Живая мертвечина / Dead Alive, 1992

Режиссер — Питер Джексон

БИЧ
4 min readMar 26, 2018

Питер Джексон — режиссер, который очень умело жонглирует сумасшедшими бюджетами и каждый раз снимает либо отличное, либо, как минимум, достойное кино. В этом плане с ним могут сравниться разве что такие титаны как Кэмерон и Спилберг. Ну и Нолана сюда припишем, так и быть.

“Властелина Колец” и “Хоббита” не обязательно любить, чтобы признать: каждый доллар из выделенных миллионов направлен в дело и использован по-максимуму. Идти на компромиссы и довольствоваться тем, что дают, Джексон просто не умеет. Это режиссер впечатляющей фантазии и огромного творческого аппетита.

Новозеландский постановщик работает в этом амплуа с самого начала своей карьеры — с тех времен, когда он снимал фильмы на собственные деньги, отложенные с университетской стипендии. И даже тогда ему удавалось снимать отличные картины, которые очень хочется, но никак нельзя назвать “b-movie” — слишком уж старательно и педантично всё сделано.

Самая показательная лента того периода — комедийный зомби-хоррор “Живая мертвечина”, снятая в тот момент, когда Джексон успел поднабраться опыта и денег, но панк-рок из души молодого режиссера еще не выветрился.

О чём?

Середина прошлого века. В зоопарк небольшой новозеландской провинции прибывает необычное животное — полукрыса-полуобезьяна — вид, который водится только на Суматре. Это не результат мутаций или человеческих экспериментов, просто однажды вывезенные на остров гигантские крысы изнасиловали всех местных приматов — обычная история.

Звери эти очень опасны и агрессивны: перевозят их под строжайшей охраной и в бронированной клетке. А туземцы Суматры отрубают сородичам конечности, если тех укусила эта злобная тварь. Почему? — Совсем скоро зритель это узнает.

В центре сюжета простой молодой парниша по имени Лайонел — маменькин сынок, который во всем подчиняется своей престарелой и очень властной мамаше. Никаких прогулок после десяти, никаких подружек и других радостей взрослой жизни — только ежедневная готовка, уборка и массаж дряхлого материнского тела.

Однажды две злобные твари встречаются — обезьянокрыса и мать Лайонела: крыса кусает старуху — старуха каблуком превращает череп зверя в кровавое месиво.

На следующий день женщина начинает стремительно превращаться в зомби: у нее отваливаются уши, из всех отверстий течет какая-то жижа, а сама она вдруг испытывает нездоровый аппетит к человеческой плоти, в частности — к своему сынишке.

Конечно, самым логичным решением этой проблемы была бы ликвидация больной путем выстрела в голову из крупнокалиберного оружия. Но нет, Лайонел — парень слишком мягкосердечный для подобного. Он прячет монстра, который когда-то был его матерью в подвал, а вместе с ней — несколько горожан, успевших подхватить заразу: священника, медсестру и местного хулигана. Но долго в сырой темнице они, естественно, не задержатся.

Почему стоит смотреть?

Как я уже упомянул выше, Джексон — максималист, полумеров не терпит: если фэнтезийная эпопея, то исполинского размаха — с масштабными боевыми сценами и целыми городами в качестве декораций; если чернушный зомби-хоррор, то рекордно кровавый и жестокий.

“After you see it, you want to race out of the theater and

recommend it to your sickest friends right away”

— Peter Rainer, Los Angeles Times

Позволю себе небольшой спойлер: в финале картины есть сцена, где главный герой стоит с газонокосилкой в центре холла старинного особняка, а на него со всех сторон лезут десятки оживших мертвецов. 40 штук, если быть точным.

Так вот, эта сцена официально признана самой жестокой в истории кинематографа по соотношению пролитой крови на единицу времени — 5 галлонов (около 18 литров) в секунду. Жидкость, имитирующая кровь, поступала в отверстие около лезвия газонокосилки. Какого диаметра было отверстие, чтобы пропускать через себя такой объём, и подумать страшно.

“Живая мертвечина” великолепна в своей абсурдности и намеренной вторичности. Она не строит о себе иллюзий и не пытается казаться серьезней, чем она есть на самом деле. Это подкупает.

Кроме того, она вас рассмешит. Конечно, если вы страстный поклонник Вуди Аллена и не терпите юмора попроще — будьте готовы поёрзать на своёй отполированной заднице.

Ну а сцены расправы с живыми мертвецами и правда впечатляют своей изобретательностью.

--

--