Чему меня научил писательский марафон NaNoWriMo

Dima Volgin
5 min readDec 9, 2017

--

Уже несколько лет я хочу написать свою книгу.

Два года назад я уже садился писать научно-фантастический роман, делал мног заметок и три раза переписывал черновки первой главы, успешно забросив это дело из-за потери интереса ( как это часто бывает со мной). Это должна была быть повесть об ученом-физике, который устанавливает контакт со своим двойником из параллельной вселенной. Наш парень хоть и неудачник , но имеет семью. Двойник же из параллельной вселенной потерял семью в несчастном случае, но преуспел в исследованиях, чтобы совершить перемещение между измерениями. И тут начинается конфликт двух ученых. Повесть должна была рассказать о ценностях семьи в научно-фанатстиечских рамках.

Сюжет мне показался очень интересным, это именно то, что я хотел написать. Но со временем, через месяц или два после не слишком интенсивной работы, интерес к повести у меня немного упал и в итоге я перестал над ней работать. А спустя несколько месяц после остановки работы на романом, я прочитал книгу американского писателя-фантаста Блэйка Крауча “Тёмная материя” ( Blake Crouch “Dark Matter”). Сюжет книги, как оказалось, в очень многих моментах повторял тот сюжет, над которым я работал. Да, я понимаю, что ничего нового для искушенного читателя я не придумал в этом сюжете и все же и все же.

Такое колоссальное совпадение дало мне понять несколько вещей:

1) Идеи витают в воздухе. Точно так же как с изобретениями — идея одновременно приходят сразу к нескольким людям, когда приходит ее время.

2) Если ты не напишешь об этом, то напишет обязательно кто-нибудь другой. Ухватись за идею всеми зубами, если считаешь, что она стоит того и нравится ТЕБЕ. Если она того не стоит, продолжай искать дальше.

3) Мои идеи не такие уж и плохие. Раз Блэйк Крауч написал на эту тему с очень похожим на мой сюжет отличную книгу, то почему же я не могу написать что-то стоящее? Все было в моих руках и я это сам намеренно упустил.

4) Не тормози и пиши. Смотри пункты 1–3.

Я прочитал 6 или чуть больше книг о том, как писать ( Стивен Кинг “Как писать книги” , Рэй Брэдберри “Дзэн в искусстве написания книг”) мотивации о творчестве (Джулия Кэмерон “Путь художника” и “Право писать” ) , и более практические книги о писательстве (Грант Фолкнер “Литературный марафон за 30 дней” , Фрэй Джеймс “Как написать гениальный роман”) . Но в какой-то момент я понял, что просто читают книги о том как писать, а не учусь писательству.

Я понял, что нужно что-то менять. Настало время для решительных действий.

NaNoWriMo

Мне, как и большинству среднестатичстический людей, нужны дедлайны, чтобы выполнять работу. Нет дедлайна — дело расстягивается на неопределнный срок, как это было с моей первой пробой написания романа.

В течение всего ноября я принимал участие в писательском марафоне National Novel Writing Month. NaNoWriMo это, если можно так выразиться конкурс, где вы соревнуетесь сами с собой. Это 30 дней ноября, когда вы обязуетесь перед собой и перед сообществом NaNoWriMo написать оперделенное количество слов до 30 ноября. Как правило, это 50 000 слов, то есть, как любят выражаться сами ребята с Нано, длина романов “Великий Гэтсби” или “451 градус по Фаренгейту”.

Сразу хочу оговориться, что писать вы можете на любом языке, при подведении итогов считается только количество слов. Хоть я и живу в Польше и, без скромности будет сказано, отлично владею польским и английским, писать решил на родном языке. Это несколько усложнило общение с польским сообществом NaNoWriMo и обмен отзывов с ними, но все же несколько упростило задачу написать 50 000 слов.

Одно из главных преимуществ Нано это сообщество. На сайте есть форум, где вы найдете сообщников со своих регионов, можете посоветоваться и поделиться трудностями. Ребята с форума меня ни раз вдохновляли продолжать писать.

Чтобы написать 50 000 слов, нужно писать в среднем 1667 слов в день ( для сравнения размер этого поста 1100 слов). Это порядка 3–4 страниц текста в день.

На первый взгляд мне это показалось очень много. На второй и третий взгляд тоже.

А вот уже ближе к 20 дню ноября, освоившись, начинаешь воспринимать это как вполне себе обычную норму.

Как проходил мой NaNoWriMo

  • Планирование. То, что надо участвовать в Нано я понял в двадцатых числах октября, то есть за 10 дней до начала марафона и сразу начал активно планировать. Если вам будет интересно, я могу поделиться больше о том, как надо планировать свой марафон ( а лучше прочитайте Грант Фолкнер “Литературный марафон за 30 дней” ). Скажу лишь, что без должного планирования (прописать героев, сцены, план романа и т.д.) и исследования темы на которую я собирался писать, у меня бы не было шанса написать и 10 000 слов за целый месяц.
  • Встречи. Огромным мотиватором лично для меня стала встреча с другими участниками NaNoWriMo в Варшаве. Мы встретились перед началом марафона и несколько раз встречались во время марафона в кафе для совместного марафона. Вместе, знаете ли, веселее. Да и более опытные участники марафона помогали советами.
  • 10 дней успеха. Знаете, что я чувстоввал первые 10 дней участия? “Это сложно, да. Но у меня столько мыслей в голове! Мне и 30 дней не хватит, чтобы всего написать!” Меня окрыляло то, что я действительно что-то пишу в своем романе, меня дурманило та возможность закончить первую свою книгу где-то там, на горизонте.

Я творил новые миры, придумывал ( как мне казалось ) интересные ходы и решения.

  • 10 дней напряжения. Горизонт окончания романа все так же виден, но за 10 первых дней, я кажется нисколько к нему не приблизился. Мозг начинает периодически противиться производить что-то сколь нибудь креативное. И в этот момент уже очень и очень пригодились заранее приготовленные заметки и исследования. Интересные решения приходили, но уже реже.
  • 10 дней опустошения. Самые тяжелые 10 дней за время проведения марафона. К 22 дню я уже поддался и не справлялся с ежедневной целью в средние 1667 слов. Диалоги персонажей были уже абсолютно бессмысленными, роман никуда толком не вел и топтался на месте. На 24 дне марафона у меня было написано 40 000 слов и 50 000 запланированных и я решил не гнаться за 50 000 и больше сконцентрироваться на качестве, получать удовольствие от процесса и признать поражение в этой битве.
Статистика моего марафона. Пришлось в последний день сделать фейковый результат, чтобы получить 50% на Scrivener

Чему меня научил NaNoWriMo

Не смотря на то, что я не пришел к запланированным 50 000 словам за 30 дней, я могу с уверенностью сказать, что участие в марафоне научило меня многому и ввело ежедневное писательство в привычку.

  • Чтобы написать и закончить первый черновик романа надо отключить своего внутреннего редактора.

Не читайте то, что пишете для своего первого черновика.

  • Если думаете, что то, что вы пишите ужасно — продолжайте писать. Возможно, позже из этого выйдет что-то интересное, просто пока вы этого не видите.
  • Ставить цели и дедлайны — это хорошо. Но помните, ради чего вы начали писать в первую очередь и не гонитесь слепо за количеством слов.
  • Писательство может приносить удовольствие и чувство глубокого удовлетворения!

--

--