Поиски работы в Берлине: кейс продакт-менеджера (часть 1)

Anna Buldakova
No Flame No Game
Published in
4 min readJul 30, 2016

Когда Витя получил офферы из Берлина и из Парижа, и нам надо было решаться на какой-то из них, мы, конечно, смотрели и на перспективы трудоустройства для меня. И по этому пункту Берлин однозначно выигрывал: ну как же, IT-столица Европы! Google, Amazon, Microsoft, да еще куча всяких стартапов! Выбирай не хочу.

А вот и фигушки.

Так получилось, что искать работу я начала уже буквально перед самым переездом, в конце мая. И тут выяснилось несколько неприятных вещей:

  • во-первых, если говорить про крупные корпорации, разработки у них тут нет. Техподдержка, сейлзы, биздев — пожалуйста, но для меня, увы, мимо кассы;
  • во-вторых, если говорить про стартапы, для многих критично знание немецкого, потому что в команде одни немцы;
  • в-третьих, если говорить вообще про всех, оказалось, что соответствующее образование — весьма важный фактор. Не думала, что айтишные компании могут быть консервативными в этом вопросе, а вот поди ж ты. Забавный разговор случился у меня с рекрутером одной крупной компании. “Вы, — говорит, — подали заявку на позицию Product owner в нашем отделе поиска. И у вас диплом журналиста. Вы примерно представляете, чем вам предстоит заниматься?”. “Ну да, — отвечаю, — я в Яндексе примерно то же самое делала”. И рассказываю ему так подробненько, с какими технологиями мы работали. “Впечатляюще, впечатляюще, — говорит рекрутер, — а вы знаете, что у наших разработчиков у всех PhD?”. Тут я немного прифигеваю и отвечаю, что в нашем департаменте тоже каждый второй если не PhD, так хотя бы кандидат в PhD. “Замечательно, — радуется рекрутер, — я передам тогда вашу заявку выше. Но если вдруг что пойдет не так, у нас еще открыта позиция в digital marketing. Как вы относитесь к SEO?”. В итоге они-таки сделали мне оффер после того, как я прошла около 5 раундов, в том числе технический case study. На собеседовании “разработчик с PhD” не знал, что такое коллаборативная фильтрация, а услышав про ABT, чуть ли не расплакался. Оказалось, он уже несколько месяцев пытался убедить руководство внедрить АБ-тесты, но все безуспешно. “Как же вы в продакшн что-то катите?” — поинтересовалась я. “Ну вот продакт дает отмашку, и катим. А потом сидим и не дышим, чтобы ничего не сломалось”.

В общем, самих вакансий было не так уж много; откликов, по упомянутым выше причинам, еще меньше. Искала я преимущественно на Linkedin и поглядывала еще на berlinstartupjobs.com, но на последнем почти везде требовался опыт от 5 лет. Итого я отправила около 15 заявок, на 7 из них получила положительный ответ от рекрутеров. И вот тут тоже было много смешного (названия компаний не буду писать, мне кажется это немного неэтичным):

  • [маленький, но уже известный стартап] пригласили меня на собеседование с их продактом. В день собеседования сообщили, что у них, к сожалению, сейчас пересматривается бюджет, и вакансия закрыта. Через месяц написали снова, сказали, что вакансия опять открыта, и они будут рады со мной пообщаться. Спустя два дня пришло письмо, что по не зависящим от них причинам вакансия закрыта. Вот думаю, ждать ли от них весточки еще через месяц?
  • [крутая большая компания — у них вообще-то нет офиса в Берлине, собеседовалась ради опыта в лондонский филиал] успешно прошла несколько раундов, впереди — кажется, последнее интервью. Накануне, часов в 12 ночи, приходит письмо от рекрутера: “Дорогая Анна, узнал, что вы отлично справились с интервью, получил прекрасный отзыв. Давайте договоримся о созвоне, расскажу о дальнейших шагах”. С удивлением спрашиваю: “Дорогой Алан, а разве интервью не завтра?”. Получаю ответ: “Дорогая Анна, простите, я, кажется, поторопился!!! Извините меня, пожалуйста!!!”. Я, конечно, написала ему, что все в порядке, но никакого отклика не получила. Теперь переживаю, не приключилось ли что с бедолагой в порыве чувств.
  • [маленький стартап] прошла собеседование с рекрутером, на очереди разговор с продактом. Звонит: “Вы знаете, мы, к сожалению, уже закрыли вакансию, но не хотите ли попробоваться к нам фотографом?”. Действительно, почти одно и то же.

Итого (после того, как отсеялись эти трое) у меня параллельно шло 4 рекрутинговых процесса. Подробнее про них расскажу уже в следующей серии ;)

--

--

Anna Buldakova
No Flame No Game

AI/ML Product manager at Facebook (ex-Intercom, ex-Yandex).