Что происходит в Чили с валютой и ставкой ЦБ

Бизнес в Чили
4 min readNov 21, 2022

--

Долгое время экономика Чили развивалась достаточно активно, в том числе благодаря крайне низким (для Южной Америки, да вцелом для всего мира) кредитным ставкам, которые в течение 10 лет держались в районе от 3–5 пунктов, в конечном счете достигнув 9 июня 2021 года показателя 0.5 пункта. Однако уже с октября 2021 года ставка неуклонно росла, скорее всего низкая стоимость заимствований дало свои плоды и в условиях пандемии дало экономике и бизнесу хороший стимул к развитию. Конечно же последствия в виде падения курса национальной валюты не должны были заставить себя ждать долго.

Бизнес-локации Сантьяго.

С начала 2022 года, а особенно после вторжения России в Украину, придавшей экономике мира турбулентность, которую не видели с 2008 года — правительство Чили любыми путями пытается сдержать падение курса национальной валюты. Это почти получается, однако из-за такой установки на стабильность песо — по состоянию на ноябрь 2022 года ставка рефинансирования центрального банка составила 11.25 пункта, то есть выросла за 1 год в 20 раз, что является абсолютным рекордом среди развитых стран.

Чили придерживается позиции удержания стабильности валюты и экономики, в отличие от соседей (Аргентина) или например таких стран, как Турция, которые выбрали стратегию накачивания производственных мощностей и стимулирования бизнеса путём накачивания финансами, а также снижением реальной стоимости рабочей силы. Хотя, конечно, следует учитывать совершенно разные в экономике ситуации, даже исторически.

Конечно, путь поддержания стабильности и сохранения доходов населения — это закономерность для Чили, так как ожидать от президента Борича, пришедшего к власти на волне предреволюционного состояния общества, чего-то другого было бы странно. Чили — демократическая страна, понемногу перестраивающаяся от неолиберальной модели экономики к более социально-ориентированному государству, а потому классические фокусы политиков “пообещал — не сделал” тут едва ли пройдут.

Здесь всё ещё свежи воспоминания о 2019–2020 годах, когда фактически по всей стране вспыхнул настоящий народный бунт. Многое изменилось с той поры, в том числе сменился и президент.

Чилийский бунт 2019. Фото — Gettyimages.
Чилийский бунт 2019. Фото — Gettyimages.

Нельзя не отметить, что детонатором народного гнева стало значительное повышение стоимости проезда в общественном транспорте, а зачинщиками, как ни парадоксально стали обычные школьники, достаточно быстро в последствие поддержаные студентами, мигрантами и конечно же “маргинальными” слоями общества. Тем не менее, несмотря на экономические потери из-за бунта, скорее всего, он того стоил и государство обратило внимание на множество проблем “маленького человека”, правительство стало пытаться менять многие аспекты жизни государства, проводить социально-направленные реформы и задумалось о несправедливости распределения богатств, которая держится за счёт сильной монополизации в экономике страны (что говорить, до сих пор часть миллиардеров — это бывшая “тусовка” Пиночета). Спустя 3 года после “почти-революции” изменилось не многое, но позитивное направление есть и это хорошо!

Чилийский бунт 2019. Фото — Gettyimages.

Возвращаясь к ставке центрального банка Чили. Исходя из экономических показателей можно уже говорить, что правительству удалось удержать курс национальной валюты (Песо) в пределах разумного падения около 20% к доллару. Видимо, такой и была предельная точка отсечения. Ждать повышения ставки ЦБ в Чили уже не приходится. Остальное будет зависеть от международной конъюнктуры и экономики соседей. Можно осмелиться спрогнозировать, что к концу 2023 года ставка вернётся к своим усреднённым за 20 лет показателям и едва ли будет уходить выше или ниже корридора 3–5 пункта. Это возобновит возможности ипотечного и бизнес-кредитования, которые в данный момент существенно ограничены.

Напоследок скажу, что наверное, самая пострадавшая от такой ставки центрального банка Чили является сфера строительства жилой недвижимости, которая, как и во многих других странах мира, завязана на ипотечное кредитование. К какой-то катастрофе это не привело, так как строительные компании и инвесторы уже успели зафиксировать свои прибыли или банально могут не торопиться с продажей недвижимости, которую строили или покупали с длинным кредитованием по ставке 1–4%. Многие также выбрали и свой путь — продажи объектов в рассрочку.

Сельскохозяйственная и многие производственные сферы активно субсидируется через предоставление специальных ставок по государственным программам — так что вцелом их не касаются данные проблемы. Крупный бизнес, представленный в Чили, является, в основном, частью глобальных корпораций и у них имеются, как собственные фонды, так и большой выбор, каким образом добыть дополнительное финансирование. Сфера услуг справляется и с данной ставкой вполне успешно, хотя многие программы развития, рыночной экспансии, конечно же сокращаются.

Очень рекоммендую почитать интересный документ, который даст Вам понимание, как развивается Чилийская экономика с позиции крупных инфраструктурных проектов: https://concesiones.mop.gob.cl/Documents/2021/2021_Cuenta_Publica_2020.pdf

--

--