краб клана Хэйке


В книжке Карла Сагана “Космос” рассказывается отличная история, которую и хочу пересказать.

В Средние Века, в Японии происходили бурные междусобицы, и один из самурайских кланов был практически полностью перебит другим. Легенда гласит, что номинальный глава того клана, семилетний мальчик-император, был потоплен своей бабушкой во время проигранного генерального морского сражения, чтобы не доставаться врагу. После этого местные рыбаки стали вылавливать крабов, на спинах которых пятна складывались в узоры, напоминающие разгневанные самурайские лица, верили, что в них переселились души императора и его подданных, и отпускали их с миром обратно в море.

Чему учит эта история? В тех условиях, когда такой сорт крабов только формировался как самостоятельный вид, для успешного распространения своих генов им требовалось что-то вроде силы, ловкости и смекалки. Внезапно, в какой-то момент, на них началось давление отбора по совершенно, казалось бы, надуманному поводу — сходству пятен на спине с разгневанным самурайским лицом.

Фактически, гены, отвечающие за формирование у крабов на спине узора, напоминающее разгневанное самурайское лицо, стали для них генами долголетия. Опаснейший хищник, сжирающий бесчисленное множество этих крабов, вдруг начал щадить (исходя из каких-то одному ему известных соображений) тех, у кого на спинах пятна складывались в причудливый узор. С каждым поколением хаотические пятна, сначала напоминавшие человеческое лицо наверное только из-за того, что люди приняли эту историю слишком близко к сердцу, становились всё более на него похожим, потому что для крабов это стало вопросом жизни и смерти.

В живой природе никогда не знаешь, что может пригодиться завтра. Бесчисленное множество механизмов функционирования живых организмов нужны только в качестве резерва на случай неожиданной ёбаной хуйни.