Roadtrip #1: 3000км за 6 дней

Подозреваю, что существует болезнь под названием “шилопопие”, а еще — что мы с Витей уже давно и серьезно ей больны ;) другого оправдания произошедшему не нахожу. А случилось примерно следующее:

• 25 июня вечером гражданин Булдаков улетел в Дюссельдорф подавать документы на британскую визу
  • в это же время гражданка Булдакова печатала 100 страниц документов на ирландскую визу и отчаянно скучала
  • когда вышеупомянутые граждане созвонились, неожиданно во время разговора появилась ИДЕЯ: на утро после возвращения товарища Булдакова взять машину и поехать на ней в путешествие. Но с соблюдением определенных правил: придумывать, куда ехать, не раньше, чем накануне вечером; жилье бронировать не раньше, чем в день остановки.

Что из этого получилось, читайте дальше ;)

День первый: Страна с видом на Швейцарию

Выехали из Берлина, подобрали попутчика до Нюрнберга. Попутчик всю дорогу спал, но минут за 10 до прибытия проснулся — и тут мы узнали, что он тоже айтишник, прилетел из Мексики в Берлин на собеседование, а теперь поехал кататься по Германии :)
Нюрнберг порадовал такой педантично красивой архитектурой: аккуратные коричневые домики, симпатичный замок, чистые улицы — в общем, все, как полагается приличному немецкому городку.

После обеда мы решили, что рванем в Италию, — а по пути, конечно, не можем не заехать в Лихтенштейн. Лихтенштейн вообще удивительная страна: в самом крупном городе живет что-то вроде 6 тысяч человек, но при этом по ВВП на душу населения они вторые в мире. Сама долина очень красивая: с одной стороны Швейцария, с другой — горы.

Все городочки в Лихтенштейне — из таких домиков, с красивыми садами и цветами на балконах

Вот там-то, “на единственном горнолыжном курорте в стране”, как гласило описание отеля, мы и остановились на ночь. Здесь надо отметить, что мы слоупоки и только недавно просекли фишку с Букингом: если бронировать отель день в день, практически гарантированно попадешь на скидку. У нас в итоге все места проживания были со скидкой от 25 до 70%.

День второй: Мистер Фог(г)

Проснулись под перезвон коровьих колокольчиков…и шум дождя. В этом минус внезапного путешествия: погоду мы посмотреть не удосужились. Хайкинг в парке Эла отменился, решили ехать прямиком в Милан, но через горы и вдоль озера Комо.

В какие-то моменты дождь лил стеной, а от крутизны серпантина кружилась голова — но я все равно считаю, что нам повезло. Из-за дождя образовался красивейший туман, а горы прорезали бурные водные потоки. Если поедете, обязательно проедьте через Splugenpass — волшебной красоты место!

Наша дорога

По пути попали в неприятную ситуацию: на заправке с самообслуживанием перед, собственно, заправкой надо приложить карточку — а с нее сразу списывается 100 евро. Топливо у нас вышло на 50, поэтому, когда повесили шланг на место, ожидали, что половина сразу же вернется. Но нет! Мы поплясали с бубном вокруг машины, сбегали в близлежащий магазинчик (где нас вежливо послали — типа к заправке они отношения не имеют), позвонили по указанному на банкомате номеру техподдержки (там по-английски не говорили совершенно; пробовали 5 раз), в итоге таки выяснили, что через 10 минут должен приехать менеджер (который как раз имеет отношение к заправке). Менеджер не появился и спустя 20 минут (ооо, как мы тут вспоминали пунктуальных немцев!), зато через 30 минут на счете появились блудные деньги. Как оказалось, мы еще относительно удачно попали: у многих и большие суммы подвисают на дни, а то и недели. Так что, если что, лучше кешом ;)
Милан не понравился мне еще 5 лет назад, когда я была здесь в командировке. В этот же раз — еще больше. Самая красота — Дуомо — завешан рекламными щитами; вокруг снует огромнейшее количество сомнительных лиц, предлагающих веревочки за бесплатно (в чем прикол, мы так и не догадались). В ресторанчике с рейтингом 8.8 на Foursquare (Salsamenteria di Parma) отведали плавающих в жире равиоли и безвкусную лазанью (а вот нарезка разных сортов мяса была очень даже!), затем в баре Duomo — капучино по 9 евро за чашку (wtf??). И тут мы поняли, что не срослось у нас с этим городом :) и рванули в Ла Специю.

По пути забронировали agriturismo и не прогадали. Сначала по серпантину поднимались над сияющей огнями Ла Специей. Затем не могли надышаться коктейлем из моря, лимонов и каких-то неизвестных нам цветов. Ну и наконец-то получили достойный Италии ужин: нежнейшие равиоли (не в пример миланским), домашнее вино и алыча из собственного сада. Хозяева не говорят по-английски, поэтому общаться приходилось через другого их гостя-итальянца, но вроде как никого это не смутило (или все были настолько милы, что мне так показалось).

Вот ссылка на агритуризмо:

Да, и, кстати, вот ссылка на скидку 1000 рублей: надо перейти по ней и забронировать любое жилье:

День третий: За пятеро земель

Ла Специя

В Ла Специю, собственно, мы приехали по одной причине: побывать в Чинкве Терре — пяти живописных деревушках на побережье. До 19 века они были отрезаны от большой земли, пока сквозь горы не построили туннель и проложили железную дорогу. До них и сейчас можно добраться только на поезде, поэтому пришлось доехать до Ла Специи и бросить машину на парковке. К слову, обычно все парковки платные, от 2 до 5 евро в час, но мы каким-то образом умудрились найти бесплатную — делимся: Parcheggio Piazza d’Armi

На заметку: мы побывали в трех городах из пяти, и самые красивые и необычные сувениры были в Вернацце недалеко от вокзала.
Вернацца

Стоимость билета на поезд между любыми двумя точками — 4 евро. Можно купить дневной проездной за 16, если собираетесь много ездить. Поезда ходят каждые 15–20 минут, но часто задерживаются — поэтому в реальности получается раз в 30–40 минут.

Между деревушками проложены хайкинговые маршруты: синий (оборудованный и платный, 7,5 евро) и белый/красный (более сложные и бесплатные). Мы решили выступать на расслабоне и пошли на синий между Вернаццей и Монтероссо аль Маре. Идти всего 3,5 км, радостно подумали мы, за часик как раз дойдем. Но не учли, что “оборудованная тропа” — это скалистая узкая дорога и скромная веревочка, обозначающая край обрыва. В некоторых местах даже страшновато немного :) и вот ты горным козликом сначала поднимаешься на 140 метров вверх, причем довольно отвесно, а потом скачешь на 15–20 метров вверх-вниз.

Вот именно по этим горам мы и шли вдоль береговой линии

Но сама дорога восхитительна! С одной стороны бирюзового цвета море, с другой — гора, которую ты огибаешь. Идешь через лес, лимонные сады и виноградники; туристов не особо много. Порой из-за поворота показывается один из городков — прелесть да и только!

Участок хайкингового маршрута
Неожиданно — домики для кошек где-то посреди маршрута

После хайкинга пошли купаться в море, но, по крайней мере, в Монтероссо оно было очень неспокойное — можно было разве что попрыгать на волнах недалеко от берега; дальше заходить было бы опасно.

А это уже показался Монтероссо

Ну и в завершение дня поехали на ужин в Манаролу — очень симпатичный ресторанчик Il Porticciolo. Вкусные морепродукты, но самый восторг — тирамису! Приносят 4 разных вида: классическое, киви, шоколадное и кофейное, — и ото всех просто не оторваться.

Манарола

Очень хотелось задержаться в этом месте еще, но время поджимало, пришлось выезжать в отель, который мы забронировали под Флоренцией. Это была, наверное, самая выгодная находка: вместо 280 евро за номер мы заплатили всего 80.

Гостиница, конечно, огонь; мы еще заезжали ночью и почувствовали себя аристократами, возвращающимися в загородную виллу: перед машиной медленно открылись красивейшие кованые ворота, мы проехали по длинной освещенной аллее и саду, а потом пошли искать, какое же из строений наше :) к счастью, нашли!

День четвертый: Нашествие

Я очень хотела посмотреть Флоренцию, раз уж мы оказались в том регионе: в свое время меня впечатлили Венеция и Верона, и по отзывам Флоренция должна была оказаться не хуже. Но что-то пошло не так :) возможно, было ошибкой ехать в супертуристический город после природных красот:

• мы постояли в пробках
  • потом долго крутились и пытались найти парковку (в центре — 5 евро в час)
  • пошли гулять и были снесены толпами людей.

Наверное, если бы мы были фанатами музеев, впечатления были бы другие. Но мы любим просто гулять по городу, изучать архитектуру, присматриваться к местным жителям, стараться прочувствовать атмосферу. Когда идешь плечом к плечу с отрядами туристов, весь шарм города безжалостно растаптывается в пыль. Единственное, что сгладило впечатление, — это Санта Мария дель Фиоре. Невероятное сооружение! Наверное, второй после Саграды Фамильи собор, который вызвал шквал эмоций. Да, и смотреть на него лучше либо в 5 утра (когда вокруг никого нет), либо с площади Микеланджело (как говорится, большое лучше видится на отдалении).

Спустя пару часов мы уже засобирались обратно, а на обед решили заехать в Болонью. Смело рекомендую вам местечко с домашней пастой и соусом болонезе — Osteria dell’Orsa. Большая и очень вкусная порция за 6 евро, хотя сам ресторан выглядит как советская столовая.
Удивительно, но Болонья понравилась даже больше, чем Флоренция: больше архитектурного разнообразия, больше воздуха и зелени. Правда, когда мы приехали, по всему городу стоял непрекращающийся треск — как оказалось, из-за дождливой погоды случилось нашествие сверчков. Даже не представляла, как это может быть громко!

Деревушка, где мы остановились на ночлег

Погоду на следующий день обещали неплохую, поэтому мы поехали прямо на север Италии, поближе к парку Эла, который нам пришлось пропустить во второй день. И здесь у нас снова случился какой-то сказочный B&B:

Хозяева посоветовали нам ресторанчик традиционной кухни — Crotto Belvedere. И это было с ума сойти как вкусно и красиво: сырная полента с хвойной веточкой и свиными ребрышками, в компании местного вина, в окружении гор, с видом на речку и старинную церквушку. Очень хотелось говорить стихами и по-итальянски :)

День пятый: Finita la commedia

Еще раз упомяну наш B&B: в нем был самый вкусный завтрак за эту поездку! Хозяйка испекла яблочный пирог и хлеб, принесла нарезку местных ветчин (особенно понравилась брезаола) и сыров. А еще были какие-то невероятные йогурты из альпийского молока :)

Погода стояла чудесная, мы, воодушевленные, начали двигаться в сторону парка, но тут Витя заметил недалеко от дороги водопад. Полицеский разворот, паркуемся и, попискивая от восторга, бежим смотреть. Честно говоря, я уже видела водопады в своей жизни, но такого огромного — никогда! Уже метров за 20 нас окутала водяная взвесь; пока фотографировались, промокли чуть ли не насквозь. Поблизости тусовалась небольшая группка альпинистов из Швейцарии, а так — практически никого вокруг. Мощь!

Учусь на лепрекона

В парке Эла мы ехали похайкать к Alp Flix, от нашей гостиницы путь составлял около часа. На самом деле, мы начинали вопить от восторга каждые 5 минут и экстренно съезжали на обочину :) невероятной голубизны озера, припорошенные снегом горы, очаровательные городки в долинах. По пейзажу напомнило распиаренные озера Комо и Гарду, только в более первозданном виде: не такие заселенные и застроенные.

Одной из точек на маршруте было озеро Марморейра, фотографии выглядели просто волшебно. Но никому верить нельзя в этих интернетах :)
К Alp Flix, как оказалось, автодороги нет, доехали до парковки и пошли пешком. В этот момент уже налетел сильный ветер, резко потемнело небо, а температура по ощущениям была градусов 5. Поэтому мы надели на себя практически всю одежду, что была, непонятно зачем взяли зонтик (с таким ветром мы на нем бы и улетели) и решили дойти хотя бы озер Фликс. Озера оказались двумя небольшими болотцами, но не суть :)

Только мы вернулись обратно, как ливанул дождь, а по горам пополз туман. Ждать просветления явно не имело смысла, поэтому мы забукали отель в Мюнхене и погнали. Милая, милая Германия, думали мы, здесь нет таких бешеных водителей, как в Италии, и роуминга, как в Швейцарии. И тут мы поняли, что сегодня вечер воскресенья, а последний раз мы ели в нашем B&B с утра. Если вдруг вы не знаете, в Германии в воскресенье закрыто 99% магазинов, а рестораны под вечер забиты под завязку. К счастью, со второй попытки мы попали в классный греческий ресторанчик под названием Thalasso. Очень вкусно, а с учетом нескольких комплиментов от шефа — еще и суперсытно.
С жильем мы снова выпендрились и со скидкой заехали в прекрасный эко-отель в скандинавском стиле. Запах дерева в номерах, очень удобные кровати и минималистичный дизайн выше всяких похвал!

Ну вот, собственно, и все, после Мюнхена мы напрямую поехали в Берлин. Думали еще заехать в Баштай, который так нас поразил прошлым летом, но поняли, что уже перенасыщены впечатлениями.

Итого:

• проехали 3058 км за 6 дней
  • прошли пешком 35 км
  • аренда машины обошлась в 172 евро
  • платные дороги в Италии — около 50 евро
  • дней с плохой погодой: 2
  • расстроились из-за дней с плохой погодой: 0 раз
  • хочется повторить: еще много-много раз!