Неделя на Камчатке. Вулкан Толбачик

Alexey Milekhin
6 min readSep 1, 2018

Мы выбрали Толбачик, как одну из точек нашего маршрута, по совету нашего гида Артема и не пожалели. Этот вулкан извергался совсем недавно – в 2014 году. Поэтому в окрестностях Толбачика все напоминает об извержении.

Дорога к вулкану

Прилетели на Камчатку мы в последних числах июня. Перелет из Москвы занимает около 8 часов. Нам в этот раз повезло – из-за овербукинга мы получили места в бизнес-классе Боинга 777. Поэтому восемь часов пролетели незаметно, я чувствовал себя чуть ли не комфортнее, чем дома – смотрел новинки кино, развалившись в просторном кресле и уминал блюда из меню бизнес-класса.

Когда ты прилетаешь и выходишь из самолёта, первое, что ты видишь – это «домашние вулканы» Камчатки. Это несколько крупных вулканов в непосредственной близости от Петропавловска-Камчатского. Вот например вулкан Авачинский или как его любя называют местные – «Авача».

Мы сошли с самолёта, у аэропорта встретились с нашим гидом и тут же выехали в сторону вулкана Толбачик. Дорога к Толбачеку занимает весь день. До вулкана около 600 км вглубь полуострова на север. Треть этой дороги проходит по асфальтированному шоссе (в неплохом состоянии, кстати), треть по гравийке и последнюю треть пути придется преодалеть по бездорожью.

Проехав несколько часов мы остановились в местечке под названием Малково. Здесь находится источник природной минеральной воды, которую, кстати, разливают Прямо тут же в бутылки и продают по всему полуострову, а также природные купели с горячей водой. Вода в купелях около 35–40 градусов, нагревается от вулканической активности под землей.

Следующая остановка на нашем маршруте – посёлок Мильково, который находится на полпути к Толбачику. Здесь можно пообедать домашней едой в местной столовой и купить еду про запас в одном из магазинчиков.

Пообедав, мы продолжили свой путь. Чем ближе подъезжаешь к Толбачику – тем невероятнее становятся виды.

Первый мишка

После нескольких остановок «пофоткать» мы уже было задремали, как услышали удивленный вскрик Артема. Сбоку на дороге шатался мишка.

Медведи на камчатке – вещь обыденная. Встречаются не реже собак, как по мне. Местные жители реагруют на них с крайней опаской и стараются ретироваться сразу же, как только в их поле зрения попал косолапый. И у такого поведения есть причина. Почти у каждого камчадала есть в запасе история, как какому-нибудь медведь отгрыз некоторые части тела.

Мы, будучи непуганными москвичами, опасности от мишек, находящихся в 100 метрах от нас не чувствовали. Тут, видимо, сказывается большой опыт посещения зоопарков. Но действовали мы, конечно, в соотвествии с указаниями нашего гида, чтобы не искушать судьбу.

Поделившись друг с другом впечатлениями от встречи с косолапым, мы съехав с гравийки и попали на территорию настоящего бездорожья. Местность стала гористой, по пути встречались горные речки, которые приходилось форсировать. В лесной части маршрута мы столкнулись с большими перепадами высот.

Подъехав почти вплотную к Толбачику мы поднялись на одну из сопок. Помимо невероятного вида, я испытал настоящий шок от открывшейся картины – повсюду стеной кружили комары. Куда ни посмотри, все было застлано ордами кровопийц. Хорошо, что Артем взял три шапочки, напоминающие костюм пчеловодов – с сеткой для защиты головы. Это спасло ситуацию.

Ближе у ночи мы доехали до места нашей стоянки – бывшего лагеря вулканологов у Северного Прорыва – места, где лава вышла наружу во время извержения.

Наш лагерь внизу

Разогорев еду на горелке и откупорив пару банок пива мы выпили за начало нашего приключения и разошлись спать. Мы ночевали в палатке, а Артем в машине.

Конус у северного прорыва

На следующий день мы первым делом отправились на ближайший к лагерю конус. Конус – это гора, образовавшиеся после извержения на месте выхода лавы.

Начав своё восхождение мы повстречали группу немецких туристов, предводитель которой очень сносно изяснялся на русском.

Из-за цвета породы пейзажи вокруг были марсианские.

Когда мы достигли вершины конуса, открывшийся вид поражал воображение.

Это были бескрайние просторы, заполненные вперемешку то зеленью лесов, то почерневше лавой. Такой первобытный пейзаж напомнил мне фильм Парк Юрского периода.

Мертвый лес

Следующая остановка – мертвый лес. Часть леса, залитая лавой при извержении. В некоторых местах здесь жизнь уже взяла своё и то тут, то там виднеются новые ростки и молодые деревца.

Помимо красивейших природных пейзажей, здесь можно увидеть останки потерпевшего крушения грузового вертолета и несколько небольших пещер, в которх можно полазить.

Клешня

Финальная точка нашего маршрута – еще один конус, с которого открывается живописный вид. Второй конус находится рядом с местечком под названием Клешня. У Клешни разбит лагерь туристов, есть даже несколько деревянных домиков.

Дальше Клешни проехать на джипе мы не смогли и отправились покорять «вершину» на своих двоих. Под ногами начался снег, который затруднял движение. Вскоре нам открылось целое поле застывшей лавы. Это было невероятно.

Обогнув Клешню сбоку по снегу мы прошли несколько сот метров по плато из застывшей лавы и поднялись на конус. Здесь вид также потрясал воображение, но от зелени не осталось и следа – повсюду поля снега и причудливо застывшей лавы.

На обратном пути мы встретили несколько доброжелательных туристов из Австрии. Видимо, этим ребятам не хватило австрийских гор. На Камчатке действительно много иностранных туристов – заключили мы.

Вернувшись в наш лагерь у Северного Прорыва, мы заночевали. На следующий день нам предстояло возвращаться в Петропавловск-Камчатский.

Вторая встреча с косолапым

Вернулись в город мы без особых потрясений, если не считать вторую встречу с медведем.

На этот раз мишка застал нас на импровизированном привале, когда мы пиле кофе, пытаясь хоть как-то взбодриться сутра. Как и в первый раз, самым глазастым оказался Артем (вот что значит жить всю жизнь в окружении косолапых хищников). Крик Артема прорезал воздух и через 10 секунды мы все уже были в машине, побросав еду и кофе. Мы стали приглядываться к тому месту, где был медведь. Крохотная фигурка медведя бродила в 100 метрах от нас у начала парковки.

Мы сделали вывод, что соваться в придорожные леса нужно с максимальной осторожностью, чтобы не нарваться вот на такой сюрприз.

Впечатления

Впечатления от посещения Толбачика остались самые лучшие. Нам очень повезло с гидом и с погодой. Артем оказался знающим и веселым «руководителем экспедиции», вел нас твердой рукой по маршруту и рассказывал интересные факты про Камчатку. Температура воздуха была около 25 градусов, было солнечно, поэтому фотографии получились хорошими. Ну и про красоту этого места думаю не нужно писать отдельно.

Из минусов могу назвать только удаленность вулкана от Петропавловска-Камчатского. Но это тот дискомфорт, который с лихвой окупается огромным количеством незабываемых впечатлений.