Frantic(1988) — Roman Polanski

Триллер Романа Поланского с Харрисоном Фордом и Эммануэль Сенье

Stanislav Mytarov
3 min readApr 27, 2015

Полузабытая работа великого Романа Полански, ассоциативный ряд которой для большинства сводится к участию в ней Харрисона Форда и первому появлению будущей жены режиссера Эммануэль Сенье. После почти десяти лет бездействия(к единственному вышедшему фильму — комедии «Пираты», относиться серьезно можно только в силу большой любви к режиссеру) Полански принимается за криминальную драму и берет на главную роль тогда уже сверхпопулярного Харрисона Форда. Веря в коммерческий успех продюсеры уговаривают Полански вырезать 15 минут и переснять финал, что по идее должно было изрядно поломать фильму кости, но на выходе получается мощный психологический триллер, заставляющий вспомнить о «Китайском квартале» и может быть сделать еще более глубокий флэшбек.
О том, что помимо исследований всевозможных расстройств психики, Полански еще и обожает детективные истории он напоминал регулярно. Причем интерес для него представляет далеко не жанровые клише, а наблюдение за состоянием попавшего в пограничную ситуацию героя. Но если пересказывать «Неистового» словами, то как ни старайся, не получится увлечь ни любителей криминальных драм, ни фанатов ранних работ режиссера. И действительно, сюжет не то чтобы топчется на месте, но уж точно не стремится бить зрителя по голове, почти два часа он едет на тихом ходе, не делая резких движений до тех пор не добирается до логического финала. Психика героя тоже не подвергается каким-то нечеловеческим опытам, Уокер(Форд) конечно, иногда начинает сдавать и серьезно грустит по жене, но в целом ведет себя вполне адекватно и уж точно расстройствами не страдает. Тем не менее, фильм обладает невероятным обаянием, секрет которого в уникальном, и может даже главном даре Полански — тщательно транслировать в сознание зрителя напряжение через простые бытовые ситуации. И тогда голос жены в самый ответственный момент как назло заглушает вода в душевой, вокруг все начинают разговаривать на непонятном языке, а стражи порядка все как на подбор оказываются бюрократами и болванами. Даже простая с виду затея влезть в окно через крышу в этом мире дается непросто. Похитители и их конкуренты у Полански выглядят при этом чудовищно схематично, но происходит это скорее не от безразличности режиссера, а от того что зритель продолжает смотреть на события глазами Уокера, перед которым мелькают гловорезы, пистолеты и трупы, как воспоминания дурного сна.
Из этих кусочков к середине фильма и собирается воедино сердце картины, выраженное в чувстве потерянности и страха, которое зритель отныне будет носить под сердцем вместе с Уокером до конца. Страхе перед силами, скрытыми от глаз, обитающими где-то в недоступном пространстве чужого города, но при этом всесильными. Деваться от этих сил некуда, но приходится собрать остатки мужества в кулак и дать бой, потому что у тебя уже отняли самое главное. Той же потерянностью, но уже со вкусом обреченности страдает и Мишель(Сенье). Не зная куда идти и зачем, она цепляется за Уокера как за знакомый силуэт в тумане, но это только ускоряет ее путь к печальному финалу. Не в силах остановиться эти двое потерянных путешествуют по заколдованному коридору, стены которого окрашены в вечерние огни города, меняющиеся под меланхоличное «Либертанго» Грейс Джонс, а единственная пауза перед фатальным исходом — их короткий гипнотический танец в баре.

--

--