ISTQB Сертификация. Опыт сдачи.

Julik
6 min readAug 28, 2016

--

В этом посте я расскажу свой опыт и впечатления о подготовке, прохождении теста и непосредственно получении ISTQB сертификата. Я хочу рассказать о том:
1. Зачем я решила сдавать ISTQB.
2. Как я готовилась к экзамену.
3. Как проходил экзамен.
4. Как я получила сертификат.
5. Надо ли его получать.

  1. Зачем я решила сдавать ISTQB.

Существуют люди, которые любят получать “бесполезные бумажки”, которые иногда гордо вывешивают в LinkedIn профиле, а иногда просто раз в год перелистывают их в альбоме во время генеральной уборки. В оппозиции к ним располагается лагерь тех, кто считает, что вся эта “мишура”, иногда начиная от диплома о высшем образовании никак не поможет им при устройстве на работу и вообще только время терять для подготовки к экзаменам, которое можно с пользой потратить решая реальные практические задачи. Поскольку я все таки решилась получить этот сертификат, потратив на него 2 недели неспешной подготовки и целых 150 евро, то видимо я скорее отношусь к первому типу людей и возможно это одна из причин почему я в итоге обладаю этой бумажкой.

Второй причиной является то, что я действительно люблю свою профессию. Я сразу после университета начала заниматься ручным тестированием и считаю, что у меня не плохо получается. Но так вышло, что почему-то тестирование стало проходной профессией, где собралось очень много людей, которых занесло сюда чисто случайно. “Не любишь свою профессию и хочешь стать ИТ-шником — иди в тестировщики.” В итоге, на мой взгляд, рекрутеру может быть тяжело выделить в потоке резюме тех, кто действительно “болеет” тестированием и хочет развиваться в этой области. Таким маркером может стать получение специализированного сертификата в этой отрасли.

Третьей причиной стало то, что я начала задумываться о работе на иностранные компании и тут оказалось, что у меня не хватает запаса терминов тестирования на английском языке. Я вспомнила, что в качестве подготовительного материала для подготовки к сертификации кандидаты могут скачать словарь терминов, связанные со сем циклом разработки ПО. Раз уж я все равно собираюсь освежить в памяти забытые термины и выучить новые, то почему бы и не подготовиться заодно к сертификации.

И так, решение принято.

2. Как я готовилась к экзамену.

Для начала мне надо было определиться как мне зарегистрироваться на экзамен. Официально у нас существует Russian Software Testing Qualifications Board, но на деле при регистрации все данные отправляются в немецкую компанию GASQ (Global Association of Software Quality) с которой и происходит непосредственное общение при регистрации. И именно на их сайте в будущем можно будет проверить валидности выданного сертификата. Регистрация была простой, я заполнила анкетные данные и заплатила сбор за экзамен картой онлайн. Экзамены в Санкт-Петербурге проходят примерно раз в месяц.

Так вышло, что мое желание сдавать экзамен на английском языке было очень удачным, поскольку для англоязычной версии экзамена существует уйма подготовительных материалов. В первую очередь я прочитала отличную книгу, написанную одним из создателей ISTQB сертификации из официального списка ISTQB Related Books:

  • Rex Black, Erik Van Veenendaal, Dorothy Graham (2012), Foundations of Software Testing — ISTQB® Certification.

Книга действительно неплохо написана, по сути это расширенный Syllabus (который можно скачать на сайте) ничего принципиально нового в книге нет, но есть хорошее объяснение и примеры. Для получения Foundation level я считаю, что эта книга необходима и достаточна.

Затем я начала готовиться по “дампу” вопросов из тестов, которые есть в интернете. В App Store нашлось отличное приложение, сделанное Индусами в котором находится около 1000 возможных вопросов на экзамене и ответов к ним. Я успела прорешать от силы 400, но из вопросов на экзамене примерно 50% были мне знакомы. Поэтому вполне возможно, что прорешав все, вы будете готовы на 100%. На этом моя подготовка и закончилась. Пришло время сдавать экзамен.

3. Как проходил экзамен.

Экзамен был назначен на утро субботы и проходил он в Питерском офисе Dataart на Сампсониевском проспекте. Еще не было 10 часов утра, как я и еще порядка 15 человек собрались у входа в в офис. Хотелось бы заранее отметить, что все общение при регистрации происходило с немецкими коллегами и никаких контактов экзаменующих нас в Питере людей у нас не было. За 10 минут до назначенного времени мы попытались пройти в офис, но почему-то охранник нас не пустила, сказала ждите. Времени 10 часов, по идее уже должен начаться непосредственно экзамен, но все кандидаты все еще стоят на улице, совершенно не понимая, что и делать. В итоге удалось у охранницы узнать телефон человека, который обычно принимает экзамен, позвонить ему и узнать, что он скоро будет. Ни извинений, ни оправданий не последовало.

Наконец-то мы дождались молодого человека, он запустил нас внутрь и предложил сесть в небольшой переговорной комнате, рассчитанной я бы сказала максимум на 6–8 человек. Ну что же, видимо сейчас он подготовит место, куда мы все перейдем и мы сели его ждать. Как оказалось эта тесная переговорная комната с небольшим столом в центре и будет нашей экзаменационной комнатой.

Нам раздали бумажные тесты и судя по всему у каждого кандидата был свой набор вопросов. Я думала на английском языке я буду сдавать одна, но напротив, все вокруг давали на английском или немецком языках и только одна девушка сдавала на русском, что меня удивило. Так как электронные устройства не разрешены почти все кандидаты пришли на тест с древними потрепанными словарями, что выглядело довольно мило. Удивило и в целом количество людей, которые пришли на экзамен, я думала будет меньше желающих. На фото комплект экзаменационных бумаг и видно, как близко к моей работе находится работа другой девушки, сидели мы и правда очень тесно.

Тест в переговорной офиса DataArt. Места мало, половину теста писала положив бумагу на колени.

Тем кто сдает экзамен на неродном языке дается дополнительные 15 минут. Итого на тест выделялось 60 минут на русском и 75 на английском или немецком.

К тесту я была готова средне, поскольку многие вопросы для меня были не однозначны, но в итоге я обвела кружочком верные на мой взгляд ответы, встала, отдала бумажки и вышла на свежий воздух.

4. Как я получила сертификат.

Одним из неприятных моментов получения сертификата ISTQB в России является то, что саму бумажку, ради которой все затевалось в итоге так и не присылают. Присылают только soft copy версию в формате pdf. Но есть и хорошие новости, эту версию можно зарегистрировать на сайте GASQ,в результате чего другие люди смогу перейти по ссылке и удостовериться, что вы действительно являетесь владельцем сертификата. Сам сертификат можно при желании распечатать. Я сдавала экзамен 26.03.2016 и уже 01.04.2016 мне на e-mail пришло письмо с моим сертификатом и письмо с результатами моего экзамена с разбиением по ответам:

ISTQB сертификат. Ни живой подписи, ни печати, ни бумажной версии.

5. Надо ли его получать.

В итоге непосредственно от подготовки к экзамену у меня остались положительные впечатления. Мне было интересно почитать книги, познакомиться с терминами. Но на этом полезная часть сертификации я полагаю и закончилась.

От организации экзамена у меня остались ужаснейшие впечатления. Во первых, тест за который люди отдают 150 евро должен быть организован совершенно иначе, потому что это не маленькие деньги и за них можно было хотя бы обеспечить людей местом где сидеть и высылать им бумажную версию сертификата.

Сам тест уровня Foundation level тоже сомнительного качества. Вопросы неоднозначные, как и ответы на них. Проходной балл на сертификацию в 65% — очень низкий, ощущения “победы” он не оставляет.

Из хорошего, в зарубежных конторах наличие ISTQB сертификации требуется гораздо чаще, чем в Российских поэтому вывод сдавать или нет один. Если у вас нет планов работать не на российского работодателя, то этот тест не дает ничего. Даже знания, которые можно в нем подчерпнуть не будут использованы в 99% российских ИТ компаний. Но если у вас есть понимание того, что возможно ваше резюме или профиль на LInkedIn когда-то будет рассматривать HR из США, Канады или Европы, то наличие этого сертификата выделит вас из числа кандидатов.

Ну и в заключение, я хочу упомянуть, что у ISTQB существует целое дерево сертификации, которое я считаю бесполезным. Ведь надпись “ISTQB Certified Tester” себе в профиль можно поставить и после сдачи Foundation Level. Если нет определенных инструкций зачем сдавать другие ступени сертификата, то я считаю, что это бесполезно.

--

--