Artem Filippov
14 min readApr 17, 2019

Исландия — история моего переезда

Всем привет, меня зовут Артём и я хотел бы рассказать историю моего переезда в Исландию. Переехал по работе и живу недолго, всего три месяца, поэтому возможно не оценил всех прелестей и недостатков исландской жизни. Назовем этот рассказ «Переезд и первые впечатления».

Надеюсь вам будет интересно, а кому-то, возможно, и полезно, если он наткнется на статью перед переездом. Встречал такие статьи ранее и они мне очень помогли. Кстати все фотографии в статье сделаны мной.

Мотивация

Расскажу немного о себе. Я родился в городе Надым (это север России) там ходил в школу, но почти всю осознанную жизнь жил в Санкт-Петербурге. Закончил ИТМО и проработал в ИТ примерно 5.5 лет перед переездом. Женат и есть котяра.

За всю жизнь у меня не было особого желания уезжать из России. Я прекрасно осознавал, в какой стране живу и какие у нее недостатки, но даже это не служило мотивацией к переезду. Было норм, классные люди вокруг, родственники, питерская шаверма. Думаю, что самым большим источником мотивации была моя жена, которая объяснила, почему стоит попробовать что-то новое и пожить в безопасной и стабильной стране. Да и друзья, которые переехали, очень довольны.
Почему бы не попробовать?
Поэтому моей мотивацией скорее является уровень жизни моей семьи, классный опыт, который я получу (да и уже получил от релокации), новый опыт в программировании, работа в иностранной компании, опыт жизни в другой стране, интересные знакомства и тд.

Собеседования

В Сентябре 2018 мы с женой решили, что лучше бы мне попрактиковаться в собеседованиях, потому что собеседование на английском - это сложная задача, и можно подхватить дикий нервяк.

Первые попытки

Что и случилось на моем первом собеседовании в компанию друга из Финляндии. Хоть я и не ждал особых результатов, это собеседование показало, что цель сильно дальше, чем я предполагал на тот момент. Началось все хорошо, а когда я начал переспрашивать, то сильно занервничал и сбился окончательно. Но ничего, запой еще никто не отменял, переживем.

Это была компания друга, первая попытка, так что можно было продолжить искать в легком темпе. Решили ориентироваться на скандинавские страны, но не исключали и другие варианты.
Конечно LinkedIn ваш лучший друг в этой ситуации, но еще хочу порекомендовать сайт Glassdoor. Там я чаще получал ответы от HR, и есть много информации о компании.

В мою первую волну я откликнулся на ≈7 вакансий из разных стран. Параллельно открыл профиль на LinkedIn для всех желающих. Создал достаточно неплохое резюме на английском языке, разослал и начал ждать.

Среди тех, кто быстро откликнулся, был Spotify. У них перед интервью необходимо пройти IQ тест, с которыми мне еще со школы очень везло.
И задачи с числами и картинками в тесте показались достаточно легкими. А вот текстовые нет. Приходилось переводить кучу текста в переводчике, а время заканчивалось до того, как я успевал я ответить. После телефонного созвона, они, видимо, решили, что не подхожу из-за уровня знания языка.

Исландия

Среди немногих, кто откликнулся на LinkedIn, была компания из Исландии. О ней я знал до интервью, играл в созданную ими игру, так что у меня сложилось очень положительное мнение и было преимущество – знал немного их продукт. Сильно волновался, но приветственный разговор с HR прошел хорошо и мне назначили интервью с менеджером. Т.к. оно было коротким, я тоже неплохо справился. Поговорили обо всем кроме работы, познакомились, прям как свидание, никаких технических вопросов.
У меня не было чувства, что все выгорит, я был уверен, что завалю следующее собеседование. Как потом сказала моя жена, она почувствовала, что это тот самый вариант, но не хотела говорить заранее (хотя думаю, если бы я завалил, она бы сказала ровно обратное).

Английский язык

Почему я вообще так волновался: дело в английском языке. В университете учил его спустя рукава, как и в школе, лишь бы поставили тройку или зачет. Теперь за это плачу, иногда и в прямом смысле, пользуясь услугами репетитора. Уровень английского невероятно низок, особенно для жизни в другой стране. Думаю у меня intermediate, словарный и грамматический запас очень скуден. Толерантные иностранцы часто говорят: «Твой английский очень хорош, мы тебя понимаем». Ну да, не очень-то и сложно понять ребенка, а у нас с ним примерно одинаковый уровень языка. Помню, прочитал, что для общения нужно знать 5 времен и 300 слов и не надо выдавливать из себя perfect continuous. Как-то буквально воспринял :(
Не повторяйте моих ошибок и получайте хотя бы 4- в универе.
НО! Тем не менее, даже с плохим уровнем английского стоит попробовать :) Хотелось бы, чтобы эта ситуация с прохождением собеседования без хорошего знания языка стала мотивацией для сомневающихся.

Вернемся к собесу по-быстрому. Было еще два технических интервью: одно больше теоретическое, на котором спрашивали как бы сделал то, как бы сделал это. Второе абсолютно практическое, где ребята смотрели как я программирую онлайн.

Даже во время технических интервью мы много общались на разные темы, и я сам так делал, когда собеседовал людей. Софт скиллы сейчас на первом месте, и я это поддерживаю.

Как можно понять из заголовка, я прошел неплохо к моему огромному удивлению. HR сказала, что нужно соблюсти формальности и ответ даст через неделю. Так начался период размышлений.

Размышления

Наверное самое важное, что мы узнали в тот период - это требование Исландии по карантину для животных. Каждый питомец должен провести в карантине четыре недели, за которые вам нужно щедро заплатить! Не говоря уже о куче анализов и прививок, которые нужно сделать заранее. Еще стоит упомянуть, что у вас есть только три дня в месяц на въезд с животным, так что нужно ориентироваться на определенные даты (еще и в эти три дня установлены определенные часы). Все из-за того, что Исландия – остров. Как-то еще до времен карантина сюда привезли больную собаку, она заразила кучу лошадей и многие погибли. На островах с этим делом шутки плохи, эпидемии могут устроить настоящий геноцид.

В Исландии есть свой «фирменный» вид лошадей, и правило: если ты вывез эту лошадь с острова, обратно ей путь закрыт.

Но мы решили все это пройти, да и оффер подошел через неделю. Настало время его подписать и я полетел в Исландию в начале ноября на один день, чтобы посмотреть офис и начать подготовительный процесс.

Знакомство с офисом

После, наверное, самого приятного перелета в моей жизни, я впервые увидел Исландию и был в невероятном восторге, что меня зовут сюда работать и организовали эту ознакомительную поездку. Получилось немного прогуляться по Рейкьявику до темноты.

В Исландии очень короткие дни зимой, поэтому удалось только погулять, найти шаверму и завалиться отдыхать, ведь на следующий день в офис! У меня бывает, что английский язык идет легко, а бывает, что и двух слов связать не могу. Мне повезло и в этот день английский меня не подвел: я смог связать три слова, my name is Artem. Этого оказалось достаточно. Кстати исландцы произносят мое имя как Артэм, потому что букву ё многим сложно произнести.

Офис мне очень понравился, я смог узнать все тонкости и трудности, с которыми столкнусь при переезде, пообедать с будущими коллегами, стащить йогурт из кухни себе на утро и подписать контракт. И пора домой, завтра меня ждет начало бюрократического периода. Ну и йогурт!

Подготовка

Что же мне нужно было сделать для переезда:

  • Сделать апостиль и перевести диплом, свидетельство о браке;
  • Получить мне и жене справку об отсутствие судимости, перевести, поставить также апостиль;
  • Заполнить заявления на вид на жительство;
  • Отослать оригиналы и апостилированые копии в Исландию;
  • Запаковать вещи и договорится с перевозчиками;
  • Арендовать карантин коту, сделать тест на бешенство и другие анализы.

Ну что погнали, вроде все просто на бумаге, но пришлось помотаться и понервничать. Например, апостиль на диплом в Питере ставят только в одном месте. На письма исландцы отвечают долго и явно неохотно. Еще немного путало то, что я не знал точную дату прилета. У меня в контракте стояла примерная дата: середина января, и я не мог арендовать карантин для котика. Также анализы для кота заняли приличное время и в январе кот точно бы не смог полететь, поэтому груз ответственности за рыжего я решил переложить на жену. Не зависимо от того, когда бы я полетел, жене бы пришлось лететь в определенную дату в феврале.

Исландия очень дружелюбна к котам. Однако мы встретились с проблемой поиска квартиры, где можно держать усатых. Меня предупреждали, что поиск квартиры в Исландии может быть настоящим испытанием и оказались правы, лучше заняться этим заранее. Постоянно просматривая предложения об аренде на фейбуке, я наткнулся на желанное объявление. Как оказалось, хозяйка тоже из Петербурга, да еще и обожает животных. Сняли квартиру еще до приезда в страну, совершив просмотр через скайп, что редко происходит в Исландии. Позже мы выяснили, что вообще арендодатели нас выбрали из-за кота.

Перед отъездом решил переделать свои водительские права, срок действия которых заканчивался через два года. Оказалось, что вместо шаверм и йогуртов, надо есть морковку, так как теперь я могу водить только в очках.

Ну что, вроде все прививки коту сделаны, билеты для жены куплены, документы отправлены, коробки уже в пути, с родственниками, друзьями и коллегами тепло попрощался.

Можно лететь. Это было 21-ое января, запомню эту дату навсегда. С момента оффера прошло больше двух месяцев.

Страна огня и льда

Исландия очень интересная страна со своими плюсами и минусами, давайте о ней поговорим, а то пока выходит как скучная автобиография. Добавлю только то, что для завершения процесса получения пермита нужно сдать кровь на анализы и сфотографироваться на ID.

Люди

Всего в Исландии проживает 350 000 человек, большинство в столице. За год страну посещает 1,5 миллиона туристов.

Исландцы показались мне более закрытыми и холодными, чем люди, с которыми я общался в России. Как и во всех странах Европы, они не здороваются за руку, только при знакомстве, поэтому я вызвал недоумение в глазах коллег на второй день работы, протягивая руку для приветствия.

Исландцы — очень семейный народ, всегда предпочтут вечер в семейном кругу посиделкам в баре, никогда не опаздывают домой.

Цены

Очень высокие!

Можно зайти на numbeo и проверить самому. Рейкьявик входит в десятку самых дорогих городов и это заметно.

Самые высокие цены тут на аренду квартиры, видимо из-за туристов. Квартиры стоят от 190 000 до 300 000 ISK в зависимости от местоположения и площади. Мне очень нравятся спальные районы, там мы и сняли квартиру.

Стоит оговориться, что цены на электричество, отопление и воду в Исландии ниже российских. Это из-за использования геотермальной энергии. Горячий источник сам нагреет вам воду, только трубу постройте.

Магазины

Основных сетей тут три: Bonus, Kronan и Netto.

Bonus это прям наша, родная, пятерочка. Возможно даже принимают дисконтную карту пяторочки, не проверял, очень дешевый магазин. Kronan скорее как небольшие Spar, ну а Netto – это, точно, перекресток после ребрендинга, самый дорогой, единственный 24 часа и с большим выбором товаров.

Есть магазин Hangaup, в котором можно купить одежду и продукты. То есть при атаке зомби можно не выбирать, что больше хочется, кушать или строить баррикады, можно сразу ехать туда. Но зомби будет сложно, помните про кучу тестов на бешенство для животных? Не пройдут.

Недалеко от города стоит IKEA такая же, как и в других странах. Очень удивлялись мои друзья, когда узнавали, что она тут есть.

Местная Икеа предоставляет крутую опцию: можно арендовать электромобиль на два часа всего за 1000 ISK. Он достаточно большой и дешёвый, так что мы воспользовались этим предложением, когда покупали диван для гостей.

Есть магазин Costco, что-то похожее на Метро, нужно приобрести карточку и большинство товаров можно купить только в больших количествах. Так как это американский магазин, в нем присутствует хороший ассортимент товаров из США, да и цены не некоторые позиции привлекают.

Ещё есть пара секонд-хендов, которые мне очень зашли, можно найти прям хороший раритет, книги и картины.

Ну и для любителей классического шопинга два вполне стандартных торговых центра.

Ну и отвечу на главный вопрос, да, греча есть в польских магазинах, стоит как в России.

Алкоголь продается в отдельной сети. Дешёвого сегмента алкоголя, как в России нет, но можно найти хорошие сорта за соизмеримую с Россией стоимость, например, Пино Нуар за 2300 ISK (1272) — это нормально, а вот то, что он работает до 18:00 и воскресенье — выходной, было для меня необычно.

Продукты я бы поделил на две категории: цена соизмерима и цена сильно выше (вплоть до x2).

Например, куриные яйца дороже, примерно 430 ISK, а вот молоко 155 ISK, что очень даже похоже на Россию.

Вообще могу вспомнить много соизмеримых по стоимости цен: крупы, чипсы, молочка, мороженка.

Куриные грудки — 2400 ISK за кг. Именно грудки, другие части курицы или целиком стоят дешевле. Примерно столько же стоит и форель, и мы ее берем очень часто. У курицы другой вкус, потому что она местная, с гражданством и гуляет по траве, что сразу ощущаешь. Фрукты и овощи такие же по вкусу, как и в рф, только бананы тут хуже.

Если хотите посмотреть больше цен на продукты, вот ссылка: www.aha.is/verslun/netto-mjodd

Налоги

Инструкция как посчитать налоги:

Берем свою зарплату гросс. Вычитаем из нее пенсию – 4%, так как мы хотим в старости купить дом, чтобы за него дрались дети. Если вы не гражданин евросоюза, необходимо вступить и еще платить налог за профсоюз – 0.8%, что даёт возможность участвовать в забастовках и бухать после них в баре.

Полученную сумму облагаем налогом. В 2019 году это 36.94. Если вы получаете гросс больше, чем ~850 000, то часть зарплаты выше этой суммы уже облагаем 46.24 процента, так как вы богач.

Теперь пора вернуть часть денег обратно. Город возвращает фиксированную сумму – 56447 крон, вне зависимости от дохода.

В конце года надо подать декларацию в налоговую. Если у вас только одна работа и нет имущества, ее написать легко, в противном случае надо повозиться.

Транспорт

Автобусная сеть называется Strætó и охватывает весь город. Автобусы ходят по будням часто, примерно раз в 15 минут на каждом маршруте, по выходным реже.

Один билет на автобус стоит 470 ISK (260 р.) и дает право пользоваться транспортом час с небольшим. Но у каждой семьи тут машина, ведь на автобусе все красоты не посмотришь. Стоимость бензина примерно 220 ISK за литр (127 рублей).

Чтобы добраться до международного аэропорта Кефлавик, придется воспользоваться одним из частных автобусных перевозчиков, например, Flybus.

Популярен лизинг и долгосрочная аренда авто, стоит от 40 000–50 000 ISK и доходит до 140 000 за совсем большие автомобили.

Много велосипедных дорожек, которые мне ещё только предстоит опробовать. Так как местность достаточно холмистая, время в дороге до точки и время обратно может отличаться в разы.

Климат и природа

Ну, это то, ради чего сюда приезжают туристы! Невероятно красивая природа и очень необычная. Стандартная картина — это равнина с разноцветным мхом (всего тут насчитывают 400 видов). Разные гейзеры, источники, теплые реки, горы. И все это можно увидеть уже в пределах 30 км от столицы. Если ехать дальше, все ещё круче и больше! Единственное — не очень много деревьев.

Популярная пословица, которую я могу подтвердить — ”Если тебе не нравится погода, подожди 5 минут”. Видел координальные изменения в погоде в течение часа. Просто сидишь, смотришь в окно и раз 7–9 погода меняется: то снег, то дождь, то солнце.

Ветра бывают сильными. Примерно раза три в месяц начинает дуть грозный ветер и продолжается часов 8. Особенно ощущается его мощь у океана.

Почта

Почта как почта. Если вы заказываете что-то извне (откуда тут еще можно заказать), нужно заплатить налог на добавочную стоимость — 24 процента. Регистрируете посылку на сайте и выбираете, как доставить: в постбокс, в почтовое отделение или домой.

Развлечения

“А что там делать то?” — наверное, самый популярный вопрос от людей, когда они узнавали, куда я еду. По сути, можно найти многое, хотя наш досуг изменился. Мы с женой стали больше гулять, чтобы наслаждаться красотами Исландии!

Про кафешки, боюсь, стоит забыть, очень дорого. Ходили один раз в рыбный ресторан и оставили 6900 ISK (3800), за два очень вкусных блюда без напитков.

Оооочень популярен у Исландцев бассейн. Их очень много по городу, они дешёвые (5000 крон за 10 посещений) и хорошо оборудованы. Каждый содержит 4–5 дорожек на открытом воздухе, джакузи, паровую, горки для детей и маленькие бассейны с горячей водой разных температур, в которых можно расслабиться.

Билет в кино стоит ~820 ISK. Фильмы идут в оригинале с исландскими субтитрами. Особенность — в местных кинотеатрах есть пауза посередине фильма, наподобие антракта в театре, чтобы пополнить попкорн, размять ноги и спросить про то, что ты не понял из-за английского у Исландцев.

Ещё тут много полей для гольфа, если вдруг у вас в гардеробе висит поло.

Медицина

Очень популярная в Европе схема работает и тут: лечить тебя сразу не будут, но и умереть не дадут. Если что-то жесткое, сразу окажут помощь, а так жди ещё неделю приема, может и выздоровеешь до этого момента.

Связь

Есть несколько операторов, цены похожи, примерно, по 3000 ISK в месяц, за неограниченные звонки и СМС по Исландии и 10 Гб интернета. Покрытие в городе хорошее, в горах слабое.

Мне нравится, что тут включено 5 Гб интернета в путешествиях по странам Европы и 50 минут звонков в Европу, очень удобно.

Банки

Банков тут три штуки и они очень похожи. Из удобностей: по ID в ваш банк приходят разные счета, необязательно помнить номер аккаунта и другую банковскую информацию. И вы можете логиниться в разные городские сервисы через банковский аккаунт.

Вообще, я хотел бы выразить огромный респект российским банкам. Они отличные! Все, от государственных до частных, особенно в части IT. Apple Pay, отличные приложения, виртуальные карты. Мы далеко впереди Европы и Исландии в этом вопросе.

Мусор

Мелкий мусор сортируется так: пластик, бумага, все остальное. Банки и бутылки можно сдавать, а можно жертвовать в специальные контейнеры. Деньги пойдут поисковым отрядам. Если у вас куча коробок, ёлка с нового года, куча строительного мусора, батарейки— нужно все это взять и доехать до ближайшего сортировочного центра под названием Sorpa. Там есть контейнеры под абсолютно разный тип мусора: 25 видов.

Безопасность

Одно из самых больших преимуществ Исландии. Не думал, что в России опасно, пока не ощутил реальную безопасность. Все-таки тут никто к тебе или жене не прикопается, да и мелких/взрослых гопников нет, чтобы дергать ваших детей.

А вот унести ветром вашего ребенка может. Надо быть осторожным в путешествиях, особенно в горах, могут быть сильные ветра. Но обычно дороги закрыты в такие моменты. Как закрыты и самые высокие горы зимой.

Блиц

Я задаю вопросы коротко, вы отвечаете необязательно коротко.

Хорошо, Юра.

Кто?

Ой, простите.

Есть ли запах серы? Привык?

Да, есть. Я его не чувствую уже, но моя жена после приземления почувствовала сразу. Особо напрягал запах, когда принимаешь душ или моешь посуду, короче, в воде. Иногда бывают дни, когда весь город пахнет серой, видимо ветер приносит с источников.

Скучаешь ли по России?

Да, особенно по людям! По родственникам и друзьям!

Попробовал ли ты знаменитую тухлую акулу?

Да, запах очень похож на нашатырь, но на вкус не такая противная, как ее описывают.

Куда чаще всего гоняют Исландцы?

Испания — самое популярное направление, тепло и рядом. США тоже популярны, до Нью-Йорка 5:50 лететь.

Сколько стоит подстричься, полечить зубы?

Стрижка стоит 3000–5000 ISK, зубы ~18 000, дорого.

Как тебе местное пиво?

Хорошо, есть крафт, лагеры нормальные, но до питерского ещё варить и варить.

Испытал ли ты культурный шок, прошел ли четыре стадии привыкания при переезде?

Нет, как-то все очень гладко, вливаюсь постепенно. Иногда чувствую потребность в русском языке, стал чаще слушать русские песни, но культурного шока ещё не ощутил.

А вообще был момент, что пожалел?

Нет, даже если бы меня завернули на посадке в самолет, я бы не считал такой опыт лишним.

Не боишься извержения вулкана?

Нет. Я верю людям, которые говорят, что самое безопасное место при извержении в Исландии — Исландия. Лавой точно не накроет, только пеплом, но для этого нужно, чтобы ветер подул в нужную сторону. А так, вероятнее, что все попрет на Европу, как в прошлый раз. Тогда еще Исландцы узнали об этом извержении из европейских новостей и поехали снимать его.

Оказавшись перед Путиным, что вы ему скажите?

Слушай, если с багажом полетишь, привези зефира пожалуйста, я заплачу.

Контакты

Спасибо, что дочитали до конца! Меня всегда можно найти по следующим контактам, не стесняйтесь =)

Instagram | Facebook | VK