“Анон” — монтаж реальности.

KINOZIR
3 min readJun 12, 2018

--

Режиссер Эндрю Никкола пристально исследует в своих фильмах наши мечты о будущем. В «Анон» он сконструировал мир будущего, где нет потребительской зависимости. Ценность имеет лишь чувственный заряд — искусство, личные воспоминания, эмоциональная значимость. Для всего остального достаточно обратиться мысленно к системе — и на тебе любой наряд, аксессуары, доступ к необходимой информации. Разве не об этом мы мечтаем?

Нет секретов, есть только уровень доступа. Герой фильма, роль которого исполняет Клайв Оуэн, как раз и обладает уникальным доступом по долгу службы. Он расследует преступления и ему открыта информации о каждом воспоминании любого момента жизни каждого человека, записанного и, конечно, контролируемого государством. Мы можем провести быструю аналогию с «Большим братом» Оруэлла, но эстетика фильма ведёт нас к другой галлерее футуристических образов. Конфликт зависает среди визуального ряда и неестественной мимики актёров, вглядывающихся в виртуальный интерфейс.

Когда персонаж Оуэна узнает, что появился хакер, взломавший систему и подменяющий воспоминания жертвы — на его лице вспыхивает эмоция: «Мы на самом деле получили повод для самолюбия». Охота за хакером превращается в взламывание кодов, но не столько цифровых, сколько сокрытых в интерьере и предметном окружении таинственного хакера Сейфрид. Зритель тоже должен поработать — в сюжете появляется картина, которая имеет значение для антагониста, потому присмотримся к ней подробнее. Возможно она станет разгадкой к мотивациям главных персонажей, понять которые просто посмотрев фильм, оказалось невозможно.

Кадр из фильма “Анон”.
Рисунки А. Родченко.

Авторы фильма безусловно вдохновлялись супрематизмом и советской эпохой конструктивизма прошлого века, призванной инженерно смоделировать мир социалистического будущего. Динамика кадров и ракурсы съёмки опять же дают отсылки к Родченко, Вертову, Эйзенштейну и др.

А внутри этого футуристического коллажа — классический нуар: детектив Оуэна- надломленный человек с проблемой алкоголя и бывшей женой, которую не может отпустить. Таинственный хакер Аманды Сейфрид по всем признакам — роковая женщина.

Режиссёр погружает нас в атмосферу прошлого в котором происходят события будущего, с музыкой Кристофа Бека, резкими визуальными эффектами кинематографиста Амира Мокри, великолепным монтажом Алекса Родригеса — безупречно выдержанный жанр внутри фантастической идеи стал для меня ключом к пониманию авторского замысла.

Что если в технологически совершенном мире каждый станет лишь безликим носителем, цифровой тенью общественного блага. Кто станет уникальной личностью? Что тогда будет преступлением?

Ровно на половине фильма мы слышим ответ в диалоге детектива с начальством: “Отнять жизнь — это не преступление, преступление — её не иметь”.

Дальше персонажи начинают своё регрессивное движение в сюжете, их мотивации не пересекаются, а скорее скручиваются в монтаже реальности, вымысла, и рефренов прошлого, будто для каждого из них существует своя версия этого странного мира, в котором время, это инструмент создания иллюзий.

Очень сложное режиссёрское решение практически парализовало актёров, но аплодисменты Клайву Оуэну! Точные эмоциональные оценки, чёткие графичные жесты — виртуозная игра позволила его персонажу существовать от первой до последней минуты фильма.

После просмотра стала листать страницы о искусстве ХХ века. И вот что ещё показалось в тему:

--

--