История медиафраншизы «Властелин колец»

Anya Semikolenova
7 min readNov 29, 2019

--

Властелин колец — не просто произведение, созданное Джоном Рональдом Толкином, а целый мир со своей философией, мифологией и историей. Он появился в далеком 1937 году, снискал всемирную популярность, стал источником вдохновения для многих других авторов, но расширился до формата «франшизы» в XX веке и продолжает охватывать все новые горизонты.

Хоббит, или Туда и Обратно

Кадр из фильма “Хоббит: Нежданное путешествие”, 2012

История создания «Властелина Колец» начинается с детской сказки «Хоббит, или Туда и Обратно». Джон Толкин каждый вечер рассказывал своим детям сказки про хоббита Бильбо Бэггинса. Лишь через несколько лет в 1937 году рассказы о Бильбо стали первой изданной книгой Толкина о мире Средиземья в жанре детской литературы. Успех «Хоббита» у читателей объясняется легкостью в чтении, понятными и простыми для каждого образами (канонические элементы мифов — драконы, гномы, эльфы), уникальной атмосферой выдуманного мира. Несмотря на то, что «Хоббит» был ориентирован на детскую аудиторию, его с упоением читали и взрослые.

Издательство предложило Толкину написать продолжение «Хоббита» — именно им и стал роман-эпопея «Властелин колец». Это была уже не детская сказка, а серьезное и объемное произведение в жанре фэнтези. Изначально, Толкин задумал его как единое творение, но издательство George Allen & Unwin выпустило его как трилогию. Первая часть трилогии была издана в июле 1954 г., вторая — в ноябре 1954 г, третья — в октябре 1955 г. Споры из-за названия последней части романа отложили её издание. Толкин хотел назвать финальную часть «Война кольца», но издатели настояли на варианте «Возвращение короля». «Властелин колец» имел ошеломительный успех: он был издан в количестве 1000 экземпляров, его читали дети, студенты, офисные работники, домохозяйки, рабочие и представители высшего общества. Критики также положительно отзывались о работе Толкина. Клайв Льюис, друг Джона, считал, что эта книга переживет своё время.

Властелин Колец

«Властелин колец» — это прежде всего про многочисленные сюжетные линии, проработанную внутреннюю мифологию и философию, которые вместе образуют сказочный мир, открытый читателям для изучения. Здесь есть четкая система нравственных ориентиров и позиций персонажей.

«Мистер Толкин описывает грандиозный конфликт между добром и злом, от которого зависит будущее жизни на земле. Но все добрые у него неизменно добры, а все злодеи — злы до мозга костей; в его мире нет места фигуре злого и в то же время трагичного Сатаны».

Э. Мьюир

При написании «Властелина колец» для Толкиена было важно создать оригинальный английский эпос, который можно было бы сравнить с «Беовульфом», «Сагой о Хервер» и «Сагой о Вёльсунгах» — средневековыми мифами Северной Европы. Играя с мифами Средневековой Европы, Толкин создает уникальную мифологию, зашифровывая намеки на них. Например, образ Арагорна схож с королем Артуром, образ Галадриель — отсылка к Леди озера, персонажу из цикла легенд о всё о том же короле Артуре. Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Мифология во «Властелине колец» предоставляет возможность читателям воспринимать его мир как игровое пространство. Его теперь можно изучать, что не было возможно в «Хоббите», — и именно это становится важным аспектом для трилогии, чтобы она смогла в будущем стать полноценной франшизой. Тем не менее пока что, это просто книжный цикл, рассказывающий последовательную историю.

От книг к фильмам и играм

Кадр из фильма “Властелин колец: Братство кольца”, 2001 г.

В 1968 году права на экранизацию трилогии «Властелин колец» были проданы компании United Artists. Идеи по экранизации будоражили мысли режиссеров и продюсеров с 1960-х годов, но не были воплощены. Первые экранизации трилогии как игрового кино потерпели неудачу, поэтому пришлось обратиться к анимационным мультфильмам.

В 1977 году Артур Рэнкин и Жюль Бэсс экранизировали «Хоббита» как мультфильм. Он был ориентирован на детскую аудиторию, достаточно близко следовал тексту книги и имел некоторый успех. Затем в 1980 году они экранизировали третью часть «Властелина колец». Коммерческого успеха не последовало из-за вольного пересказа трилогии.

И вот в 2001 году вышла в прокат первая часть трилогии — «Братство Кольца», снятая режиссером Питером Джексоном. Затем в 2002 году зрители увидели продолжение «Две крепости». И заключительную часть «Возвращение короля» выпустили в 2003 году.

Кинотрилогия Питера Джексона крайне важна, ведь многие фанаты познакомились с миром Средиземья именно через нее. Безусловно, с сокращениями, трилогия фильмов является достаточно качественной экранизацией книг. Именно в этот момент можно сказать о «Властелине Колец» как о франшизе, ведь теперь это не только книга, но и серия фильмов, которая по значимости также находится очень высоко. Но также с точки зрения франшизы есть и спорный момент, ведь фильм привносит мало в сам мир, он визуализирует многие образы, но не рассказывает новых историй.

Права на «Властелина Колец» принадлежат наследникам Толкина, так что возможности вольного творчества о Средиземье отсуствуют. Поэтому следующим кинопроизведением стала новая экранизация уже существующей книги — «Хоббит, или Туда и Обратно». Мнения о фильме были скорее прохладные, ведь после выхода на экраны первой части стало очевидно, что из детской однотомной книги не создать эпической трилогии масштаба «Властелин Колец», однако интересен другой факт — создатели внесли достаточно много правок: увеличенная роль Радагаста, Саурона, Назгулов и т.д. Решения не всегда однозначные, но дают явный посыл — зрителям и фанатам дали новую информацию, за много лет во вселенной появились новые истории и детали. Скорее всего именно здесь о «Властелине Колец» можно говорить уже как о полноценной медиафраншизе.

В начале 2018 года появились новости о создании сериала по миру «Властелина Колец». В данный момент существует минимум информации о предстоящем сериале, тем не менее известно, что он опишет события до «Хоббита», но скорее всего после «Сильмариллиона», то есть покроет промежуток времени, не рассказанный в книгах. Вселенная будет развиваться, и у каждого появится шанс исследовать её постепенно. К тому же сериал — качественно новый формат, отличный как от книг, так и от фильмов.

Кадр из игры Middle-earth: Shadow of War

Как и в случае с любой современной медиафраншизой, «Властелин колец» на волне популярности экранизации Питера Джексона привлек внимание игровой индустрии. Игры воспроизводили сюжет и антураж фильмов, их персонажи обладали определенным внешним сходством с актерами, принимавшими участие в съемках «Властелина Колец». Новизну во вселенную внесла серия игр Middle-earth. В ней рассказываются события произошедшие между «Хоббитом» и «Властелином колец», лишь вскользь упомянутые в книгах. Голлум и Саурон появляются в игре как уже знакомые персонажи. Другие герои, лишь упомянутые в фильмах, такие как Келебримбор (эльф, создатель колец всевластия) в игре раскрываются более подробно и являются частью сюжета. Тем не менее события игры часто противоречат книгам и фильмам: хронология событий и истории некоторых персонажей не совпадают с оригинальной информацией.

Каноны франшизы

Каноны — явление, присущее именно современным медиафраншизам. Когда какой-то вымышленный мир начинает развиваться, и это происходит по разным направлениям (например, одновременно в кино, книгах, играх, комиксах), фантазия многих авторов, которые трудятся над вселенной, начинает противоречить друг другу и основополагающему творению. Эта участь постигла многие франшизы. Любой вымышленный мир, претендующий на серьезную проработанность, столкнётся с внутренними противоречиями, и создатель и/или читатель должен принять решение, какая трактовка информации правильная, а какая — нет. В случае с «Властелином колец» все достаточно однозначно — абсолютной достоверностью обладают только книги Джона Толкина. Тогда игры Middle-earth рассказывают неканоничную или частично каноничную историю, так как многие ее элементы противоречат оригинальным книгам. В то же время это имеет место быть в мире «Властелина колец». Пусть оно и не является «каноничным», оно строится на его основе и рассказывает свою собственную, хорошо написанную историю и является самостоятельной работой.

«Властелин колец» едва ли когда-то разрастется до масштабов крупной медиафраншизы, как, например, «Звездные войны» или комиксы Марвел и ДС. Проработанность и объемность этого придуманного мира не меньше вышеуказанных франшиз, но он связан очень строгими рамками — это ограниченные права на создание произведений и каноны, ненамеренно созданные Толкином, который изначально рассказал так много историй, что новым произведениям не так просто найти свое место в хронологии. Также стоит заметить, что при всей своей монументальности, сейчас «Властелин колец» выглядит немного старомодной вселенной, с четким разграничением добра и зла, наивной «неуязвимостью» героев, «божественным» спасение в подходящую минуту и т.д., особенно на фоне новых работ подобного жанра. Тем не менее, даже на примере Middle earth и выходящего сериала можно без колебаний сказать, что вселенная Средиземья продолжила свое развитие спустя много лет.

Актуальность проблематики

Глобальная тема «Властелина колец» — дихотомия «добра и зла», остающаяся актуальной и по сей день, по той причине, что принадлежит к ряду вечных вопросов философии, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. Трудно также отрицать религиозного подтекста «Властелина колец», которого в последствии не отрицал и сам Джон Толкин.

“Конечно же, “Властелин Колец” — религиозная, католическая книга. Я осознал это, только когда закончил ее, и пересмотрел впоследствии под новым углом зрения. Именно тогда я убрал из текста все упоминания о культах и религиозных ритуалах ибо религиозный элемент растворен в самом повествовании и его символах”

Дж. Р.Р. Толкиен, письмо к Р. Муррею от 2 декабря 1953 года

«Властелин колец» затрагивает тему ответственности, которой противопоставлена жажда обладания. Иллюстрацией к ней наиболее ярко служит «братство кольца» — компания из абсолютно разных персонажей, разделившихся почти в самом начале своего пути, продолжала выполнять поставленную перед ними миссию и смогла победить. У каждого героя своя ноша, своя обязанность, своё предназначение, но вместе они делают одно дело.

Влияние на мировую культуру

Медиафраншиза «Властелина колец» оказала неоспоримое влияние на жанр фэнтези в литературе и кинематографе. Однако, она также сформировала особую субкультуру и ролевое движение, которое появилось в 1960-х гг в кругах хиппи и до сих пор продолжает свое существование как «движение толкинистов». По трилогии «Властелина колец» созданы концептуальные альбомы, комиксы, компьютерные и настольные игры. В литературе было создано большое количество подражаний книгам Толкина, их продолжений или антитез.

--

--