Сирия: мотивы и цели воюющих сторон

Ohanov Dmitry
9 min readMar 18, 2019

--

В прошлой статье я попытался объяснить общую картину того, что происходило в Сирии на началах революции и о том, какова картина сейчас. В это раз мы поговорим о каждой стороне отдельно, расмотрим ёё цели и приоритеты, а также мотивы вхождения в конфликт. Ну и само собой затрону тему сферы влияния, ибо она и есть главным «двигателем» в Сирии на данный момент. Начнём, пожалуй, со стороны, которая является одной из главных политических марионеток на этой арене – Демократические силы Сирии (ДСС) и самого сирийского правительства.

Сирия (режим и оппозиция)

Сирия – страна, в котрой с 1963 по 2011 год было введено черезвычайное положение, а люди жили в ограниченном поле дейстий и постоянном страхе внешней угрозы, особенно он усилился после Шестидневной и двух Ливанских войн. Граждане Сирии уже не первое десятилетие испытывали дискомфорт при проживании в стране, связанный с низким уровнем сбоды действий и через чур самовольного правительства алавистского толка (разница в религиозном направлении правительства и жителей также повлияла на развитие гражданской войны). Но не всё было так безнадёжно. Как я описывал в предыдущей статье – арабский мир настиг ряд революций, позднее прозваных – Арабская весна.

В Сирии революция далась тяжко. Демократическая оппозиция Башара Асада, президента-диктатора Сирии, требовала либеральных реформ, отмены черезвычайного положения, лучшего социального страхования, демократизации законов, развития дипломатии и экономики страны. На самых началах революции, в марте-апреле 2011 года, Б. Асад шёл на уступки протестующим, отменив черезвыйчайное положение и приняв некоторые реформы, однако протесты далее продолжались и к лету 2011 года жертвы начали исчилсяться в тысячах, а стороны – получать поддержку от иных государств. По всей видимости, ДСС хотели полной отставки действующей власти и замены на свою, что заметно из-за внешней поддержки оппозции Б. Асада со стороны США, как либерального представителя сего мира. Целью Демократических сил был захват власти в Сирии, повышение свобод граждан, и в свою очередь – «зелёный» свет на влияние США в этом регионе. Впринципе, правительство «подсасывающее» было выгодно для самих Штатов из-за их желания поддержки диверсификации поставок в Европу, защиты Израиля – единтсвенного их союзника в этом регионе, и размещение своих военных сил для контроля над Ближним востоком. Само собой, такой сюжет не нравился России, которая уже много лет до этого была в тёплых отношениях с Б. Асадом и имела там своё влияние и поддержку интересов Сирии на Ближнем востоке. Однако, в интересах самого Асада есть сбережение своего режима и подавления ДСС для сохранения своего правления, которое выгодно для России, что им и помогает. К сожалению, манеры удержания власти Б. Асада неуместны в сем мире из-за запрета на использование химического оружия и остального оружия массового поражения, которое Вооружённые силы Сирии активно используют для добивания контроля над территорией.

Россия

В интересах России, в этом конфликте – сохранить современный режим Б.Асада и усилить влияние России в регионе Ближнего востока. Однако, несмотря на сильную поддержку асадовского режима, Россия активно поставляет своё оружие ДСС, поддерживая демократический настрой, но официальная цель пребывания там российских войск – «для мирного урегулирования...», совпадает с официальной целью правителсьтва Сирии. В самой России Москва использует войну, чтобы показать, что Россия вернулась как сверхдержава, обладающая новой военной мощью. Не менее важной причиной пребывания в Сирии Москвы есть желание России сохранить свою долю европейского рынка сбыта газа. По сути, война в Сирии для России является лишь показухой и неоколониалистическими помыслами Москвы об овладении миром и расширении сферы влияния. Однако, конфликт для России в экономическом плане не приносит прибыли и пользы, хотя президент РФ, В.В. Путин, так не считает:

«Это лучшие военные учения, которые только можно себе представить».

Курды (Отряды народной самообороны (YPG))

Курды – народ проживающий на территории многих стран Ближнего востока, с процентом населения выше 5. Наибольшее количество насчитывается в Турции – до 15 млн человек, проживающих по большей степени в юго-восточной части Турции, близ севера Сирии и Ирака, где также проживают курды с долей в своих государствах – 10-15%. Курды – народ, который имеет свою культуру, язык, традиции и обычаи, что делает их меньшинством в большей части стран проживания. Всё время курдский народ «таил в себе» скрытое желание нежависмости и суверенитета, что обусловлено большим количеством создания разных партий и организаций, направленных на автономию «Курдистана» в их государствах. Сирия не была исключением и в момент переворотов курды поняли, что у них есть довольно высокий шанс вооплотить свою мечту – создать Курдистан. И получая финансирование и поддержку со всего мира и сунитских организаций, курды вооружаются и начинають действовать против правительственных войск, получают поддержку от Западного мира и финансирование сбоку России, за что впоследствии Турция раскритикует Россию, ибо в сирийском конфликте Турция воюет де-факто на стороне Асада, против курдов, ибо с последними конфликты у них были давно и подавить их наицоналистические взгляды турки уже давно не могут. По сути, основной целью курдов есть создание Курдистана, со своей культурой и языком, с мотивацией ярого национализма сбоку курдских партий в государствах, на территории которых представители меньшины проживают.

Турция

Главной причиной пребывания Турции в Сирии есть курды и их взглдяы. Как уже было упомянуто выше – в Турции проживает наибольшее количество курдов, мало того, там есть и курдская партия, что провоцирует государство на конфликт из-за националистических побуждений, что проснулись у них после начала гражданки в Сирии, и турецкие курды восхитились мечтой о создании единого курдского государства, объединившись с курдистанами на территориях иных государств. Тоесть, основная цель пребывания (ведения войны) курдов в Сирии – автономия и независимость арабского государства. Курды получили поддержку международной общественности, ссылаясь на то что они имеют язык, культуру, правительство, муниципальную систему и способны быть государством. Проходя по пятам истории, видно что такие «проэкты» уже были и закончились довольно успешно – Израиль после Британского мандата, который также получил поддержку со стороны США и Европы, а в последствии стал их единственными надёжными союзниками в этом регионе. Аналогичная участь будет ожидать Курдистан, в случае осуществления их главной цели. Поэтому Штатам и остальному «демократическому блоку» выгодно поддерживать курдов. Однако, курды понимая, что они воюют на одном фронте с демократической оппозицией, объеденились в Демократические силы Сирии, что вызвало недовольство со стороны Турции, ибо те поддерживали оппозицию, а курдов – нет.

США и страны НАТО

Вот мы и дошли к апогею сея конфликта. Де-юре, страны-члены НАТО, США и несколько арабских государств объеденились в Коалицию против ИГИЛ (см. ниже) для борьбы с терроризмом на Ближнем востоке и умиротворения конфликта и поддержания мира. Однако, несмотря на намерения, Коалиция косвенно лишь разжигает конфликт, ибо присутствие на территории Сирии всё большего числа иных государств, только нагнетает атмосферу. В 2018 ИГИЛ (см. ниже) очень мощно сдало свои позиции, де факто проиграв в этом конфликте, и потеряло своё былое влияние. Тоесть, главная цель Коалиции против ИГИЛа (см. ниже) выполнена и начиная с декабря 2018 года войска США и союзников выводятся.

Однако, как бы быстро с ИГИЛом (см. ниже) не покончили, США и блок их союзников – они по прежднему не выходят из конфликта. Ещё с самого начала гражданской войны, США поддерживали Демократические силы Сирии и крудов в экономическом и военном плане. А ведь правда, США выгодно проамериканское правительтство в этом регионе. На начальных стадиях революции Белый дом пытался идти на контакт с Б. Асадом и занимался поисками мирных решений конфликта, но после ввода российских войск Вашингтон понял всю безнадёжность и начал действовать радикальнее, используя повстанческие войска как марионетки, для их становления в Сирии и дальнейшего влияния на Ближнем востоке, размещения там своей военной мощи и установки своего проамериканского правительства. Именно за это США де-факто боролись во Вьетнаме, Корее, Венесуэлле и ряде других стран. Однако, в этом конфликте они стыкаются с другой проблемой –террористы.

ИГИЛ

ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) – организация, признанная террористической в большинстве стран мира, в регионе всего Ближнего востока, ряде стран СНГ, США и Европе, действующая радикально и беспощадно. Исламское государство преследует коранную идею о создании единого арабского халифата и «порабощения и покарания им всего нечистого мира». ИГИЛ, по сути – это группка терорристов с калашами и гранатами, которые или ходят с религиозно промытыми мозгами, или являются завзятыми бизнесмэнами чёрного рынка.

ИГИЛ – одна из самых экономически стабильных террористических организаций мира. Исламское государство чувствует себя в полном достатке, ограничиваясь территорией, равной территории Великобритании «отвоёванной» у Сирии и Ирака. На земле, ранее контролируемой игиловскими войсками, располагаются не менее 150 активных нефтяных скважин. ИГИЛ действует довольно мудро, хотя и глупо с экономической точки зрения – они опускают цену на свою нефть с $60/баррель до $20-30/баррель, что позволяет вести «красивую» внешнюю чёрную нефтяную торговлю напрямую к нуждающимся импортёрам без пошлин и лишних затрат. Причём спрос на «чёрную» нефть есть во всём мире и, фактически, все импортёры с разных стран мира являются спонсорами сего террористического детища. Учитывая небольшой подкуп пограничных КПП, который обеспечивает транспортировку нефти напрямую к заказчику, который платит ту же цену – ИГИЛ зарабатывает $500 млн/год, чего вполне хватает на обеспечение армии и выдачи зарплаты своим бойцам, которая колеблется в регионе $150.

Вторым, не менее прибыльным, источником дохода в ИГ является торговля людьми, их освобождение и выполняемая ими работа. Заключённых в халифате выкупают страны, граждане которых в заложниках. За период борьбы с ИГ Катар 5 раз договаривался с джихадистами о выкупе военных на суммы нескольких десятков миллионов долларов. Арабский халифат также не мало зарабатывает с «чёрной» торговли людьми и их сдачей в рабство, а также продажи органов на чёрном рынке. Все эти области зароботка приносят ИГ огромный доход и тысячи рабочих мест, за что и борются исламские джихадисты в этом регионе. Главная причина – больше денег, чем при мирной жизни. Для простого рабочего-автомеханика или продавца, что в мирное время получал $30 в месяц, выгоднее терроризировать мир, где он будет получает в 6 раз больше, плюс, полное погашение налогов от «правительства» ИГ.

Однако, в последнее время ИГИЛ несёт тяжкие потери территорий и теряет внешнюю экономическую поддержку от анонимных спонсоров из сунитских государств (Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и т.д.), которые впоследствии получали свой процент от прибыли. После де-факто победы Коалиции против ИГИЛ и потери халифатом статуса «государства», спонсоры и источники прибыли начали истощаться, а доход падать в связи с большой затяжённостью конфликта и исчезновением духа и желания бороться у солдат.

Ирак, Иран и исламистские террористы

Режим Б. Асада, помимо Росии, также поддерживают Ирак, Иран и ливанские террористические группировки, такие как ливанская «Хезболла», начавшая Вторую ливанскую войну с Израилем, афганская шиитская организация «при ИГ» – «Фатимиюн», учавствующая в освобождении Пальмиры и наступлении на северо-запад Сирии. Ирак и Иран – блок государств, кооперирующих с Россией взамен на экономическую поддержку и военное влияние в их регионе из-за отсутвия возможности полного контроля. Ираку и Ирану выгодна поддержка Асада, в свою очередь, из-за кооперации и монополии на нефтяном рынке, которая уже давно присутствовала, начиная с конца XX века.

Одной из не менее важных причин участия в конфликте Ирана есть желание шиитского государства получить контроль над Средиземным морем для военного господства и противостояния Израилю на море. Для Ирана поддержка Асада будет означать возможность доставки сжижённого газа морем и стать одним из лидирующих экспортёров газа в южной Европе.

А Ираку война выгодна в целях противостояния Исламскому государству, которое до 2018 года контролировало треть его территорий. Однако, для борьбы против ИГ и обладания надлежной силы, Ираку потребовалось вступить в «тоталитарный блок» вместе с Ираном, Сирией и Россией. Фактически, Иран в этом конфликте попросту выражает свой ярый гнев на саудитов из-за высокой нефтяной конкуренции между государствами.

Саудовская аравия

Впринципе, Саудовская аравия является типичной страной-представителем исламского мира сунитского толка, которая не поддерживает режим Б. Асада из-за религиозной неидентичности, что не является чем-то новым в арабском мире, антиигиловской политики и поддержки Демекратических сил Сирии. Фактически, после победы Коалиции против ИГ, весь блок арабских стран, США и Европа должны начать вывод своих войск, что, по сути, сейчас и происходит. Однако, Эр-Рияд не прекратит свою поддержку асадовской оппозиции из-за довольно дипломатических связей с Западом, который импортирует нефть у саудитов, принебрегая Тегераном.

Важной целью Саудовской аравии и остальных сунитских стран этого региона есть противостояние одному из крупнейших нефтяных поставщиков – Ирану. Страны буквально «отыгрывают» Холодную войну между Саудовской Аравией и Ираном на сирийской территории. Оба государства хотят остаться главными нефтяными экспортёрами для Китая, которому абсолютно всё-равно у кого импортировать нефть, однако, конкуренция между Аравией и Ираном берёт верх.

Фронт ан-Нусра и остальные исламские джихадисты

Очень важную роль в сирийском конфликте играют абсолютно иные, не заинтересованные, в политическом плане, террористические организации, целями которых есть, попросту, отмывание денег. За время своего участия в гражданской войне Фронт ан-Нусра приобрёл репутацию самой быстрорастущей и агрессивной части вооружённой сирийской оппозиции. Помимо Фронта ан-Нусра на территории Сирии борются множество иных локальных террористичеких организаций, которые попросту отмывают деньги с налогов и спонсируются анонимными посредниками из сунитских стран. Фронт ан-Нусра, как и остальные локальные террористы до 2015 года боролись на стороне повстанцев, воюя против правительства Б. Асада, однако, после некоторых религиозных конфликтов, отношения между ними порвались. В целом, об этих группировках, как и об ан-Нусре, можно было сказать в разделе про ИГИЛ, но именно Фронт ан-Нусра является теперь наиболее влиятельной террористической группировкой в Сирии и контролирует большую часть провинции Идлиб на северо-западе страны, а также способен создавать какое-либо военное давление или отпор.

Заключение

Конфликт в Сирии – это решение более глобальных международных политических и экономических проблем, основной причиной которых есть добыча и экспорт нефти, ну и сфера влияния более крупных государств Запада, Росии и монархий Ближнего востока. Конфликт в целом не несёт какой-то конечной цели, а лишь локальные марионеточные подцели отдельных организаций. А в целом, Сирия стала ареной борьбы иных государств, де-юре без статуса войны и полномасштабного развёртывания войск.

--

--

Ohanov Dmitry
0 Followers

Фотограф на началах и любитель записать выводы своих раздумий. Telegram-chanel: t.me/dimasikkotoriyohanov Instagram: instagram.com/_dophotography_