Гибридный урбанизм и городские кочевники

Diana Kolesnikova
10 min readApr 8, 2017

--

Каково это отказаться от постоянного места жизни, оставаясь горожанином? Почему ты тоже городской кочевник? Почему это не «очередная волна», а новая повседневность? Собрала воедино выводы после обучения в институте Strelka 2015/2016 и года жизни вне квартиры.

— Что такое быть городским кочевником для тебя?
— Это быть urban hippie.

Ольга Исаева, серийный предприниматель, сооснователь «Нам Светло»

Что такое гибридный урбанизм

В институте Strelka мы много говорили о гибридном урбанизме — устройстве мира, где физические пространства не привязаны к одной задаче, люди не привязаны к одному пространству, а действия в кафе, магазине, интернете порождают тонны данных, заключая тебя в информационный пузырь. Ты работаешь в Impact Hub по всему миру, возишь дом на флешке благодаря Asmbld, а ещё не купленные книги уже ждут тебя в ближайшем пункте доставки Amazon.

Твой образ жизни — прямой наследник хиппи, которые в другом обличии растеклись по CO-OP’ам Сан-Франциско, пересели в BlaBlaCar, сдали лишние вещи в Goodwill, записали детей в Traveling Schools, а сами отправились в рабочее путешествие с Remote Year (WeWork и Airbnb — в помощь).

Да, «очередной каприз». Да, «просто возраст такой». Да, технологии 3D-печати и виртуальной реальности уже перевернули мир, а вы не заметили.

Оля Исаева в Сан-Диего. ‘Thug life’ (дословно, «бандитская жизнь») — выражение, которое обозначает жизнь человека, который не имея ничего для достижения своих целей, справился со всеми сложостями и достиг желаемого.

Последователи гибридного урбанизма — городские кочевники

Два года назад мой лучший друг переехал в хостел. Тогда в Москве это было в диковинку, а сегодня я лично знаю с десяток людей, которые меняют жизнь в квартире на возможность каждую неделю оказываться в новом месте, при этом они продолжают стабильно работать, строить отношения, заниматься спортом, ходить в кино — всё как у всех.

Спустя год я последовала его примеру. В компании выпускников Strelka я в шутку называю такой образ жизни практикой гибридного урбанизма, вспоминая Воннегута с боконизмом. Незнакомым людям на вопрос о месте жизни представляюсь «городским кочевником».

— Ты как-то себя называешь?

— Никак не называю. Некоторые в Индии мое путешествие называли паломничеством — наверное, самое точное описание по смыслу этого пути.

Влад Сакович, эксперт по альтернативному образованию

Место для работы и вдохновения — Makespace, Сан-Франциско. Одна из идей — собираться каждый раз в новом месте, чтобы поработать в компании единомышленников.

На сколько процентов вы городской кочевник?

Ты тоже городской кочевник, даже если не знаешь, кто это. Проверь, в скольких пунктах из 10 мы похожи.

1 // Ты отказался от постоянного места жительства и живешь в хостеле, снимаешь квартиры через Airbnb или знаешь дружеские диваны во всех крупных городах Европы и США.

2 // Ты продал машину, велосипед и зарегистрировался в системе каршэринга или аренды велосипедов.

3 // Ты не ходишь в офис каждый день, у тебя есть любимый коворкинг и ты знаешь десяток третьих мест, где можно зависнуть с ноутбуком.

— Что такое быть городским кочевником для тебя?

— Это когда ты ищешь место под настроение, плаваешь по городу как под парусом, в постоянных поисках своего потока и пристани. Такая неприютная свобода, скованная сетями вайфая и мобильного интернета. Вдохновляет и утомляет.

Юлиан Спектор, куратор программ для социальных предпринимателей в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ

4 // Твои книги — в Kindle, музыка — в Spotify, паспорт и СНИЛС давно в облачном сервисе.

5 // Твои ценные вещи на складе с круглосуточным доступом, одежда — в сказочных контейнерах Charity Shop, а всё ненужное досталось проекту Svalka.

6 // У тебя безлимитный мобильный интернет и powerbank на солнечной батарее.

7 // Ты знаешь, что вещи можно оставить не только у друзей, в отеле/хостеле, камере хранения на вокзале, но и в локере «7 континента».

Табличка из хостела «Зеленая черепаха», создатели которого также регулярно организуют туры по Америке на стареньком автобусе, в котором можно ночевать. На табличке: «Слишком тяжелый рюкзак? — Пожертвуй всё лишнее».

8 // Прежде чем что-то купить, ты думаешь об аренде, даже если речь идёт о детских игрушках

9 // Ты прошёл как минимум 1 курс на Coursera (да, до конца), и знаешь с десяток других сервисов, которые легко заменили бы тебе университет, который ты, к слову, бросил за абсолютной ненадобностью

10 // Ты не постесняешься передать куриный бульон, лимоны и тёплые носки с водителем Uber, а в крайнем случае вызовешь врача из Doc+

* И да, ты знаешь, что совсем жить без денег возможно. И умудряешься при этом дарить подарки родным и путешествовать.

— Городской кочевник понимает каждую вещь в своём чемодане, как ментально — зачем мне это, так и физически — сколько это весит. С каждым переездом у меня было всё меньше вещей. Это тот, кто ищет жилье под эмоциональное состояние, а не под комфорт или бюджет. Каждое новое место отвечало моему состоянию: найти поддержку, побыть одной, быть с хорошим другом, побыть никем.

Наталья Волкова, трендвотчер, Trendwatching Ukraine

С каждым новым билетом — всё меньше вещей с собой.

Хостел: мифы и реальность

Если отказаться от десятой кофты в шкафу приятно, от машины — фух, надо же — возможно, то отказаться от физического пространства, где изо дня в день лежат вещи — как минимум страшно. Для меня жизнь в хостеле была невозможной до тех пор, пока я не захотела уединения. Квартиру с нужными для меня условиями я не могла себе позволить, и сделала шаг в обратном направлении. Я переезжаю в хостел — и ищу уединения среди десятков людей.

МИФ 1: Жизнь в хостеле не для интровертов.

РЕАЛЬНОСТЬ: В хостеле никто никому ничего не должен. Я могу молчать днями, и всем всё равно. Ты закрываешь штору и тебя никто не может тронуть.

— Какие есть мифы про жизнь в хостеле?
— Два мифа. Что это адское место, наполненное жуликами и бродягами, и что это райский уголок путешественников и творческих личностей. На практике, палитра менее яркая, хотя, регулярно попадаются яркие персонажи.

Юлиан Спектор, куратор программ для социальных предпринимателей в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ

МИФ 2: Жизнь в хостеле не устроена с точки зрения быта.

РЕАЛЬНОСТЬ: В хорошем хостеле каждый день генеральная уборка в комнате, каждые три дня меняется постельное бельё и полотенце, всегда есть базовые продукты: молоко, крупы, специи; и другие товары повседневного пользования: от мыла до хорошего фена.

— Многие представляют жизнь в хостеле, как проживание с работягами из Центральной Азии в грязных комнатах, на деле некоторые хостелы очень чистые, с большими красивыми общими комнатами, где можно и поработать и отдохнуть, а живут в основном иностранцы из Европы, США и Китая.

Андрей Нестеров, моушндизайнер

МИФ 3: В хостеле дёшево.

РЕАЛЬНОСТЬ: По-разному, часто это дороже, чем комната или даже квартира, но огромный плюс в возможности съехать прямо сейчас, не оставив за собой никаких обязательств.

Фотография одного из хостелов. Светло и уютно. Кровать со шторкой, полочкой, розетками и личным светом.

Что меняет жизнь в постоянном перемещении?

1 // Всё неважно. Я могу засыпать при любых звуках и любом освещении. Могу работать в каюте и на скамейке. Могу есть брокколи и овсянку без соли и сахара каждое утро.

— Появились гибкость, адаптивность. Я могу ночевать как на помойке, так и в пятизвёздочном отеле. Когда я знаю, что я на одном месте буду какое-то время, я сразу же иду на какие-то курсы, потому что в путешествиях это сделать сложно.

Ольга Исаева, серийный предприниматель, сооснователь «Нам Светло»

2 // Трепет к деталям. Возможно, потому что я все-таки я жертвую порцией комфорта ради свободы, с отстраненностью от внешних условий приходит гипервнимательность: запах мыла в кафе, удобство вешалок в отеле, качество бумаги в моём блокноте.

— За почти два года жизни в хостелах я научился спокойнее относиться к людям и вещам, понял что люди интересны мне намного меньше, чем мне казалось, и без любой вещи можно прожить. Хотя некоторые из них чертовски приятны.

Юлиан Спектор, координатор социальных проектов в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ

Не только хостелы, но и коммунальные квартиры нового формата.

3 // Обстоятельства — отговорки. Причины, по которым я не живу, как хочу — отговорки. Подержать две минуты планку можно и в купе поезда, проверить Slack удастся и на остановках в тундре, медитировать вполне удобно, наматывая круги по МЦК, а нанести аккуратный макияж реально даже в туалете Мака.

— Поменяла ли жизнь в хостеле что-то в тебе?

— Было прикольно, но я поняла, что это не мой постоянный вариант. Это время было очень полезным для выработки новых привычек, потому что ничего лишнего, никаких лишних забот.

Оля Губина, сотрудница Oneteaspoon, бизнес-тренер, одна из основательниц проекта «Образ жизни»

4 // Ритуалы заменяют материальную среду. Отказ от атрибутов осёдлой жизни я компенсирую созданием ритуалов. И с этой позицией мой образ жизни ничем не отличается от твоего: ты привык, что тебя встречает любимая чашка с кофе на кухне, а я привыкла, что с 10 до 12 я заглядываю в Караваевых за кашей. Хочу написать, что ты ограничен квартирой, а я городом, но понимаю, что и ты уже давно смешал свои городские привычки с домашними. Но если ты знаешь, что к вечеру вернёшься домой, я знаю, что вечером буду два часа идти пешком куда-то; ты знаешь, что пойдёшь в любимый зал, а я сделаю воркаут там, где будет 3 квадратных метра и не будет людей, потому что по-преженму стесняюсь отжиматься в коридоре.

Йогой можно заниматься в любой точке мира.

— Хостел приучил меня к дисциплине. Я прогнозировала, когда встают остальные посетители, и вставала раньше, чтобы без очередей попасть в душ, приготовить поесть, погладить и так далее.

Наталья Волкова, трендвотчер,Trendwatching Ukraine

5 // Физическое присутствие — самое ценное. Когда моё тело получило больше свободы — его положение из категории данности перешло в категорию выбора. Моё внимание может быть с тобой, а через 30 минут с подругой в Лондоне. Моё тело за 30 минут всё же будет ближе к тебе, чем к столице Великобритании.

Откуда всё это?

1 // Мы бедные. Я бедная. Жить в Сан-Франциско дорого. И в отдельной комнате, и в отдельной квартире, и тем более в доме. Жить в Москве гораздо дешевле, но все же я не могу снять жилье нужного уровня и предпочитаю прийти к минимуму. Всё или ничего. Ну да, ещё и перфекционистка.

— Полгода назад я отправился исследовать школы и университеты Индии. Уже после того, как я уехал, понял, что мой работодатель меня кинул, и денег в ближайшие полгода ждать особо неоткуда. Теперь я благодарен ему, так как получил опыт другой жизни. Каждые 5–10 дней — новое место, платил за жилье только дважды, жил с незнакомцами — например, с родителями ученика школы, которую посещал, на фермах, в общинах, кампусах школ), у коуч-серфера, в автобусе/поезде, на крыльце guest house.

Влад Сакович, эксперт по альтернативному образованию

2 // Мы безответственные или просто уставшие. Я безответственная. Я не хочу быть привязана квартирой к конкретному городу или стране, я не хочу убираться в квартире каждый день. Я не хочу мыть машину, отдавать её в сервис. Возможно, я все-таки бедная.

— Скажи, зачем ты решила съехать с квартиры и пожить в хостеле — зачем ты это делала?
— У меня сменились соседи, мои добрые друзья, с которыми было комфортно. Сил выстраивать всё с нуля не было, а без этого появилось дурацкое ощущение общежития. Тогда я решила довести ситуацию до крайности, найдя плюсы: ок, вокруг меня незнакомые люди, но пусть они меняются постоянно, пусть я не трачу силы на нахождение общих точек в бытовых условиях, пусть это будет регламентировано не мной.

Оля Губина, команда ресторана One teaspoon, бизнес-тренер, одна из основательниц проекта «Образ жизни»

3 // Мы боимся денег, вещей, одежды и думаем, что в их отсутствие приблизит нас к осознанности и просветлению. Я боюсь. Боюсь, что алчность будет сильнее меня. Боюсь прилипшие с детства стереотипы про богатство и счастье. Ох, уж эти сказки, что без мучений и аскезы никуда!

Дом The Embassy Network в Сан-Франциско — его жильцы не только организуют лекции по субботам у себя в гостиной, содержат несколько комнат для туристов, делят один автомобиль, но, уезжая, разрешают любому из жильцов переселяться в “свою” комнату. В самом начале жильцы регулярно менялись комнатами, чтобы у них не возникало чувство привязанности к одному месту. На фотографии Лорель показывает мне полосу для боулинга в подвале дома.

4 // Мы привыкли удовлетворять желания моментально. Я привыкла. Я с детства верю в то, что получить можно все, если сильно захотеть. И я капризно продолжаю хотеть то прокатиться ночью на машине, то переехать в другую страну, не решая никаких вопросов с вещами и квартирой.

5 // Я хочу посмотреть мир, поэтому у меня уже год всегда есть билет куда-нибудь и неприкосновенный запас в валюте, чтобы легко улететь в Штаты или, обменяв всё, наконец отправиться на Медвежьи острова.

— Зачем ты попробовал жить в хостеле?

— Попробовать захотелось, так как появилось какое-то ощущение застоя. Снимал в Москве одну и ту же квартиру на протяжении трёх лет, и в какой-то момент с грустью осознал, что почти не путешествую, хотя есть такая возможность. В итоге я пожил в Москва-Сити, в самом центре Москвы, добрался до Санкт-Петербурга.

Андрей Нестеров, моушндизайнер

6 // Я знаю, что для комфорта и гармонии я все могу взять в аренду, купить или сделать самостоятельно, как только захочу.

7 //Я знаю, что самые важные моменты в моей жизни не про вещи, а про путешествия (см.выше) и про людей.

— Городской кочевник встречается с разными людьми, которых в обычной жизни человеку с постоянной пропиской трудно встретить. Я жила с парой москвичей, которые взяли от советского союза лучшее, что он мог предложить, потом с парнем, который по субботам устраивал чайные церемонии, с девушкой-режиссером, студенткой из Китая, приезжими из регионов России. В путешествии ты свой для любой группы людей, не взирая на возраст, профессию, социальный статус.

Наталья Волкова, трендвотчер,Trendwatching Ukraine

— Постоянные путешествия погружают тебя в состояние высокой восприимчивости, но забирают много сил. Остаётся небольшое количество вещей, которые всегда с собой. Устанавливаются особые отношения с людьми: глубокие, но «короткие».

Влад Сакович, эксперт по альтернативному образованию

И да, «очередная волна». Да, «просто возраст такой».

И да, живём как умеем. Как умею.

«Образ жизни» (obrazobraz.ru) — проект по профориентации, где понятие «профессия» уходит на второй план. Мы верим в то, что у каждого своя история, а выбор пути происходит не единожды, а постоянно.

Диана Колесникова, сооснователь экспериментальной площадки «Образ жизни», в 2016 году, продолжая работу над проектом, побывала в Южной Корее, США, Грузии, Армении, спустилась по Оби до Приобья, заглянула в Волгоград, Воронеж, Казань, Кострому, Рязань, Санкт-Петербург, Воркуту, Салехард.

--

--