Ученый@журналист

Pavel Protasov
2 min readMar 10, 2021

Если вы хотите посмотреть на трагедию про “ученый изнасиловал журналиста” — почитайте, что пишут про “закон о просветительнской деятельности”. Про “запрет проводить лекции без разрешения”, вот это все. Если опустить все матерные эпитеты в адрес свободной прессы, которые очень хочется к ней применить, то это ебаный пиздец какой-то, извините.
Как вы, наверно, догадались, к реальности описываемое отношения не имеет. Пока.
Если же мы обратимся к первоисточнику, то увидим, что закон в нынешней редакции предусматриват следующее:
1. Вводится понятие “просветительской деятельности”, которая не относится к деятельности “образовательной”, хотя и регулируется законом “Об образовании”.
2. Этой деятельностью занимаются специально обученные люди из органов госвласти, местного самоуправления и прочих “органов”. Имеют право заниматься — все остальные. По желанию.
3. Порядок осуществления этой деятельности и контроля за ней — определяются Правительством. Пока оно ничего не наопределяло.
Новые ограничения, которые вводятся законом — запрет на использование “просветительской деятельности” для “побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации”, а также для “сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов”. Причем последняя цитата по смыслу закона — это часть понятия “разжигания розни”. То есть, законом такое “сообщение” включается в “разжигание розни”. Это потенциально может аукнуться не только в области “просвещения”, но и везде, где используется понятие “разжигания”, вплоть до 282-й статьи и прочего. Сейчас “сообщение недостоверных сведений” к “разжиганию розни” не причисляется.
Обе формулировки (особенно про “Конституцию”) — как нетрудно заметить, “резиновые”. Думаю, профессиональные оскорбляди уже прикидывают, как их можно истолковать к полному своему удовлетворению. Под “просветительской деятельностью” можно понимать вообще любое выражение мнения, так что фронт работ у них широкий.
В общем, основная опасность нового закона — она не совсем в том, что запретили лекции читать, ничего там не запретили. Пока еще.
И я бы рекомендовал возмущенной общественности, которая подписывала всякие там петиции в количестве 200 000+ человек, внимательно следить за тем, что напишет Правительство во исполнение всего этого. А когда документ будет опубликован — вот его уже и подвергать разбору.
Хотя с учетом “большого общественного резонанса” вокруг поправок, я не исключаю, что в документе этом будет что-нибудь безопасное и безобидное типа требования зарегистрироваться по желанию в “реестре просветителей”, но если не зарегитрируетесь, то ничего страшного и т.п..

--

--