«Свадебная ваза» — фильм эстетичный, отбитый и высокоинтеллектуальный

Nataliia Hordybakina
4 min readFeb 11, 2023

--

Бельгийский фильм ужасов «Свадебная ваза» 1974-го года Наташа смотрела дважды. 2015-го, когда мозги только настраивались изучать артхаус, авангард и подобное творчество «не для каждого». И первого декабря 2022 года, когда безумное желание забыться вынудило найти «Свадебную вазу» в интернете.

Переосмысление случилось! Отчётливо заметно подобное на фоне пребывания в одиночестве, когда ты никому не нужен и не важен, а поэтому — делишься своими впечатлениями здесь и не ждёшь ответа.

Напрочь отбитый

Чёрно-белые кадры соития домашнего скота сменяются сценами секса мужчины со свиньёй, а также — трупами животных и поеданием экскрементов. Невольно задаёшься вопросом: «Это по-настоящему?!»

Режиссёр этого фильма — Тьерри Зено (Thierry Zéno) — скончался 2017-го, думаю, секреты картины были похоронены вместе с их создателем. А для подобного «сокрытия от человечества», как известно, нужна всего пара метров.

«Свадебная ваза» — это кинематографический рецепт избавления от одиночества способами, которые не приняты в обществе. Более того, команда, создававшая фильм, отчётливо показала те пропасти безумия, куда невольно попадает одиночка. Скорбь и горе, печаль, отсутствие поддержки — всё вынуждает и радоваться нелепым играм, и коллекционировать идиотские баночки, поедать экскременты…

Почему высокоинтеллектуальный?

Если внимательно посмотреть эту достаточно неприятную картину, провести параллели, что всегда кажутся проще действительности, тогда «Свадебная ваза» становится шедевром авангарда.

“Свадебная ваза”. 1974

Что мы видим?

Одиночка на ферме. Мужчина. Мы не знаем имени, возраста, прошлого. Создаётся впечатление, будто мир остановился, бессмысленно наполняя разваливающуюся пустошь.

Первые кадры фильма — попытки молодого человека умостить кукольную голову вместо голубиной. Это рвение прочь от одиночества, которого мы все в той или иной степени боимся; попытки, выходящие за рамки принятого, намекающие на интеллектуальную недоразвитость этого человека.

На ферме всё живёт по своему чёткому порядку: кто-то спаривается, другие вынашивают, а третьи скачут из угла в угол, ища проросшее зерно. Человек без имени не пытается нарушить эти процессы. Мужчина просто предлагает этому миру себя, со своими страданиями, травмами и желаниями. Пытается вклиниться, но безуспешно.

Мужчина находит укромное место для свиноматки. Место внутри себя, которое выделить одинокому не сложно, потому что там и без этого довольно просторно.

После сексуального сближения свинья поросится. Новоиспечённого «отца» переполняют инстинкты, но животные не привыкли носить одежду, пользоваться столовыми приборами, поэтому, словно пренебрегая вниманием отца, поросята предпочитают компанию матери. Подобного предательства мужчина не переносит и вешает отпрысков.

Обезумевшая свиноматка, должно быть, увидев умерших поросят, убегает и соскальзывает в яму. Животное топится в грязи. Труп «избранницы» находит уже снова одинокий мужчина. Горечь утраты выражается во время скудного похоронного процесса — мужчина пытается закопать и себя. Сделать это довольно не просто. Создаётся впечатление, будто земля не принимает его, плодящего безумие, неприязнь и нарушающего законы природы.

Снова в одиночестве…

Умопомешательство мужчины колеблется между безрассудством и безрассудством. Измучившись, его спасением остаётся смерть.

Последние карды фильма — витание духа самоубийцы над осыпающейся фермой.

Синдром поиска глубинного смысла

Колокольный звон

На протяжении картины мужчина выполняет не прописанную в особых документах обязанность — раздражает колокол. Это должно кого-то созывать, информировать и вызывать определённые чувства, но до конца ленты никто не появляется, чтобы разделить это всё. Так или иначе, герой истории молится перед едой и трезвонит, словно не теряя надежду на что-то настолько расплывчатое, чего мы не можем отчётливо понять.

«Алогичные баночки»

Разнообразные банки, которые мужчина трепетно наполнял и хранил, — это не просто рандомные стеклянные предметы, что стучатся между собой и выдают интересные для кино звуки.

«Аллегория на собственное» — так я назову мусорную коллекцию фермера. Баночки наполнены частями животных и перьями, экскрементами и непонятными отрубями, но хранятся в отдельном помещении, проходя регулярную проверку.

Творчество, хобби, коллекционирование? Неважно. Баночки — это момент, удерживающий одинокого человека в обители чёрно-белого кадра, за пределами которого — ничего.

Блаженство

Стоило бы выразить одну мысль, которую Наташа не встречала в отзывах и рецензиях о «Свадебной вазе». Мысль эта касается порядка своеобразного наслаждения жизнью, что позволял себе одиночка:

1. Салочки.

В салочки мужчина играет в начале фильма во дворе фермы. Суть игры заключается в том, чтобы догнать другого участника и «осалить» его, передав возможность ведения игры. Мужчина же пытался «опятнать» того, кто находился рядом, — животных.

Салочки тут — это поиск. Ему нужно было найти себе подобного, но задумка была неудачна «на старте». Во дворе фермы спутника жизни не найти даже при наличии толпы.

2. Катание колеса фермой.

Удовольствие от катания колеса по ферме, придерживая его палкой, чтобы не свалилось, — это надежда на стабильность; это уверенность в возможности балансировать после совершения определённых шагов. Напомню, что колесо мчалось в то время, когда поросилась свинья, а главный герой становился своеобразным отцом.

3. Запускание воздушного змея.

Очевидно, что такая забава — изображение заоблачной жизнерадостности, которой мужчина сочился, когда повседневность изменилась. Обыденность наполнилась иными хлопотами. Для примера, мужчина заботливо вяжет одежду для новорождённых, а на столе появляются три набора посуды для поросят.

Также в интернете Наташа не единожды встречала информацию о том, что новорождённые животные были отобраны и повешены мужчиной из-за отцовской ревности, но мне такое мнение не нравится, потому что нивелируются многие немаловажные моменты.

Что мы должны были увидеть?

Всё вышеперечисленное — картина, главное действующее лицо которой — это не «сумасшедший фермер, трахающий животных», что часто можно прочесть в качестве отзыва на сайтах о фильмах.

«Свадебная ваза» — полноценное изображение клинической одичалости, тяжёлого психического расстройства, не подлежащего терапии, что возникли «наедине», в одиночестве.

--

--