VI Сова бьян. Интервью с редактором. Максим Мерзляков

Arseniy Glazovskiy
6 min readJan 11, 2019

--

Максим Мерзляков, 38 лет, женат, живёт в Воронеже

Дисклеймер: так уж получилось, что не я один решил поговорить с Максимом про «Что? Где? Когда?». И буквально вчера в рамках серии интервью к Молодёжному кубку «Дружба народов. Продолжение» вышел вот этот материал. Однако мне кажется, что интервью для «Совы бьян» не стало от этого менее интересным, а, наоборот, удачно дополняет вчерашнее.

— Раскрой немного внутреннюю кухню: учитывая, что редактируешь ты много, сколько времени у тебя занимает редакторский процесс?

— Да почти постоянно :) Разные проекты висят на разных стадиях — для каких-то надо написать вопросы, для каких-то — отредактировать написанное, что-то оттестировать, что-то поправить после теста, что-то вычитать…

— Расскажи немного про этапы самого редактирования: как и где ты ищешь/помечаешь факты для вопросов? Как тестируешь? Как формируешь из вопросов пакет и т.д.

— Я довольно много читаю (навскидку 250+ книг в год, надо бы в этом году посчитать точно), из книжек в основном все выписки. Плюс какие-то идеи фоном приходят в голову, иногда даже во сне :) Писать вопросы сразу и набело не выходит, они должны отлежаться, для этого заведено много специальных файликов. Когда мне нужно какое-то количество вопросов на какой-то турнир, я лезу в эти файлики и оформляю (это самая творческая часть работы, я её больше всего люблю, и она же самая трудная). Дальше попроще — прогнал, поправил, прогнал, поправил, повторил до тех пор, пока не станет нормально. Вычитал, сдал, выдохнул :)

А ты уже записался на тестирование?

— О новых трендах: с недавних пор для поиска тестеров в Facebook, ты эксплуатируешь кота Иннокентия. Он действительно позволяет набирать людей на тесты проще и быстрее :)?

— Кот Иннокентий необычайно фотогеничен, чем я беззастенчиво пользуюсь. Начиналось с какой-то шутки типа “граждане, не соглашайтесь, пока кота не покажет”, потом вошло в традицию. При этом ни одной фотографии постановочной, честное слово — он на самом деле смешной :)

— У тебя в прошлом году был пакет в жанре новомодного редакторского баттла. Какие отличия этого формата от обычного пакета, работают ли они в плюс или в минус?

— В плане работы никаких отличий не было, а в плане идей — хотелось по максимуму нагрузить пакет чем-то необычным, что не укладывается в формат плюшевых техзаданий. Мне лично очень понравилось, хотя и было энергозатратно. Однако я осознаю, что этот пакет вряд ли годится для решения спортивных задач, он ближе к искусству, чем к спорту.
Повторять по разным причинам не буду, но пошумели славно, огромное спасибо Владу (имеется в виду второй участник редакторского баттла Владислав Король — прим. ред.), что поддержал концепцию.

— Предыдущая попытка написать сложный авторский турнир, насколько я помню, не очень удалась в плане вопросов, что стало понятно только на тестированиях, и ты решил отменить турнир, получив за такой подход многочисленные респекты. Планируешь ли ты всё-таки подготовить такой турнир? Когда?

— Респекты несколько удивили, я меньше всего хотел играть на публику. Но за авторский турнир вполне можно засчитать батл, так что с предыдущим турниром неточность. Да и не в тестированиях было дело, там материала не хватило тупо, поэтому я счел возможным подвести себя как заказчика.
Что касается планов — их, как обычно, громадьё, следите за объявлениями :)

— Интересная вещь — ретроспектива. Сейчас Максим Мерзляков — один из самых плодовитых и востребованных редакторов. 141 турнир, больше 3000 вопросов, и это только в базе, но ведь так было не всегда. Однако, если глянуть ваше с Сергеем Крупником интервью Динабанку 2012 года, то с самого названия «Мы не умеем делать простых пакетов» начинаешь подозревать, что раньше было по-другому. Меня отдельно заинтересовал вот этот фрагмент:

На самом деле, я не считаю, что мои вопросы по структуре чем-то отличаются от “табуреток”. Просто из-за пресловутого высокого порога по знайке и табуретки получаются высокими — этакими барными стульями.

Кто и в какой момент подпилил “барным стульям” ножки?

— Рынок подпилил, невидимая, так сказать, пила :) Вот, например, процитирую техзадание не буду говорить какого турнира: “Тур из 12 НЕСЛОЖНЫХ, но и не тривиальных вопросов” (капитализация моя). И это техзадание, как ты понимаешь, не блещет оригинальностью). В какой момент — трудно отследить, но уже года три точно есть тенденция к упрощению ЧГК. Приходится соответствовать, чо.

— Если говорить о Максиме Мерзлякове как о игроке, а не редакторе… Как давно ты играешь, каких успехов за это добился?

— Играю с 2002, успехов особых нет. В четырёх городах двух стран успел почемпионствовать, в чём заслуга моих многочисленных сокомандников. Но редакторский опыт в игре пригождается, так что в ближайшее время из команды, надеюсь, не выгонят.

За 20 лет до начала карьеры

— А какие успехи более ценные — редакторские или игровые? Например, что для тебя важнее и приятнее: занять высокое место на значимом турнире или отредактировать тур на тот же турнир и по отзывам понять, что он игрокам очень понравился?

— Поскольку игровых успехов у меня гораздо меньше, чем редакторских, то они и ценнее, видимо.

— Хороший пакет для тебя как редактора и как игрока — он какой?

— Здесь я не слишком оригинален — хочется играть красивые логичные вопросы с интересными идеями :) при этом (видимо, профессиональное) я не разделяю позицию, что красота идеи искупает редакторские недоработки. Все должно быть сбалансировано. Мне кажется, редактор, испортивший красивую идею плохой редактурой, виноват вдвойне — ведь из-за него эту идею уже не смогут обработать нормально другие редакторы.

— Есть ли у тебя любимый вопрос ever? Если да, какой?

— Это как с любимой книгой — очень тяжело отвечать на такие вопросы) В качестве примера неувядающей классики привожу вот этот (хоть узнал теперь, кто его автор):

Вопрос: На картах СССР первую обычно можно было увидеть в районе Харькова, Воронежа или Орла, вторую — на севере Казахстана, третью — на юге Якутии, а четвертую — на Чукотке. Назовите все четыре, если первые три абсолютно одинаковы.
Ответ: Буквы “СССР”.
Автор: Алексей Богословский (Санкт-Петербург)

А так — многие прекрасные редакторы написали за долгое время множество прекрасных вопросов. Трудно выделить самый-самый.

Ещё чуть-чуть Иннокентия

— Поговорим немного про комьюнити. Вот сейчас взлетают и расцветают разного уровня квизы и другие, будем откровенны, интересные коммерческие проекты, которые имеют целый ряд преимуществ перед «спортивкой». Так за счёт чего вообще выживает современное спортивное «Что? Где? Когда?»? Это просто инерция или мы в другой нише, или есть ещё какие-то причины?

— Трудно судить об этом, будучи вовлеченным во что-то одно и не очень вовлеченным в остальные проекты. Я квизы пробовал, мне не слишком нравится, не хватает ощущения работы головой, а не памятью. Думаю, поэтому ЧГК еще живо и будет живо некоторое время. Но тенденция к упрощению пакетов размывает грань между ЧГК и квизами, и это, с моей точки зрения, работает как в плюс движению (облегчается приток новичков), так и в минус (люди перестают видеть разницу и уходят в более развлекательный формат)

— А если говорить о технологиях в «спортивке»… Доживём ли мы до выхода на новый уровень, когда вопросы будут задаваться условно в видеоформате, а ответы собираться через какое-то мультимедийное устройство, или живой ведущий и бумажный бланк для ответа — наше всё?

— За новыми технологиями будущее — странно было бы считать иначе. Но ЧГК всегда позиционировало себя как эгалитарная тусовка, поэтому вынуждено оглядываться на тех, кого по разным причинам прогресс догоняет медленно. Однако надеюсь дожить до того времени, когда прогресс догонит всех.

— Последний вопрос: чего людям ждать от твоего тура грядущей «Совы бьян»?

— Мне кажется, я довольно дисциплинированный в редакторском плане человек, поэтому: несложные, нетривиальные вопросы, вот это всё :) Надеюсь, будет интересно.

ЧАО

--

--