Новая профессия за месяц — или что мне дал курс по концепт-арту

На посте поправим
7 min readOct 18, 2018

--

Часть 1. Предыстория

Многие спрашивали и интересовались, многие угадывали и говорили “ну покажи уже”. Спустя месяц после окончания я пришла в себя и могу поделиться мыслями. О том, каково учиться в группе, где ты заведомо отстаешь; как провалить все свои ожидания и все равно почувствовать удовлетворение. Ах да, и как замоделить сложную фигуру человека за пару часов.

Автора курса и правда угадали — я попала во второй поток “Концепт-арт в кино” Джамы Джурабаева, который стоит на вершине горы всея концепт-арта.

За работой Джамы я следила уже года три, но всегда со стороны. Художнику-постановщику умение рисовать было скорее бонусом, чем необходимым скиллом. Я была рада купить небольшой курс на gumroad у Джамы и других таланливых художников, но это всегда было ради удовольствия. Когда я работала декоратором в команде художника, мы с ним часто обсуждали, почему мы не можем так же классно рисовать. И подсчитывали, сколько времени у нас уходило на эскиз (20%) и на ведение стройки (80%), и все становилось очевидно.

До того, как я оказалась на курсе Джамы, у меня был свой бэкграунд. Была брошенная художка — частные курсы — подготовка к архитектурному — 5 лет института. Учась на художника-постановщика, мне было легко рисовать что угодно, но хотелось перевести это в диджитал. Если вы думаете, что это как два пальца об асфальт, то вот так я рисовала вручную:

и коллажировала в фотошопе:

эта куча-мала — привет из прошлой жизни, архитектурный диплом по строительству киностудии

и примерно так, когда зашла в фотошоп и попыталась нарисовать что-то с нуля:

мое лицо, когда понимаешь, что все, сука, непросто

Это было 2 года назад, и тогда я приобрела первый курс Джамы Narrative concept art. За несколько недель прослушивания лекций и выполнения заданий мне удалось сменить охреневающего человечка на это:

учебная курсовая работа

Этот курс дал мне огромное преимущество и позволил быстро найти работу в сильной команде. Стоимость курса окупилась почти сразу — были голодные времена, и я смогла подработать на раскадровках. Так что если вы думаете, с чего начать — этот курс мне кажется прекрасной стартовой точкой.

И да, Джамин подход хорош тем, что вам необязательно иметь академическую базу. Если на бумаге вы рисуете смешные каракули, после курса вы будете иметь целый арсенал инструментов, чтобы создать ваш маленький шедевр. Этим и хорошо рисование на компьютере — тут столько приемов и хитростей, что вопрос “дано или не дано” просто не встает.

За 2 года мой скилл никуда не продвинулся, рабочие эскизы требовали высокой скорости и коллажной подачи:

эскиз для рекламного ролика

Преамбула кончилась, подходим к основной теме. Курс “Концепт-арт в кино” начался летом, и… я не стала на него поступать. Когда Джама сделал анонс, мне ужасно захотелось, но я засомневалась в себе. Будучи правильной девочкой, я прочитала в описании курса “для профессионалов”, и не узнав в этой фразе себя, отступила. Потом долго ходила вокруг да около, мучилась и в итоге подалась на второй поток по принципу “наглость — второе счастье”.

У меня был месяц, чтобы подготовиться к курсу и изучить 3D-софт для концепт-художников, потому что художники-постановщики дальше скетчапа предпочитают не ходить. В работу пошли подкасты с художниками, бесплатные туториалы по программам, курс Джамы, пройденный еще раз. И знаете, это оказалось очень продуктивно. Во второй раз в работу пошли ранее приобретенные умения и добавились те, что я не осилила в первый раз. Пройдя тот же курс, я стала рисовать лучше:

упражнение на текстуры
функция blending modes в ФШ

И тут, говоря сценарным языком, настал первый поворотный пункт. Слаб человек, подвержен лести и отсутствию здоровой самокритики. Я подумала, ммм, да все очень даже нормально получается! Я готова к этому курсу, все на мази.

Ммм, как я ошибалась.

Часть 2. Обучение

Мир обычного человека делится на реальное общение с людьми и внутренний диалог с теми, кого мы знаем в одностороннем порядке — знаменитостей, политиков, кумиров и тд. Я привыкла к голосу Джамы по его урокам и к его английской речи. Услышать, как он рассказывает что-то на русском да еще и конкретно тебе — для меня было сродни позвать Джоан Роулинг на обед “а то что-то давно не виделись”.

Нас было 2 группы — русская и английская. Мы шли параллельно, иногда подглядывали за работами друг друга и видели, что происходит в чатике (я писала об этом вот здесь: https://t.me/fixitinpost/218). В первую же сессию, где заданием было просто показать свои предыдущие работы, я поняла, что кабзда, ребята. Мои гениальные рисунки превратились в тыкву, мне адски не хватало знаний в 3D. В анонсе курса было написано “желательно”, но оказалось, что все же обязательно, или будете валандаться, как я.

1ый этап — сбор референсов

Курс рассчитан на 5 недель, созвоны по вечерам, поэтому совмещать с работой можно вполне. Если у вас нормальный 8-часовой график 5/2. Совмещать учебу со съемками не было никакой возможности, поэтому я исчезла с рабочих радаров, и судорожно пыталась наверстать 3D. Добавьте к этому так себе концентрацию и логичную прокрастинацию от расстройства, что все вокруг круче, и получите швах по всем фронтам. Надо отдать должное Джаме, он прекрасный ментор и умеет поддержать и дать пинка в очень тактичной и мотивирующей манере.

персонажи в движении

Содержание курса составлено по нарастающей, но при этом объединено единой темой — в начале мы выбрали фильм, по которому будем делать концепты (можно было выбрать из 2х вариантов). Это круто, потому что так ты погружаешься не только в обучение скиллам, но и работаешь “прямо как в студии”. Неутвержденные варианты вычеркиваются и продолжается работа над выбранными. По каждой теме есть четкий дедлайн.

Я выбрала фильм “Бездна” Дж. Кэмерона, и оказалось, что сложно нарисовать реалистичный мир под водой — там по-другому распространяется свет, должна ощущаться густота толщи воды. Джама увидел, как я бьюсь в бессильных конвульсиях, пока остальные уже сделали 3D-модели и рендерят, и показал мне простую рендер-программу для быстрого подводного эффекта. Вооружившись базовыми навыками 3D в Блендере и рендером Marmoset, у меня получилась такая болванка:

затонувшая подлодка, окутанная водорослями-аля-пришельцами

Этот шаг меня очень обрадовал. Знаете, когда двоешники в школе случайно получают четверку за диктант и начинают носиться по классу с криком “Я МОЛОДЕЦ!”. Вот примерно такое чувство.

Часть 3. Новое дыхание

Если вы думаете, что, покупая курс Джамы, вы закончили свои траты — вы думаете напрасно. Он так вкусно рассказывает о новых программах, уроках и ручках для рисования, что лучше заранее отложить хорошую сумму. И вы потом не пожалеете ни секунды, потому что каждая новая вещь будет дарить вам новые возможности и ускорять процесс. Вы сможете меньше времени тратить на техническую часть и больше на творческую.

Мне пришлось хорошенько вложиться в программы и даже поменять компьютер (внезапно оказалось, что мой мощный ноут нифига не мощный), но тут Джама преподнес нам на блюдечке десерт. VR.

Сейчас очень много разговоров про виртуальную реальность, но у виара есть еще одна функция для художников — возможность рисовать в пространстве вокруг себя. Представьте: вы в течение часа изучаете программу, потому что у нее минимум функций, и в течение еще пары часов вы уже нарисовали человека. И динозавра, и корабль! И ландшафт… и да, все это объемные модели, которые экспортируются как 3D-модели. Мне нужно было замоделить водолаза, у которого между руками-ногами перепонки, как у белки-летяги. Это была моя идея для персонажа, чтобы он быстрее перемещался в воде. Чтобы сделать такие сложные формы, мне бы понадобился еще месяц-другой для изучения программы. Но ко мне приехали виар-очки Oculus и запустилась программа Gravity Sketch. И открылся новый мир.

и это еще очень примитивная модель, первый блин в виаре

Поверьте, этот мир и правда магический. Даже если придется сидеть на одной гречке после этой покупки, она стоит того, если вы по какой-то причине любите рисовать и создавать миры.

Финальный аккорд дался мне особенно тяжело. Когда 5 недель смотришь, как много успевают другие ребята, это одновременно и подстегивает, и огорчает. Но, собрав свои силы в кулак и засунув амбиции в жопу, у меня появилось несколько законченных концептов.

батискафы приближаются к затонувшей подлодке
водолазы у подлодки

Часть 4. Финал

Это был насыщенный и трудный курс. Если посмотреть правде в глаза, я оказалась к нему не готова. Мне не хватило навыков в 3D, но несмотря на все сомнения и самосаботаж “я не смогу, мои работы говно”, я очень рада, что отсутствие здравого смысла занесло меня сюда. Мы все прошли свой личный квест на этом курсе, и все очевидно куда-то пришли. Мы сдружились и получили поддержку одного из монстров индустрии, а также набор инструментов и техник для самостоятельного развития.

Но самое главное, что дал нам Джама — это веру в себя. Осознавать, что у тебя получится, если ты сам не бросишь, дорогого стоит. Даже если это будет через 5,7,10 лет.

И то, что здравому смыслу казалось сущей глупостью — бросить работу на все лето — для меня обернулось одним из самых удачных поступков в жизни.

Ссылки:

  1. Концепт-арт в кино, курс Джамы: https://mdp-courses.com/lesson/mdp-vr/
  2. Narrative concept art: https://www.learnsquared.com/courses/narrative-concept

--

--