Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

DTI Algorithmic
5 min readDec 28, 2016

--

Новый банк, основанный Китаем, — это конкурент уже действующих структур, в которых большая часть акционерного капитала принадлежит США (речь идет о Международном валютном фонде и Всемирном банке). Кроме того, есть ещё Азиатский банк развития со штаб-квартирой в Маниле. Официально он находится под эгидой ООН, однако ни для кого не секрет, что по факту управляется из США и Японии.

Крупные развивающиеся экономики — и Россию, и Китай — не устраивает та роль, которую Вашингтон им отводит в этих самых финансовых институтах. Самый показательный пример: реформа МВФ, которую Штаты тормозят уже долгие годы. Сейчас в международном фонде у США контрольная доля голосов — более 17 процентов. У России — два с половиной. У Китая немногим больше — около трех процентов. Аналогичное положение дел и во Всемирном банке. Получается, американцы могут блокировать любое решение и сами выбирать, кому и на что давать деньги. Такое положение дел, естественно, ни Москву, ни Пекин не устраивает.

Решив не дожидаться решений от Запада, в октябре прошлого года Китай и ещё 20 стран, в основном азиатских, договорились о создании своего банка развития. Его основная цель — финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций открылся в октябре 2014 г. Его учредителями выступили Китай и еще 20 стран Азии (Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Индия, Казахстан, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан и Вьетнам), рассчитывающие пошатнуть доминирующую позицию западных финансовых институтов.

Россия присоединилась к банку в марте 2015 г. Кроме того, к банку присоединились Австралия, Бразилия, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Индонезия, Иран, Израиль, Италия, Норвегия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Турция и Великобритания.

Банк будет выделять деньги на строительство дорог, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и другие инфраструктурные реформы в бедных регионах Азии.

Появление такого банка на рынке, с мажоритарной долей именно китайского капитала, говорит о том, что Китай вышел на новый уровень — он стал экономической суперсилой, а это уже уровень США. Именно поэтому к новому институту в США отнеслись крайне настороженно: в Вашингтоне не скрывают опасений, что создаваемый Китаем АБИИ станет инструментом проведения китайской внешней политики. Понятно, что Белый дом прилагает максимум усилий, чтобы помешать Пекину закрепиться на финансовых рынках Азии и распространить свое влияние на финансовые площадки других континентов. Однако сейчас Вашингтон, который привык во всех проектах опираться на верных союзников, потерпел поражение. Несмотря на все давление США, его европейские и азиатские союзники решили стать учредителями AIIB. Причем, речь идет о странах, на которые в Белом доме привыкли полагаться и которые там считают «своими». О желании вступить в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций изъявили Германия, Франция и Италия, а также такие близкие Соединенным Штатам страны, как Австралия, Новая Зеландия и Канада. Предал Америку даже Лондон, который проводит собственную политику настолько редко, что каждый такой случай, особенно если он идет вразрез с политикой США, сразу становится сенсацией. Как раз после решения Соединенного Королевства вступить в данную организацию США начали наиболее активно противодействовать данной организации. Как говорится, нет вечных врагов, нет вечных друзей, но есть вечные интересы.

В течение полугода заявку на вступление в банк подали более 20 новых стран, в апреле к проекту присоединилась Россия. В итоге — 57 стран-участниц. Штаб-квартира банка будет расположена в Пекине. Его директор будет избираться из числа представителей азиатских стран — участниц банка сроком на пять лет с возможным переизбранием еще на один пятилетний срок.

Банк официально начал работу 16 января 2016 года. Президентом АБИИ избран бывший заместитель министра финансов КНР Цзинь Лицюнь, а министр финансов КНР Лоу Цзивэй избран председателем совета управляющих. Со стороны России в состав совета управляющих банка вошел Министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Отметим, что банк имеет трехуровневую систему управления. Есть совет управляющих, совет директоров и исполнительные органы. Совет управляющих будет принимать принципиальные решения относительно стратегии развития банка, его уставных документов. А непосредственно одобрять проекты для финансирования будет совет директоров. В совет директоров со стороны России вошел помощник министра финансов России Тимур Максимов.

Капитал банка составляет внушительные 100 миллиардов долларов. Крупнейший донор — Китай, второй — Индия, взнос России — третий по величине. 75% капитала банка будет принадлежать 37 странам — акционерам Азиатского региона (включая Россию), еще 25% будет разделено между 20 другими странами, такими как Бразилия, Германия, Великобритания и др.

Заместитель министра финансов Китая Ши Яобинь заверил, что Пекин не стремится к получению права вето в банке. При этом Китай остается крупнейшим акционером (30,34% акций), за ним следуют Индия (8,52%) и Россия (7,5%).

Банк AIIB выдаст первые кредиты ближе к окончанию 2016 года, при этом, руководство банка намерено кредитовать клиентов исключительно в американских долларах, тогда как принимать собирается в любой мировой валюте. Планируется также создание несколько пакетов и проектов, о которых никаких подробностей на данный момент не опубликовано, число совместных проектов с другими подобными организациями не разглашается.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будет рассматривать в качестве приоритетных для инвестиций те проекты, которые связаны с альтернативной энергетикой. Кроме того, финансовая организация собирается вкладывать деньги и в реализацию транспортных проектов. Это касается автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, уточнил руководитель ведомства. Также будут осуществляться инвестиции в связь и коммуникации.

Что касается преимуществ, которые получат страны, в частности Россия, от вступления в АБИИ, то они определенно будут касаться финансовой поддержки и содействие в возведении инфраструктурных объектов, особенно затрагивающих интересы РФ и азиатских стран (аэропорты, порты, железные дороги, мосты и т.п.). К примеру, Россия уже может претендовать на финансирование АБИИ в размере до $50 млрд. Также на деньги АБИИ может претендовать проект строительства порта Тамань, который аккумулирует приток товаров из Азии: Китая и Казахстана.

Кроме того, Китай обещает следить за юридической прозрачностью проектов, а также за влиянием на экологию, которое буду производить данные проекты. Это говорит о новой ступени развития банковской системы: появлении первого банка с программой sustainable development.

Важной вехой в работе АБИИ над инфраструктурными проектами станет работа над проектом «нового Шелкового пути». Данный проект решили поддержать такие страны, как Великобритания и Германия. К слову, проект «нового Шелкового пути» построен в обход России. Проект Шелкового пути некоторые аналитики даже сравнивают с известным планом Маршалла, поскольку с помощью данной дороги Китай окажет влияние на развитие иных государств, через которые эта дорога будет проходить.

Unlisted

--

--

DTI Algorithmic

Финтех-компания DTI Algorithmic. Пишем об экономике, инвестициях и новых технологиях. https://blog.dti.team/about/