СССР и жратва страйкс бэк: разбираю претензии

Боевая фурфура
4 min readJan 5, 2018

--

За сутки я прочитал кучу претензий к этому тексту и даже обвинений, а также воспоминаний, постараюсь их суммировать и частично ответить.

— Я не уверен, что мы с коллегами правильно опознали все семь продуктов. Но их ровно семь, и это факт.

— Претензия «это один отдел большого магазина». Да, обычно еще был хлебобулочный и молочный, собственно, туда обычно рубль и тратился. А магазин, судя по фотке, относительно маленький.

— С хлебом и молоком было в целом нормально (у нас в городе точно), ну может пару-тройку недель были перебои.

— Набор продуктов странный, это правда. Предполагали, что это типа кондитерского отдела, но в любом кондитерском лежали бы какие-нибудь самые невкусные конфеты и заветренные пряники. Тут их нет. Больше похоже на «собрали самые лучшие товары на одну витрину ради постановочной фотки». Поэтому так много импорта.

— Товары, сложенные в пирамидки — это нормально для советского продуктового магазина. Наоборот, сложно было представить иную картину. Моё самое яркое впечатление — длинные полки гигантского магазина «Океан», а на них — горки консерв «Морская капуста». Километра два несъедобной гадости.

Что показывали советским гражданам вместо египетских пирамид

— В СССР была причудливая система логистики и снабжения, поэтому в одном городе, например, было масло и сапоги, а в другом — колбаса и носки. Или наоборот. Вы могли регулярно покупать бананы, а где-то их до 92-го ни разу не видели.

— Причудливая система логистики и снабжения не ограничивалась магазинами, это правда. Были закрытые распределители, и не только для элиты. Например, я жил в Липецке, и на градообразующем НЛМК давали хорошие продуктовые наборы к праздникам. А на лоховском станкостроительном — примерно нихуя.

— И если уж о Липецке: в 1990 в Лебедяни запустили моднейший шведско-российско-бразильский завод соков. Очень вкусные (кроме морковного), и их было дофига. Но не думаю, что эти вкуснейшие соки можно было купить по всему СССР. Остальные города довольствовались берёзовым в 3-литровых банках.

Очень странное фото: на самом деле продавец НИКОГДА не получал деньги в руки. Надо взвесить, запомнить сумму, идти на кассу, отстоять еще очередь, пробить чек (не дай бог не в тот отдел!), вернуться, еще постоять и тогда уже забрать товар (upd потому что я кретин — это рынок, а не магаз)

— Отдельно надо говорить о снабжении столиц (москвичи икрой срут). Но в этом я ничего не понимаю, тк жил слишком далеко для участия в «колбасных электричках». Пишут, что в больших городах было значительно лучше.

— Важными источниками продуктов были дачи/огороды, родственники в деревне, родственники в других городах. Еду можно было купить на рынках (цены раза в три выше магазинных), а также «блат» и покупка из-под полы. Например, я впервые попробовал бананы в гостях. Папа друга где-то ДОСТАЛ чуть ли не 100 килограммов и хранил зимой на балконе.

— То есть голод тебе грозил, только если у тебя всё плохо с социальными связями.

— Неплохо, хоть и ужасно невкусно, кормили в столовках. Я например часто заходил в столовку на районе, чтобы тупо взять хлеб, посолить там же и пожрать.

— Продавцов ненавидели за воровство. По общему мнению, воровали они поголовно.

Сама дочь офицера

— Главное про питание в СССР: продукты надо было ДОСТАВАТЬ. Это ближе к охоте, чем к привычному нам потреблению. ДОСТАТЬ это ключевое слово.

— Те, кто сейчас бравируют способностью своих родственников к ДОСТАВАНИЮ, не задумываются о цене, которую приходилось платить. Подумайте, может вашей мамаше приходилось раздвигать ноги за горошек или колбасу. Или даже папе. Конечно, они вам не расскажут.

— Очереди. В реплаях часто обсуждали главный страх детства: мама поставила в очередь и сама встала в другую. И вот уже скоро твой черёд, а мамы всё нет. А у тебя денег нет, и тебе вообще три года. Да, в очереди часто стояли за одним-единственным товаром, а не как сейчас на кассе с корзинкой. Да, ставить детей в очередь было нормальным лет с трёх.

В этой очереди я тоже успел постоять

— Сгоревшие вклады. Тут опираюсь на мнение своего деда — даже с небольших зарплат удавалось нормально так откладывать, потому что тратить было тупо не на что. Это касалось не только продуктов. Вот эти деньги и сгорели.

— Статистика. Совкодрочеры любят прикладывать выдержки из «потребления на душу населения». Достаточно было один раз сходить в овощехранилище или просто в овощной магазин, чтобы понимать цену этим цифрам. В СССР всё было плохо не только с логистикой, но и с хранением. Очень много сгнивало, портилось.

— Годы. Надо понимать, что ситуация с едой была стабильно хуёвой, но в последние годы она стала совсем пиздец. Особенный ад был перед гайдаровским «отпуском цен» в начале 1992-го. Но я почему-то отчётливо запомнил предыдущий 91-й, когда полгода в городе не было МАСЛА.

— «Вкуснейший пломбир». Хз, для большей части моих сверстников был привычнее вкус гудрона. Нет, я не шучу. Дети отковыривали куски гудрона (например, при ремонте крыш), и жевали, воображая, что это настоящая импортная жвачка. Я тоже жевал!

— И о себе. Я 1981 года рождения, с 1986-го моя семья жила в Липецке, тогда же меня впервые отправили в магазин. Ближайшие родственники были в Куйбышеве, от них регулярно приходили посылки с едой. А ещё большое спасибо маме отчима из Краснодарского края.

--

--

Боевая фурфура

Тут длинные тексты, которые не помещаются в твиттер @dm_e или мои каналы в телеграме https://t.me/trsch и https://t.me/africaforbeginners