Нормкор: мода умерла?

Culttrigger
4 min readJun 13, 2017

--

Скучная одежда для интересных людей: удобство прежде эстетики воспринимается как нечто новое

Текст: Надежда Лебедева

Когда в 2014 году модный блог журнала New York Magazine опубликовал статью «Нормкор — одежда для тех, кто понял: он один из семи миллиардов», слово «нормкор» лавиной прокатилось по всей мировой прессе. Несмотря на множество противников («Вы о чем? Люди носят нормальную одежду»), популярность нового стиля было уже не остановить.

Название придумало тренд-агентство K-Hole, написавшее в 2013 году большой отчет об актуальных тенденциях молодежной моды.

Главный тезис этого отчета: молодость означает свободу, в том числе свободу от постоянной гонки за модой. Термин «нормкор» образовался от двух слов: «нормальный» и «хардкор».

Эйнштейн, Джобс, Обама и Цукерберг

Пресса окрестила новую моду «скучной одеждой для интересных людей». Журналисты писали с иронией: «Теперь со спины хипстеров не отличить от американских туристов среднего возраста: мешковатый силуэт, приглушенные цвета, удобные кроссовки».

Очевидно, что идея намеренно быть немодным совсем не нова. Главная икона стиля для нормкора — это, конечно, основатель компании Apple Стив Джобс. Его стиль одежды не менялся с конца девяностых до его смерти: черный кашемировый свитер, мешковатые джинсы, кроссовки — и айфон в руке.

Говорят, что до Джобса такой стиль придумал Альберт Эйнштейн — у него было несколько абсолютно одинаковых серых костюмов. По словам современников, Эйнштейн просто не хотел тратить интеллектуальные ресурсы на то, чтобы каждое утро выбирать наряды. В наше время так же поступал бывший президент США Барак Обама. В одном из интервью он говорил: «Я ношу одну и ту же модель костюма — серого или синего цвета. Я не хочу каждый день решать, что мне есть, или что мне надеть. Мне и так приходится принимать слишком много решений». Строгий костюм — это, конечно, особый случай, президентский нормкор.

Чаще иконы нормкора выбирают неофициальную одежду — как создатель Facebook Марк Цукерберг. В его гардеробе есть только серые футболки, худи, синие джинсы и темные кроссовки. Эта стратегия хороша тем, что она не только разгружает голову и позволяет не выбирать новый наряд каждое утро, но и создает узнаваемый имидж — что особенно важно для медийных персон.

Одежда всегда — часть визуальной коммуникации. Гендиректор-миллиардер, который каждый день носит одни и те же джинсы и толстовку, сообщает окружающим две вещи: во-первых, он может себе позволить одеваться так, как хочет; во-вторых, у него слишком много важных дел, чтобы беспокоиться из-за внешности.

Идеология нормкора — максимальная неброскость. Одежда нормкора настолько нарочито «обычная», что она и правда похожа на особый стиль. Это стиль торговых центров, в котором важно качество и удобство, а не дорогой бренд.

Джинсы-бойфренды для миллениала

Однако у нормкора появился более тщеславный наследник: так называемый fauxcore (фальшивый нормкор). Это дорогая брендовая одежда, которая выглядит в точности как обычная серая футболка, купленная в соседнем торговом центре. Только стоить она может как сто таких обычных футболок. Носящий fauxcore сообщает нам: «Я такой же, как вы, — только меня все-таки беспокоит то, что на мне надето, и денег у меня побольше». И правда, наряжаться напоказ в среде интеллектуалов уже как-то не принято — но можно выделиться дорогими или редкими вещами, которые при этом маскируются под «обычные» модели.

Слева — базовая модель кроссовок New Balance, $64.95. Справа — особая модель ограниченного выпуска New Balance, $160

Нормкор — не просто веяние моды, это социокультурный феномен. Идея «быть нарочито немодным» стала потрясающе популярной, ведь она позволяет людям не быть оригинальными. В первую очередь, популярным нормкор стал в среде интеллектуалов, где многие вздохнули с облегчением: теперь можно каждый день носить застиранные джинсы-бойфренды и футболку. Нормкор — это отказ от необходимости выделяться из толпы, чтобы сэкономить время на что-то еще.

Основная аудитория нормкора — «миллениалы» и дети «цифровой эпохи». Интернет и глобализация опровергли миф об уникальности каждого человека, и это отразилось в одежде. Новый гардероб включает в себя черные свитера, рубашки-поло, классические джинсы, штаны цвета хаки — простота на границе с безвкусицей. Стива Джобса или Марка Цукерберга невозможно назвать модниками, они просто выбирают удобную одежду. И этот подход — удобство прежде эстетики — воспринимается как нечто новое.

Подписывайтесь на странички Culttrigger в Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Telegram, YouTube

--

--