Darth Talks: Медвежья Помощь
Сегодня мы чуть ближе познакомимся с моим хорошим товарищем-хирургом и автором канала Медвежья Помощь по совместительству. На канале рассказываются различные истории из практики, подкрепляемые фото- и видеоматериалами. Не так давно автор канала собрал с помощью подписчиков деньги на action-камеру и уже успел отснять на неё материал. Получилось очень здорово и интересно. Какие же они, хирурги? Давайте знакомиться!
Расскажи немного о себе. Как ты понял, что хочешь стать врачом? Как выбрал специализацию?
Зовут меня Sneezing Bear, мне 26 полных лет. Врачом я окончательно решил стать где-то в конце 10-го класса, когда пора бы уже было выбирать свой путь. Будем честны: много ли знает человек о жизни в 16 лет, может ли он сделать прогноз на свою предстоящую жизнь? Конечно, нет. Никаких душещипательных предпосылок, я просто считал, что это интересно, практично и полезно для окружающих. Особенно хирургия. Решал я быстро, но о своём выборе ни разу не пожалел. Жалел только о том, чего не сделал, об упущенных возможностях стать лучше в некоторых аспектах. Лишь теперь, окунувшись с головой в клинику, я убедился, что всё это было не зря. Это — моё.
Как появилась идея создать канал?
Кажется, на 6-ом курсе я установил себе Telegram. В этот же период времени у меня наконец-то появилась тяга к новейшим знаниям в сфере медицины. Я резко расширил свой круг общения. Всё началось с Медача. Я был вдохновлён их энтузиазмом, с которым они боролись против невежества, неся свет доказательной медицины на страницах переводов свежих научных статей. Делали они это качественно и со вкусом. Новые знакомства, новые перспективы, чаты в Telegram…
Я только начал исполнять обязанности клинического интерна в октябре 2016 года. Мне всё было интересно. Больше всего мне, конечно, нравились операции — настоящее испытание для команды и пациента. Красивое, захватывающее, волнующее зрелище — только со стороны. Следя за процессом из-за плеча или любуясь результатом своих действий, получаешь неимоверное удовольствие! Но во время операции ты сосредоточен на другом. Каждое движение рассчитано: входя в живот хирург знает, для чего он это делает. Почти всегда учитывая нюансы экстренной хирургии. Конечно, мне хотелось этим поделиться. Я начал фотографировать, рассказывать о клинических случаях своим друзьям. Им это понравилось, кто-то предложил создать свой канал. Идея мне сначала не понравилась: я боялся публики, боялся последствий публикации подобного материала, да и вообще плохо представлял, как это будет выглядеть. Когда мне сказали об этом в третий раз, я попробовал. Название канала пришло в голову моментально.
Первые посты представляли собой фото с операции с кратким описанием изображённого. Часть друзей, не связанных с медициной, проявила интерес, но они жаловались, что ничего не понимают из написанного. Так я стал писать подробнее, используя простые термины, тем самым делая материал понятным не только для специалистов. Фото, тексты, затем видео — я оформлял это, следуя простым правилам: всегда спрашивал согласия на съёмку у пациента и всех присутствующих коллег и убирал из кадров любые опознавательные знаки (лица, элементы одежды и интерьера, гео-тэги). Так появился канал @bearsurgery, и так он растёт.

Расскажи немного о своей хирургической практике: самый страшный случай и самый весёлый случай.
Если бы я захотел рассказать смешную историю из моей практики, я бы не вспомнил такой. Конечно, были светлые моменты, которые связаны с выздоровлением пациента, но подробности я забываю.
Самый страшный — первый погибший пациент. Случилось это в самом начале интернатуры. Бывают пациенты очень тяжёлые декомпенсированные, с большим количеством заболеваний в анамнезе, очень пожилые, которым медицинская помощь оказывается для того, чтобы облегчить страдания, потому что в таких случаях полное излечение в наше время невозможно. Любая манипуляция может как помочь пациенту, так и убить его. Именно такой мне попался. Пожилой пациент с сердечной недостаточностью, с кардиостимулятором. У него скапливалась жидкость в брюшной полости и плевральных полостях, эту жидкость необходимо было убрать, что я и сделал. Но только я не знал тогда, как его организм отреагирует на быстрое удаление порядка 8 литров жидкости. Через 15 минут в кабинете лучевой диагностики на моих глазах у него остановилось сердце. Сколько я ни пытался помочь реанимационной бригаде, спасти его не удалось. В конце концов это оказался отёк лёгких и тромбоэмболия лёгочной артерии.
Потом я много раз делал плевральную пункцию и лапароцентез, но с другим подходом: всегда оценивал риск, настаивал на присутствии лечащего врача (практически все эти пациенты были терапевтическими), изменил скорость и объём удаляемой жидкости. По этому случаю я ещё выступал с докладом о лапароцентезе перед всей больницей.

Как ты считаешь, верны ли стереотипы о хирургах? Все хирурги — бабники, в хирургии очень мало женщин? Можешь ли ещё что-то припомнить?
Хирургов я повидал пока немного, но все они очень разные люди. Кому-то удалось создать семью, а кто-то холост. Это довольно сложно, потому что большую часть времени и сил приходится отдавать пациентам, график и нагрузка у врача в экстренной хирургии ненормированные. Сложно как для самого врача, так и для его семьи. Получается иногда так, что задерживаешься на работе на несколько часов дольше, а суточные дежурства — обычное дело. По этим причинам в хирургии мало женщин, но многие из них могут дать фору хирургам-мужчинам. В каких-то специальностях их больше: ЛОР, офтальмология, ну и, конечно, в целом в плановой хирургии.
Отношение к алкоголю тоже у всех разное, но хирурги знают меру и умеют разделять работу и отдых.
С незначительными поправками всё как в любой другой сфере деятельности. Есть хорошие специалисты, есть плохие, но вот плохих людей я тут не встречал.
Не мог бы ты посоветовать литературу нашим читателям?
Если Вы начинающий хирург, то Вам будет необходимо читать “Атлас анатомии человека” Синельниковых и “Оперативную хирургию” Литтманна. В частности для нейрохирургов — “Нейрохирургия” Гринберга. Это то, что мне советовали другие хирурги. Это не те книги, которые можно читать на одном дыхании. Если Вы изучили анатомию от и до, Вам всё равно придется периодически возвращаться к этим схемам особенно в начале карьеры.
В остальном — медицина не стоит на месте. Учите английский и немецкий языки, изучайте свежие статьи и Вы преуспеете.
И напоследок дай врачебный совет читателям-пациентам. Например о том, как распознать аппендицит в домашних условиях, а не бежать каждый раз с болями на осмотр к хирургу?
Очень часто приёмный покой дежурного стационара заполняют люди, пришедшие бесплатно вне очереди пообследоваться, когда у них просто болит живот. Их ведение отнимает время и ресурсы, больше необходимые действительно тяжёлым больным. А в итоге они выписываются через пару часов с направлением к терапевту и диагнозом острый гастрит.
Будьте внимательны к своему здоровью. Если у Вас что-то “вскочило” на коже, изменился цвет кожи, невыносимая боль в животе, кровотечение не пойми откуда, не ждите, пожалуйста, по несколько дней и недель, пытаясь вылечиться гомеопатией, молитвами или, что еще хуже, ожидая, что всё пройдёт само по себе. Идите к врачу. Чем раньше Вы обратитесь к врачу поликлиники, тем проще будет Вам помочь. Тогда Вашу проблему можно будет решить консервативно и планово, избежав множества осложнений.
Для аппендицита есть несколько симптомов. В большинстве случаев — это плавно нарастающая боль, которая появляется в верхних отделах живота, а потом перемещается в нижние отделы, в правую подвздошную область (симптом Кохера), что сопровождается повышением температуры тела. Быстрое проведение ладонью по передней брюшной стенке поверх рубашки от правого рёберного края вниз вызывает боль (симптом Воскресенского). При пальпации живота боль слабая или терпимая до тех пор, пока резко не отнять руку от брюшной стенки (симптом Блюмберга-Щёткина).

При появлении одного из вышеуказанных симптомов стоит начать беспокоиться и вызвать скорую помощь или добраться до врача самому.
Есть большой список перитонеальных симптомов или симптомов “острого живота”, который можно взять на вооружение. В остальном в диагностике аппендицита поможет общий анализ крови и мочи, УЗИ.
Аппендицит протекает у всех по-разному: это может быть связано с особенностями организма, уровнем болевого порога и особенно положением аппендикса, вариантов которого насчитывают до 8. Если часть диагностики и можно взять на себя в домашних условиях, то лечение у аппендицита эффективно только оперативное в экстренном порядке. В одно время его пытались лечить антибиотиками, но в большинстве случаев случался рецидив. С другой стороны — не расстраивайтесь, если врач Вас сразу не берет на операционный стол. Порой довольно сложно установить окончательный диагноз, провести дифференциальную диагностику с мезаденитом и еще много-много всяких тонкостей.
Это малая толика информации о диагностике аппендицита, не говоря о лечении. Существует еще много диагнозов в общей хирургии, да и в любой специализации. Цените своё здоровье, цените время и труд врача.

***
Если Вы являетесь автором научно-популярного просветительского канала (необязательно именно о биологии) и тоже хотите рассказать о себе и своём канале, напишите, пожалуйста, мне в личные сообщения в Telegram.
