Как Джордж Лукас придумал оригинальные «Звёздные войны»

Джорджу Лукасу — 76 лет, и по такому знаменательному поводу Chewie’s предлагает вам совершить небольшое мысленное путешествие во времени в 70-е и почитать о том, чем вдохновлялся режиссёр и как проходил творческий процесс создания оригинальных «Звёздных войн».

Начиная с самых первых его фильмов, Джордж Лукас намеревался снимать кино об актуальных проблемах окружающего его общества. Многие из его студенческих фильмов имели социальную или политическую составляющую. Его первый полнометражный фильм THX 1138 1971 года, выросший из студенческого короткого метра, был пессимистическим отражением беспокойства, охватившего США эпохи Вьетнамской войны и Уотергейта. По сюжету картины, в перенаселенном будущем общество с помощью наркотических веществ контролируется авторитарным правительством, сделавшим любое самовыражение вне закона.

Трейлер THX-1138, реж. Д. Лукас, 1971

В 1967 году Джордж Лукас получил диплом бакалавра изящных искусств в области кинематографа в университете Южной Калифорнии, где познакомился с целой плеядой будущих коллег и друзей, в том числе режиссёрами Стивеном Спилбергом, Фрэнсисом Фордом Копполой и Джоном Милиусом. Его призвали в армию для прохождения военной службы во Вьетнаме, но он был от нее освобожден из-за обнаруженного диабета и в том же году вернулся в университет для изучения кинопроизводства. Тем не менее, хотя Лукас и избежал личного участия, Военное вмешательство США во Вьетнам (1965- 1975 гг.) оказало огромное влияние на всё американское общество и творчество режиссёра. Лукас близко к сердцу принял тот факт, что эта война выбила страну из равновесия и после THX 1138 был полон решимости снимать фильмы о ней в трёх ипостасях: прошлом (отсутствие войны), настоящем (реальность войны) и будущем (аллегория войны).

Трейлер «Американских граффити», реж. Д. Лукас, 1972

«Американские граффити», которые Лукас снимет в 1972 году, должны были показать беззаботную жизнь американского общества до убийства президента Джона Кеннеди в 1963 и вторжения во Вьетнам. «Апокалипсис сегодня», над которым изначально вместе работали Лукас и Милиус, а впоследствии воплотил в жизнь Фрэнсис Форд Коппола в 1976–1977 гг., должен был показать ужасы Вьетнамской войны в близком к документальному стилю. «Тогда никто ещё не знал каким это было безумием. Эти вещи ещё не были достоянием общественности» — рассказывал режиссер в одном из интервью. «Звёздные войны», существовавшие в университетские годы Лукаса только как формировавшаяся абстрактная идея, под влиянием работы над «Апокалипсисом сегодня» стала обретать почву под ногами как футуристическая аллегория на Вьетнамскую войну. Лукас был очарован идеей о том, что крошечная нация может преодолеть натиск крупнейшей военной силы на Земле. В одной из записок, предваряющих работу над сценарием «Новой надежды», режиссёр напишет: «Огромная технологичная империя преследует небольшую группу борцов за свободу».

Начав писать сценарий «Новой надежды» в 1973 году, Лукас вдохновлялся космическими фэнтези, которые любил в детстве, вроде сериала «Флэш Гордон» 30-х годов, французской серии комиксов «Валериан и Лорелин», «Метрополисом» Фритца Ланга, «Лоуренсом Аравийским» Дэвида Лина, спагетти-вестернами Акиры Куросавы и Сержио Леоне и т.д. В интервью 1974 года Лукас описывал будущую картину как «научную фантастику в духе «Флэша Гордона» или «2001: Космическая одиссея» встречает фильмы о Джеймсе Бонде, в космическом пространстве с летающими в нём звездолётами». К июлю того же года Лукас закончил первый черновой вариант сценария, обозначив ключевые темы будущей картины, и, впоследствии, франшизы: отношения человека и машины, важность дружбы и социальных обязательств, важность выбора правильного пути.

Во второй черновом сценарии, законченном Лукасом в январе 1975 года, уже вырисовывались конкретная сюжетная структура фильма вместе с очертаниями будущей франшизы: подзаголовок, на манер космических фэнтези 30-х, получил эпизодический номер, а сам сценарий начинался со вступительного текста на фоне звёзд, резюмирующего предваряющие сюжету события. Также, Лукас уже придумал основные образы и концепции, которые станут ключевыми для «Звёздных войн»: орден благородных воинов джедаев и их антагонистов — зловещих ситхов; имперских штурмовиков; очеловеченных роботов; световые мечи; захудалую стилистику мира: в противоположность фантастике тех лет, звездолеты были старыми, грязными и требующими постоянного ремонта, а одежда — поношенной.

Знаменитые вступительные титры — жёлтые буквы, медленно отступающие в просторы космоса — стали неотъемлемой частью франшизы.

К августу Лукас заканчивает третий черновой сценарий, и в нём наконец оформляется состав главных персонажей, наиболее близкий к финальному варианту: 16-летняя принцесса Лея, один из лидеров повстанцев; 16-летний Люк Старкиллер, которому предстояло пройти путь от фермера до героя повстанцев; контрабандисты Хан Соло и Чубакка; престарелый джедай Бен Кеноби; парочка дроидов R2-D2 и C-3PO; зловещий ситх, бывший ученик Оби-Вана Дарт Вейдер; коварный имперский управленец Таркин. Краткий синопсис третьего черновика обозначил сюжет фильма и нарратив всей будущей оригинальной трилогии:

«ГАЛАКТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА мертва! Безжалостные торговые бароны, движимые жадностью и жаждой власти, заменили просветление угнетением, и «народное правление» ПЕРВОЙ ГАЛАКТИЧЕСКОЙ ИМПЕРИЕЙ. Идёт гражданская война. Среди миллионов миров галактики, десятки независимых систем борются за свою свободу против тирании ИМПЕРИИ. Более тысячи поколений РЫЦАРЕЙ-ДЖЕДАЕВ были защитниками мира и справедливости в галактике. Теперь эти легендарные воины почти полностью уничтожены. Один за одним они были отслежены и уничтожены зловещими агентами империи: ТЁМНЫМИ ЛОРДАМИ СИТХОВ».

В четвертом финальном черновом сценарии, датированном январем 1976 года, Лукас окончательно оформляет идею о «мистической Силе», с помощью которой режиссер надеялся пробудить духовность у молодой аудитории фильма: «Звёздные войны» не кажутся мне религиозными. Они берут все те идеи, которые представляет религия, и пытаются извлечь квинтэссенцию, создав более современный и легкодоступный конструкт, для того чтобы люди могли принять факт, что в этом мире существует большая загадка». Кроме того, режиссер заканчивает работу над основным сюжетом. Пока велась работа над декорациями, к марту 1976 года Лукас вносит последние штрихи в финальный сценарий. Люк Старкиллер стал Люком Скайуокером, а фильм теперь начинался с короткой фразы, которая станет обязательным вступлением для всех эпизодических фильмов саги:

«Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике…»

С днём рождения, мистер Лукас, и спасибо за всё!

Подписывайтесь на teleg.run/chewie_s или t.me/chewie_s, чтобы не пропускать свежие публикации!

--

--

Ростислав Мирецкий
0 Followers

Подписывайтесь на telegram-канал Chewie’s — t.me/chewie_s