По подошве, или снова о памятниках

Culttrigger
7 min readApr 17, 2017

--

В первой части исследования Петр Мирошник рассказал об объектах культурного наследия, которые мы принимали или не принимали за простые памятники, о казусах и печальных последствиях нерадивого отношения к архитектурным ансамблям. Читайте вторую часть материала.

Текст: Петр Мирошник

Территория памятника

В законодательстве о наследии неоднократно специально оговаривается, что имущественные отношения, связанные с памятниками, регулируются соответствующими разделами отечественного законодательства.
Из этого следует, что земельный участок, на котором расположен памятник и участок, на котором действует тот или иной охранный режим, могут не совпадать. Конечно, можно представить идеальную ситуацию, когда памятник — это полностью сохранившаяся усадьба со всеми строениями, парком, садами и прудами. Это ансамбль, каждое здание и сооружение которого — самостоятельный памятник. В идеальной ситуации территорией памятника (это первое понятие в этом ряду) будет вся площадь усадьбы. Охранной зоной такого объекта должны стать все окрестности — леса, поля и деревни, исторически связанные с усадьбой. Что-то подобное можно наблюдать, например, в Ясной Поляне. Соблюдение столь серьезного режима охраны наследия возможно, когда этот режим поддерживается выдающимся значением памятника и платежеспособным туристическим спросом. Памятники хорошо чувствуют себя в музее и заповеднике. Собственником музея должно быть государство.

Но не всем везет. Квартира Бунина на Поварской улице, обладающая статусом памятника (даже не вся квартира, а только ее половина), уже больше года выставлена на продажу. И Министерство культуры не спешит выкупить ее под музей. Вероятно, новый собственник захочет сделать там ремонт по собственному вкусу.

Очень часто в городе территорию памятника определяют «по подошве» или отступив на метр от цоколя здания. Станции московского метро, обладающие статусом памятника, вообще расположены под землей.

Поскольку понятие «территория памятника» относится именно к земной поверхности, территория ОКН в случае метро охватывает только наземный вестибюль, а там, где находится собственно памятник, на поверхности может стоять другое здание.
Территория памятника по смыслу — неотъемлемая часть самого памятника. В ее границах могут располагаться участки, принадлежащие различным собственникам и земли, право собственности на которые не разграничено. Сведения о территории памятника в обязательном порядке вносятся в государственный реестр недвижимости.

На территории ОКН действует самый строгий режим, полностью запрещающий строительство и хозяйственную деятельность. Исключением являются работы, направленные на сохранение памятника или регенерацию утраченных элементов. Теоретически это означает, что если в границах территории памятника есть свободная земля, но на ней никогда не было каких-либо строений, построить там ничего нельзя. Можно воссоздавать в реставрационном режиме только то, что было когда-то утрачено.

Проект подобных воссозданий должен проходить государственную историко-культурную экспертизу. Экспертиза обосновывает воссоздание, а также специальные меры, направленные на приспособление памятника к современным условиям. Приспособление, речь о котором пойдет ниже, — вещь необходимая. Мы не можем топить дровами кремлевские дворцы. Не говоря уже о таких банальных вещах как канализация (современные стандарты жизни рождают совершенно причудливые формы воссоздания утраченного). Так, несколько лет назад, к Кутафьей башне Кремля были пристроены два стеклянных павильона с пропускными пунктами. Естественно, строительство было поддержано экспертизой, обосновывающей подобное приспособление к современному использованию — необходимостью увеличения пропускной способности входа и мерами безопасности. В то же время формализовать два стеклянных параллелепипеда по бокам башни можно было намного изящнее.

Во времена строительства башни, исполнявшей исключительно военные функции, не существовало нынешнего широкого прохода-арки. Башня была окружена рвом, а с двух сторон, ровно там, где расположены нынешние стеклянные павильоны, через ров было переброшено два подвесных моста. Именно их функции — функции строго охраняемого прохода — исполняют нынешние павильоны. А тот факт, что их внешний вид немного отличается, не должен вводить никого в заблуждение. Никто же не ругается на радиаторы центрального отопления, заменившие печи.

Помимо территории памятника, его могут окружать несколько дополнительных поясов защиты — охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого природного ландшафта. В городах, где памятники расположены достаточно плотно, их охранные зоны соединяются, образуя объединенные охранные зоны. Соседство с памятником налагает серьезные ограничения на собственников зданий, попавших в «правовую тень» объекта культурного наследия.

В охранной зоне запрещено новое строительство, но разрешена регенерация историко-градостроительной среды памятника. В реальности такое ограничение не всегда останавливает новое строительство. В строящемся под стенами Кремля парке «Зарядье» огромное здание филармонии выстроено там, где никогда не было зданий подобного масштаба. Тем не менее, стройка была согласована как регенерация снесенного вместе с гостиницей «Россия» концертного зала.
Режим зоны регулирования застройки мягче — разрешенные параметры строительства здесь определяются градостроительными регламентами.

В зоне охраняемого природного ландшафта запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, строительство и реконструкция существующих зданий и сооружений в целях сохранения природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

В октябре 2016 года в дополнение к существовавшим до того зонам в закон введено понятие защитной зоны памятника. Размеры охранной зоны, зоны регулирования и зоны охраняемого ландшафта устанавливаются на основании экспертного мнения. Размеры защитной зоны строго фиксированы федеральным законом, и возникают эти зоны автоматически — в момент постановки памятника на государственный учет. Сделано это для защиты памятников, для которых не разработаны проекты зон охраны. Как только эти зоны разработаны и утверждены, они приходят на смену защитным зонам.

В населенных пунктах защитная зона распространяется на 100 метров во все стороны от границ территории памятника, или 150 метров, когда речь идет об ансамбле. Вне населенных пунктов — 200 и 250 метров соответственно. Если у памятника отсутствует территория, устанавливается защитная зона в 200 метров от внешних стен памятника или общего контура ансамбля в населенных пунктах и 300 метров — вне населенных пунктов.

Паспорт предмета охраны

Архитектурная или природная среда, окружающая памятник, важна для его восприятия со стороны. Но когда мы подходим к памятнику вплотную, а, тем более, заходим внутрь, перед нами — совершенно другая картина. Важно, как памятник выглядит, но еще важнее — из чего он состоит.
Памятники, сохранившие стопроцентную подлинность, отапливаемые дровами и освещаемые свечами, существуют. Но это — редчайшая экзотика. Большинство памятников (например, в Москве) сильно изменились с момента постройки. За сотни лет здания перестраивались, менялся декор фасадов, современные коммуникации внедрялись в тело старых зданий. Реставрационная практика на протяжении последней сотни лет менялась, а памятники несут в себе следы всех прошедших реставраций. Часто в здании, получающем сегодня статус памятника, совсем мало подлинных первоначальных элементов, а некоторые объекты, уничтоженные во время войны, буквально полностью воссозданы заново. Государственная историко-культурная экспертиза, в результате проведения которой памятник обретает официальный статус, должна максимально подробно изучить объект и разработать паспорт памятника. Важнейшей частью паспорта памятника является предмет охраны. В предмете охраны описываются все ценные характеристики и элементы памятника, которые подлежат сохранению.

Хороший предмет охраны — максимально подробен. Он поэтапно описывает памятник, начиная с его местоположения и композиционного решения здания, заканчивая всеми использованными при строительстве или реставрации материалами. Все, что описано в предмете охраны, неприкосновенно. Состав преступления, предусмотренного 243 статьей УК «Уничтожение или повреждение…» относится к уничтожению или повреждению именно этих элементов.

Вот фрагмент хорошо составленного предмета охраны:
местоположение и градостроительные характеристики; пространственно-планировочная композиция усадьбы, включая местоположение зданий, соотношение застроенных и незастроенных территорий; крыша XIX — начала XX века, ее конструкция, материал, конфигурация, характер кровельного покрытия, в том числе чердачные окна, сложное фигурное завершение крыши входного тамбура со стороны двора, каминные трубы, высотные отметки по конькам; композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов второй половины XIX века, в том числе местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов, в том числе стрельчатые окна со двора, наличники с прямыми и лучковыми сандриками на кронштейнах, декорированные лепниной, подоконные филенки с лепниной, замковые камни, профилированный венчающий карниз, лепной рельефный фриз, рустованные угловые лопатки; материал и характер отделки фасадов поверхностей второй половины XIX века, в том числе гладкая штукатурка, руст; колористическое решение фасадов XIX века; пространственно-планировочная структура интерьеров здания XIX — начала XX века в пределах капитальных стен, перегородок, дверных и иных проемов и перекрытий; архитектурно-декоративное оформление интерьеров XIX — начала XX века, в том числе лепной и тянутый декор, лепные пилястры, филенки, десюдепорты, розетки, падуги, наборные щитовые паркеты, деревянный резной плафон, живопись в одном из помещений парадной анфилады, настенные деревянные панели, лепные настенные панно, лепной плафон и фризы «модельной» комнаты, полуколонны, колонны, стрельчатая четырехлопастная арка; камины и печи, их местоположение и декоративное оформление, в том числе зеркала; осветительные приборы второй половины XIX — начала XX века, в том числе люстры и бра; столярные заполнения окон и дверных проемов со скобяным прибором конца XIX — начала XX века, их материал, характер оформления, колористическое решение, включая внутренние филенчатые двери с элементами резьбы и золочением, деревянный тамбур главного входа с остеклением и декоративными металлическими накладками.

Столь подробное описание — гарантия того, что памятник сохранит свою подлинность «для нынешнего и последующих поколений».
Бывает и по-другому. Когда здание «Детского мира» оказалось приобретено новым владельцем, была заказана историко-культурная экспертиза, по результатам которой предмет охраны был скорректирован, а точнее, сокращен до минимума. В результате во всем памятнике ценными были признаны фасады (исключая даже материал внешних стен) и некоторые декоративные элементы интерьера. Реконструкция обернулась сносом с сохранением корочки фасада и новым строительством.

«Охранное обязательство — главный правовой механизм, обеспечивающий выполнение собственником памятника конституционной обязанности по его сохранению». Лучше и не скажешь. С этих слов начинается подготовленная департаментом культурного наследия Москвы в 2013 году презентация. Презентация посвящена новому порядку оформления охранного обязательства. Этот порядок, действующий уже не первый год, лишает собственника возможности уклониться от исполнения своей конституционной обязанности. Раньше департаменту культурного наследия оставалось только обращаться в суд для понуждения собственника к заключению охранного обязательства.

Пакет документов охранного обязательства включает в себя паспорт объекта с предметом охраны, сведения о границах территории объекта культурного наследия, фотографии объекта, сведения о наличии зон охраны, сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия.

Являвшееся раньше своеобразным двусторонним договором, охранное обязательство теперь как неотъемлемая часть памятника возникает одновременно с правом собственности.
Охранное обязательство формализует порядок содержания памятника, его сохранения и обеспечения доступа граждан — всего того, что описывается в Основном законе.

В дальнейших публикациях речь пойдет о том, как «красивые старые домики» становятся официальными памятниками, какие работы можно проводить на объектах культурного наследия, как памятник можно и нужно эксплуатировать.

Подписывайтесь на странички Culttrigger в Facebook, Instagram, Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Telegram, YouTube.

--

--