что 5.8 кг. Поскольку нести катамаран собрался я, то я робко сказал, что дескать мой груз вроде как больше на 2 или 3 кг. Но, Сергей был непреклонен, и мы его посчитали за 5.8 кг.

Кое-как повестив груз в рюкзаки, мы пошли. Прошли километра два. Тяжело, но терпимо. Когда я упал на косогоре, то чувствовал себя черепахой. Рюкзак на земле, ты сверху, руки из лямок вытащить сразу не получается, встать самостоятельно тоже. Барахтаешься, пока не вылезешь из-под лямок. И все же, я предлагал идти и так далее, однако, Серега сказал, что так не пойдем, поскольку опасно возрастает риск падений. Да и коленки жалко, как ни как под 40 кг. выходило. Я согласился. В общем решили, что здоровье важнее времени.

вроде тропа

До перевала осталось около 15 км. по прямой. А сколько по тропе или в поисках тропы, точно не скажет никто. Но, примерно в полтора раза больше. С учетом челночного способа, если умножить на 3, то 60 или больше.

Серега повредил себе глаз веткой. Они постоянно лезут в глаза. Как только падаешь, глаза сразу закрываешь. Поэтому надо идти обязательно в очках. Правда, я свои сломал сегодня. Слабоваты они оказались для такого похода.

Сильно удалил колено, когда упал утром на камни. Вспомнил, что жена Володи шла в наколенниках. Может, тоже попробовать. Хотя у меня и так они есть на ногах, только ортопедические. Здорово помогают, кстати, после похода. Коленки почти не болят.

О связи с миром.

Взяли с собой трекер «Иридиум», он работает через глобальную спутниковую систему «Иридиум». Дешевле телефона, но отправлять можно только СМС. Кроме того, ответ можно написать только через электронную почту. Не очень удобно, если перевозчик живет в деревне и не имеет интернета под рукой. В этом случае связь идет через координатора в городе. Также трекер показывает маршрут на ГЕО-портале. Количество точек не ограничено, но мы посылали точки только раз в день.

Конечно, телефон удобнее. Можно все подробно оговорить по месту высадки, антистапеля и т.д. Во всем остальном для связи с домом вполне хватает и смс.

Так что вопрос о том, что брать в следующий раз пока открытый. Отчасти это будет зависеть от того, куда пойдем, и на сколько будет необходимость связи с кем-то из местных.

12 августа 2018 г.

Встали сегодня поздно 7.30. вышли около 9.00. Тропа получше. Почти нет завалов, однако больше мари и топи. По пятибалльной шкале тропа на 1–2. Даже 200 метров не было тропы на 3, не говоря на 4. Чтобы было понятно: если кто ходил к Акемскому озер к подножью г. Белуха на Алтае, то там тропа на 4–5.

Когда обедали мимо в десяти метрах прошел олень. Сначала туда, потом обратно.

После обеда дождь. Вечером долго разжигали огонь. Лучше всего для этого подходят не трухлявые пни или еще не упавшие сухие деревья. Главное, расковырять их, что без топора сложнее, и добраться до сухого нутра. Потом отломать небольшие кусочки дерева и вот их и разжигать. Когда загорит, очень хорошо пару таких пней положить в костер, и огонь на пару тройку часов готов. Правда, нам нужен максимум на час, т.к. в 21.00 уже отбой. Но пусть горит, глядишь, хозяина отпугнет, да и утром можно найти рабочие головешки. Так что в походе топор — это скорее ненужный аксессуар.

13 августа 2018 г.

Ночью холодно. Лед в котелке. Серега говорит, до минус пяти было. Ночью спал в белье, но все равно прохладно было.

Утром солнце, но все вокруг мокрое. Правда, вчера чуть подсушился у костра, так что одеваться было более-менее.

Пошли к реке искать тропу. Было что-то похожее. Потом все потерялось. Далее кедровый сланник. Это та еще беда. Он хоть и кедровый, но низкий, и вредный. Ветки растут в виде куста, соответственно, надо пройти через куст, однако это не малина и ветки толщинкой с руку или даже ногу. Гнется плохо.

Погода днем хорошая. Даже жарко было.

В голове следующие мелодии: Пугачева: «Просто, вы говорите в жизни все просто», народная: «Когда мы были на войне», ну, и когда надоест: «Привет, Андрей……». Конечно, ты это не поешь, но в голове постоянно гоняешь одну и ту же фразу из песни.

Вечером встали на берегу небольшой речки, которая поворачивает в перевалу.

Про МЧС

Регистрируемся в МЧС последние года регулярно. Как правило регистрация по электронной почте. Регистрируют без лишних вопросов. Как-то спокойнее с регистрацией. Даже если нет спутниковой связи, а как раз сломалась батарея у телефона, ты знаешь, что хоть и не сразу, но искать будут.

14 августа 2018 г.

Встали в 5.00. Хотелось «дневочку», но решили до Зеи без отдыха. Дошли почти до перевала, встали в шикарном месте: выше границы леса, вокруг горные цирки, есть вода. Отличная погода. На ночлег встали чуть раньше, около 18.00. Сегодня много спорили и даже ругались из-за тропы.

Мелодии в голове сегодня пошли англоязычные, что-то из ролингов.

15 августа 2018 г.

перевал Тас Балаган.

Перевал — это в том числе водораздел. И не просто водораздел, а водораздел между Тихим и Ледовитым океанами. Кроме того, там границы сходятся границы Амурской области, Якутии и где рядом граница Хабаровского края

перевалом

Сам перевал достаточно типичен для горно-таежных перевалов. Невысокий 1400 м., чуть выше границы леса. С северной стороны более пологий подход, на юг достаточно крытый. На южном склоне водопады и скальные сбросы метров по 15. Официально он некатегоричный, но, на мой взгляд, минимум 1а за счет южного склона, можно и даже нужно дать. В случае потери тропы, что и случилось у нас, велика вероятность выхода на скальные сбросы, которые закрыты зарослями, что может привести в падение с большой высоты. Мы пошли правее, хотя потом внизу, стало ясно, что идти надо левой стороной.

Но справа тропа вначале тоже шла. Долго пробирались по крутому склону траверсом, Серёга чуть не улетел вниз со скал, пробираясь по кустам. Только часа два часа нашли внизу тропу. Пошли обратно за грузом по ней, она, естественно, потерялась. Я предполагаю, что она круто ушла в левый, если смотреть с перевала склон. Мы же пошли прямо и где-то рядом с водопадом поднялись примерно за час. Наверху увидели тур и опять тропу.

Со второй частью груза пошли по тропе, но она резко ушла даже не влево, а в другой распадок, точнее, пошла в другой перевал. Я предположил, что она все же потом повернет к Зеи, но пройдя по ней метров триста, мы увидели, что это не так, повернули обратно и пошли вниз тем же путем, что и поднимались. (я до сих пор верю, что тропа в итоге повернула вниз). На крутом склоне были небольшие травяные полянки метра по три шириной в окружении стланика и кустов.

На ночлег остановились на относительно открытом месте среди небольших лиственниц. Естественно, мох, сыро. До воды далековато, метров 300 по кустам.

Тропа рядом. Правда, на другой день, когда мы по ней пошли, она опять потерялась и нашлась только метров через 500 после прохождения стланика.

За все время нашего пешего движения мы видели только два «следа» человека.

Остатки какой-то упаковки типа орешков. Она пролежала лет 5. И старое, основательно заросшее кострище. И все. Много лет назад по этой тропе местные эвены гоняли олений. Но это было лет 30- 50 назад. С тех пор только граждане типа нас, иногда тут бывают.

16 августа 2018 г.

выход к р. Зеи.

Встали рано 4.45, сварили пшенку. Осталось совсем немного, долина Зеи уже видна. Как обычно потеря тропы, проходы через заросли, траверсы склонов и т.д. Один раз дважды прошел мимо тропы в трех метрах от нею. Как будто партизаны ее проложили.

Вышли на реку окончательно около 16.00. Тут будет стапель. Быстро поели супа, выпили спирта и легли отдыхать прямо на берегу. Было тепло, немного ветра, так что мошка не сильно доставала. Потом немного постирались и помылись. К вечеру все высохло. Посушили спальники, палатку.

зеи в том месте где мы вышли

Пошел ставить сеть. Для этого прошелся вдоль реки и нашел первую яму. Пока ставил сеть, зашел ленок, граммов на 800–900 . С ним и вернулся в лагерь. На вопрос Сергея: «А ты как?», я сказал, что поймал руками. Он не удивился и спорить не стал. Тайга, кто ответит.

то же верховья

Серега обнаружил еще в обед след сапога, довольно свежий. Начали думать чей. Не наш точно. Рыбаки вряд ли, поскольку рыболовные туры, если они и бывают на Зеи, начинаются ниже по течению, поскольку там можно начинать более спокойный сплав. Туристы? Но тогда откуда. Абсолютно точно, Володя не мог нас обогнать. Я предположил, что может, кто-то зашел через другой перевал прямо из верховья реки Ток и вышел в верховье Зеи. Правда, о таком варианте я не читал.

По поводу еды.

Во-первых, это каша, которая берется из расчета 80 грамм на одного за один прием пиши. Как правило, гречка, пшенка, рис, перловка. Масло сублимированное «Гала продукт». Далее это сублимированные супы Гала из расчет 1.5 пакета на человека (они по 50 грамм). Добавляется или сушёное самодельное мяса или же сублимированное мясо «Гала». Кроме того, берем грамм 400 сала, столь же колбасы, 500 грамм растительного масла, сублимированные томатная паста, творог, чай, сахар, соль, специи, лук, чеснок. Сушим сами сухари из расчета один кусочек на одного на один примем пиши. Еще взяли пакетики «Адаптовита», это сухая смесь для поднятия сил и иммунитета. В всяком случае, пить приятно, бодрит. В этом году было много рыбы, поэтому продукты остались. Если нет рыбы, то хватает, что называется, впритык.

17 августа 2018 г.

С утра проверил сеть. Снял хариуса. Сварили горох, хариуса пожарили. Спал я плохо. Тело болит.

Начала собирать кат. К 13.00 собрали. Использовали лиственницу и одну березу. Чистили стволы ножами. Затем связывали скрутками. Немного подумав, поставили также диагональ, хотя река не представлялась слишком серьезной. Наверное, больше для выравнивания гондол между собой, нежели для крепости. В 15.00 уже вышли, т.к. время поджимает.

Река представляет собой следующее: либо это большое галечное «поле», заваленное деревьями, и где-то между ними небольшая речушка, либо узкая река в высоких, заросших берегах, на которой много расчесок и те же завалов.

Через 15 минут после выхода обнесли полный завал на реке. Сняли груз, перенесли через завал, потом также кат. Потом все собрали и пошли по реке далее. Обносить завалы, правда без снятия груза, и расчески приходилось каждые 20 минут. Не менее часто проводили кат на веревке.

завалы

Через 2 часа река стала больше. В ямах видна рыба.

Встали в 19.00, похоже, около первой ступени порога «зейские атланты». У нас нет лоции реки, только устные описание Володи. Не смогли найти, несмотря на поиски в интернете, в том числе на сайтах турклубов. Поэтому, предположительно, это то место. Поставили сеть с катамарана около больших камней. Глубина не менее 2 метров.

первая ночевка на реке

Скоро сняли 3х ленков. Сделали согудай. Делается просто: рыба чистится, просыпается солью, немного лука и часа через три можно есть.

18 августа 2018 г.

Утром сняли еще два ленка. Вышли на воду и через 20 мин. мощный порог. Обнесли его. Это заняло минут сорок. Тропы для обноса нет, что так же говорит о малой посещаемости этих мест. Носить по мху тяжело.

Далее на реке частные шиверы. Вода маленькая, валы не более 0,5–0,7 м, поэтому они не сложные и не опасные для прохождения, прижимы тоже слабенькие. Так что, идти относительно безопасно. Однако есть расчески, коряги, иной топляк. Очень волнуемся, чтобы не порваться. Главная фраза водной части: «Если бы была большая вода…».

Встали около 19.00 на песчаный, покатый берег, заваленный топляком. Давно не стояли в столь плохом и неудобном месте. Встали потому, что уже поздно, было место для сети, ну, и кустов не так много. Вообще со стоянками тут не очень.

Спал плохо. Снился сон про поджог какой-то могилы, затем бани. Поджигал, вроде, я. Кроме того, сильно болит мышца под левой лопаткой. Впоследствии, когда я пересел на левую гондолу, боль прошла. Вот так. Так-то я всегда сижу на правой гондоле.

19 августа 2018 г.

Встали в 5.40, сняли двух ленков. Пожарили и взяли с собой. Серега решил поэкспериментировать и использовал томатную пасту для жарки. Получилось не очень. Вообще эту рыбу вкусно есть просто так. Соль, немного масла и пожарить. Можно чуть муки. Ленок почти сразу размякает.

Вышли в 7.40. Видели старую избу. Она стоит на берегу метрах в трех от обрыва. Значит, ей очень много лет, т.к. местные никогда не ставят избы на берегу, зная, что река может ее смыть. Значит река ее за много лет подмыла. Еще остатки загона для оленей.

Перекусили дважды рыбой. Вышли на берег, вытащили противень. Сняли спас жилеты и легли около противня. Далее съели половину. Прекрасное чувство, когда ты лежишь на мелких камнях, руками ешь рыбу, кости кидаешь тут же и еще грызёшь маленький сухарик….

Вечерком долго искали место для стоянки. В итоге нашли маленький пятачок среди кустов. Естественно, он весь в песке, но рядом заводь, где и поставили сеть. Правда, далековато таскать вещи и кат. Вообще, кат всегда выносим максимально на берег и привязываем. Даже если вода маленькая.

Через двадцать минут, после того как поставили палатку, собрали дрова и поставили котелок на костер, я пошел посмотреть сеть. Там рыба. Вытащить-то я смог с берега, но вот чтобы вновь перекрыть заводь, пришлось звать Серегу. Неохота, конечно, но мы все же притащили кат к заводи, зашли в воду и кое-как уже в темноте поставили сеть заново.

Я почистил рыбу и сделали уху. Одного оставил на утро.

Прикинули, что при самом хорошем раскладе нам еще четыре дня идти (да, кстати, по воде только ходят. Уместно употреблять термин «сплав», но глаголы только от слова «ходить»). Иными словами, мы сможем выйти только 23 августа.

Дойти надо до начала Зейского водохранилища, там нас должны забрать на лодке 22 августа. При этом это очень примерный расклад, т.к. река выходит из гор, соответственно, меньше перекатов и быстротоков, все больше плесов. А это значит, что придётся все больше и больше грести и меньше отдыхать, да и скорость сама по себе падает. Решили, что концов билеты у меня на 28 августа, как -нибудь успеем.

Про

Вообще, в походе любая работа требует времени и определенного напряжения.

Днем все одиноко работали весь день, тащили, гребли и т.д., кроме того, надо иногда ходить в разведку. А вечером надо собрать дрова, разжечь костер (особенно если идет дождь). Сходить за водой. Вроде бы, поход водный. Однако берег может быть в завалах, топкий и т.д. Потом пишу надо сварить, раздать всем.

Именно поэтому у нас в походах женщины, если таковые были, не готовят пищу. Разве, что на «днёвках» и по желанию.

20 августа

Ночью было тепло. Спал просто укрывшись спальником. Под утро проснулись от того, что кто-то ходит рядом. Вышли, посмотрели. Никого не видно. Хозяин, должно быть, на рыбу приходил.

Туман, но солнце пробивается. Вышли часов в 8.00. Поговорили про испанскую область Галисия, диктатора Франко. Потом спор о понятие ассимиляции и происхождении русской нации.

Дважды ели жареную рыбу. Когда остановились на обед, на противоположном берегу лазил медведь. Ходил в кустах, ломал ветки, камни летели по склону.

Примерно в 18.00 дошли до метеостанции Локшак. Она стоит на высоком берегу, метрах в 300 от берега. На берегу катер. Живут двое: муж и жена с 2006 года. Ему под 60, ей около 40. На станции солнечная батарея дает 5 киловатт. Серега сказал, что это много.

Напоили нас чаем со свежим хлебом, конфетами и вареньем.

Вообще, завоз продуктов у них раз в год, но иногда можно попросить рыбаков или охотников что-нибудь привести.

Слушали рассказ про тигрицу, которая приходили к ним в 2013 г. Вообще, тигры там не водятся. Но в тот год было сильнейшее наводнение во всем амурском бассейне, вот ее откуда-то и погнала вода. Также говорили про медведей, волков. Иногда заезжают на снегоходах или лодках местные эвены.

Еще хозяева пожаловались, что выше по течению, на одном из притоков недавно стали работать золотари, т.е. те, кто добывают золото. Соответственно, вода в реке становится непригодной для рыбы, по крайней мере, лососевой: ленка, тайменя. Вообще, от себя скажу, это зло сравнимое с лесными пожарами. Губят лес, реки, рыбу. После них пустыня. Плохо, что когда надо, государства у нас нет. Ибо если бы оно было, то такого безобразия не было бы, поскольку есть технологии, как это делать с минимальным ущербом для природы.

В дорогу нам дали немного конфет, пять банок сгущёнки (взяли две) и хлеб. Спасибо хозяевам. И самое главное, они нам сказали, что два часа назад прошла группа на трех катамаранах с мотором, которых забросили на вертолете. Теперь стало понятно, откуда следы. Подумали, что бы интересно их догнать. Для этого у нас был час сегодня и два завтра. В том смысле, что встанем на ночлег часов в 8, и два часа завтра, т.к. выйдем пораньше. Мы понимали, что большая группа, как правило, рано на воду не выходит. При этом цели догнать во что бы то не стало у нас не было.

Место для ночлега неплохая с точки зрения установки палатки, поскольку спали на ровном месте. Правда, рыбы уже не было.

21 августа 2018 г.

Погода облачная. Ночью тепло, был дождик. Вышли 7.30, прошли два часа и увидели туристов. Действительно, три ката. Группа 14 человек. Один мотор. Они уже все сидели на катах и собирались отчаливать. Еще бы 15 минут и они бы ушли, и мы бы их никогда не догнали.

Дело в том, что мотор они только начали использовать только вчера. Соответственно, мы их догнали за счет скорости перекатов и собственной гребли. Однако после метеостанции они решили использовать мотор всегда, если позволяла глубина реки. Так что нам повезло.

Мы поговорили, кто и что. Они — это туристическая фирма «Горизонт экстрим» из Благовещенска. Руководитель Алексей. Группа собрана буквально по объявлению.

Группа шла в рамках проекта русского географического общества по изучению бассейна Амура. Посему и вертолет, и другие удобные вещи. Их забросили вертолетом примерно в 30 км ниже по реке от того места, где мы на нее вышли. Затем часть людей пошла в «радиалку» в самые верховья р. Зеи, их следы мы и видели. Потом, через пять дней они все вместе начали сплав. Шли они на день или два раньше нас.

Поговорили о том о сем, в том числе и об общих знакомых. В туризме такое бывает, когда встречаешь людей на маршруте и находишь общих знакомых. Сказав, ну, мы пошли, оттолкнулись от берега и сделав пару гребков, я спросил Алексея: «А может, нас возьмете на буксир?». Он ответил: «Давайте». Так наш поход неожиданно превратился в водно-буксировочный, чего ни разу не было раньше.

Конечно, иногда мы гребли, если для мотора было мелко, пару раз вылезали и протаскивали кат на руках, но все же это было халява в самом прямом смысле этого слова. Вечером ужин под навесом и светом от батареи. Ужин от повара, который был в группе. Остатки большой рыбы, которую они поймали. Водка вместо спирта. Мы предложили, что могли, и Серёга сделал «фирменный» напиток на спирту и кофе. Я сказал, что он недавно вернулся из Ирландии и это особый вид Бейлиса. Вроде бы поверили.

Позвонили нашему перевозчику по спутнику и сказали, что выйдем сами, но просили, чтобы он привез нам наши вещи. Обещал это сделать.

22 августа 2018 г.

Стали в 7.00. Поскольку завтрак готовят другие, то делать нечего. В смысле нет работы, которую нужно выполнять. Приятное чувство, когда ходишь по берегу и ничего не делаешь, как это и бывает в турах, организованных туристическими фирмами. Можно спокойно помыться, поговорить с людьми и т.д., в этом есть своя прелесть. Конечно, пропадает элемент самостоятельности, неопределённости и т.д., но так приятно просто слоняться по лагерю.

Вышли на воду около 9 30. Через час после выхода начался сильнейший дождь, да еще с ветром. Кроме того, мы просто сидим, не гребем, да еще и скорость за счет мотора приличная. Короче, начинает немного подмерзать.

И тут Алексей (руководитель) откуда-то из многочисленных мешков (про вертолёт помним) достает оранжевые костюмы, похожие на АЗК. Оказывается, это костюмы для летчиков, которые одеваются прямо на одежду и позволяют находиться в воде длительное время, т.е. они как поплавки. Поскольку большинство из его группы имеют на себе много одежды (помним про вертолет), то все отказываются от такой одежды. А я надел. В нем, конечно, неудобно, но зато тепло. Серега почему-то не стал.

Идем дальше. Я, засунув руки под веревки, начинаю кимарить, т.е. почти спать. Серега кричит, мол, не спи. Ему-то холодно, а мне тепло. Думаю, что даже если свалюсь я же в спец.одежде.

На следующей остановке Серега тоже решил одеться. Ему, однако достаётся костюм зимний. Это значит, что там еще внутри еще вшит синтепон. Кое-как надели, правда, капюшон не смогли. Надо сказать, что Серёга по всем правилам, все водные дни был в каске. Я-то ее после метеостанции снял, а он нет. Посему капюшон от чуда костюма и не надевается. Плюс кисти рук у меня тоже в костюме, а это означает, что только два пальца раздельные (если кто надевал АЗК, то поймет меня). В общем, так Серёга и ехал без капюшона, но ему все равно стало тепло.

Обедали на высоком берегу около зимовья. На редкость чистое место, ухоженное. Растопили там печку, на улице костёр. Обсохли, поели и даже выпили. Естественно, руководитель не пил. Ему еще рулить долго. Костюмы мы сняли. Тепло же….

В 19.00 вышли в водохранилище. Река перед впадением стала напоминает реки заполярья: низенькие деревья по берегам, болота и т.д. Мрачно и в добавок холодно.

До этого туристы между собой долго рядились, что делать: ночевать на берегу или идти до поселка. Женщины говорили что-то про исчезающее здоровье и что надо беречь его на берегу. Были и другие мнения. Мы, естественно, не вмешивались в спор, т.к. хотелось доехать в вместе с ними, а не стать жертвой междоусобной войны… Руководитель что — то решил, но ничего не сказал. Как потом стало ясно — идем в ночи до поселка Баймак.

По водохранилищу шли в темноте. О снятых в обед костюмах вспомнили пару раз, поскольку было прохладно, хотя и терпимо. Светила луна, и зрелище было необычное: гладь водохранилища, вокруг черная вода, берегов не видно, впереди контуры катамаранов. Периодически мимо мелькают топляки. Это не трупы, а плавающие деревья. Понимаешь, что, если налетим на такой, кто-то окажешься в воде и станешь топляком. Конечно, все в «спасах», но вода то холодная, да и ночью купаться совсем неохота.

где на подходе к водохранилищу

Примерно за час до прихода в поселок увидели огонек. Я сразу вспомнил старую песню группы Secret Serves…. Когда пришли в посёлок Бомнак, там уже ждал небольшой корабль-буксир, который был заказан «Горизонтом». Также нас ожидала женщина, видимо из местной администрации. Она сказал, что молодёжь нынче ленивая и за нашими вещами на берег не пойдет…. Посему оставили каты и часть вещей на берегу и пошли в ночлежку: три комнаты, несколько кроватей без белья. Однако, комната стоит 3 000 рублей. Выпили какого-то ликера 70 %, который был запасен кем-то из туристов, поели наши гала-продукты и легли спать до 5 утра.

Как известно, первый сон на кровати после палатки всегда неуютный, тревожный какой-то. И этот не стал исключением, я встал где около 4.30. Попил чаю на кухни вмести с человеком на прозвищу «Седой».

Утром сходили на могилу проводника известного писателя и геодезиста Федосеева. Проводника звали Улутикан.

Потом разбирали каты, грузились на буксир. Вышли, примерно, в 8. Обещанных кают нет, сидим на палубе. Прохладно, пасмурно. Попросил остановиться около поселка Рудный, куда должен подъехать наш перевозчик с вещами. Решил, что надо сгонять с ним в магазин и купить чего-нибудь к столу.

Через два часа подошли к поселку Рудный. Перед ним в самом узком месте водохранилища по мосту проходит трасса БАМа. Прошли под мостом, зачалились. Я съездил в магазин, взял водки, пряников, хлеба, паштет и джем «Махеев». В походе чего хочется? Правильно, сладкого, ну, и выпить, если кто любит…

Сказав Алексею, что это наш взнос, сели за стол. Стол был разборный (помним про вертолет), повар сварил картошку (опять вспомним вертолет). Посидели, поели, выпили. В это время из тумана вышло солнце. В том числе, и по этой причине пейзажи по берегам стали более симпатичными, а ближе к плотине и просто красивыми….

за спиной мост на Баме

осле обеда большинство туристов пристроилось на палубе спать, я тоже. Только я прилег на самом носу, почти как в том фильме…. Почитал журнал «Урал», который всегда беру в поход, чтоб читать на «дневках».

Вспомнил заодно, о том, что было потеряно в походе. А, такового оказалось немало: два ножа, шапка и бейсболка, флакон средства от комаров (выпал во время движения на буксире) и две маленьких рюмочки. Они были у меня в кружке и, видимо, в обед, когда доставал ложку, они и выкатились. Очень жаль. Вообще у нас существует правило: перед выходом тщательно осмотреть место стоянки. И все же. Кроме того, сломана трекинговая палка (старые палки прошли три похода, а эти австрийские и одного не смогли), погнулась стойка палатки. Сильно потрепались ботинки, особенно правый. (думаю, еще один поход можно сходить, но не такой. Такого он не выдержит.)

Пришли в г.Зея, где собственно находится плотина ГЭС около 19.00. Ребят встретил автобус. Поскольку для нас места не оказалось, мы поехали в город со знакомым Алексея, который показал нам плотину и отвёз на автостанцию. Забавно, но он приглашал нас на Чукотку, где у него брат глава администрации какого-то посёлка. Надо подумать, однако. Чукотка, конечно, далеко, но интересно. Мыс Дежнева, киты, тундра. Кто его знает, может это будет тем небольшим толчком, который приведет нас на самый, самый дальний восток нашей страны.

На вокзале выяснилось, что билетов на вечерний автобус до Благовещенска нет. На утренний мы не спрашивали. В итоге взяли такси за 12 000 руб. и поехали в Благовещенск.

Серега все дорогу болтал с водителем. Я же пристроился спать на заднем сидении. Помню, что водитель говорил, что в начале прошлого века город Зея был маленькой Францией, даже публичный дом имелся, поскольку золото мыли и тогда, и много.

Приехали в Благовещенск около 4 утра. На этом, собственно, поход окончен. Был еще осмотр города, вылазка в Китай, нас кинул на деньги квартирный аферист (пусть ему эти деньги помогут в жизни устроиться хорошо) НО это уже другая история