Иранские истории: часть 2

Ekaterina Petrikevich
7 min readAug 25, 2017

--

Хиджаб: как носить правильно и неправильно и как снимать его так, что бы это что-то значило

Напоминаю вам, что женщинам в Иране запрещено покидать дом без платка на голове и снимать его на улице. За появление на публике без хиджаба можно получить 70 ударов хлыстом или 60 дней тюрьмы.

- Когда во времена шаха Резы запретили носить хиджаб, моя прабабушка в течение нескольких месяцев отказывалась выходить из дома. Когда после исламской революции ввели обязательное ношение хиджаба, моя мама в течение нескольких месяцев отказывалась выходить из дома, — мы с моей подругой сидели на кухне, а ее черные волосы по-бунтарски закручивались в колечки. Я тоже была без хиджаба, но мои руки автоматически потянулись к голове, чтобы проверить, на месте ли тот кусок ткани, отсутствие которого в Иране может стать причиной штрафа, тюремного заключения или избиения хлыстом.

Отмечу сразу, что хиджаб — это очень сложный термин, который на самом деле обозначает дресс-код мусульманок, но в нашей традиции является обозначением платка, которым покрывают голову женщины. В таком значении этот термин и будет использоваться в данном тексте.

Плакат о необходимости и пользе ношения хиджаба в Тегеране

На самом деле, ношение хиджаба было одной из самых сложных частей этой поездки, и мы с подругой даже придумали шутку: “Not every day is a bad hair day, but every day is a bad hijab day if you have to wear it against your will” [Не каждый день — день плохой прически, но каждый день — день плохого хиджаба, если тебе приходится носить его против своей воли]. Мы с подругой укутались в свои платки еще на подлёте к Тегерану и первые дни крайне нервно хватались за голову чуть ли не каждые пару минут, а приходя по вечерам домой и стягивая с себя платки мы все еще чувствовали на своей шее и щеках фантомное прикосновение ткани. И мне всё ещё порой чудятся граффити на домах, напоминающие женщинам о том, какое благословение — носить хиджаб.

Очень интересно было также ощущать невероятно чёткие границы личного и публичного, а также измерять уровень доверия и прогрессивности людей и мест тем, как обстояла ситуация с ношением хиджаба. В домах и машинах наших друзей платки слетали мгновенно, равно как это происходило в ресторанах и кофейнях, где ощущалась общая атмосфера спокойного принятия и где не было ощущения того, что люди могут что-то сделать. Однако пару раз из-за неправильной оценки обстановки сложились неприятные ситуации. Один раз группа людей за соседним столиком начала активно и агрессивно разговаривать, кивая в нашу сторону, отчего я быстро натянула платок обратно, а в другой раз вышло скорее забавно, потому что фотограф ресторана извинительно попросил меня надеть платок и прикрыть декольте, которое до этого было спрятано под платком также, как и мои волосы, потому что на промо-материалах ему нельзя публиковать женщин в таком вот вызывающем виде.

В хиджабе. Дворец Голестан, Тегеран

Однако, как я писала в предыдущей части, больше всего меня расстраивала реакция других женщин — консервативных мусульманок, закутанных в чадру (темный платок-покрывало, покрывающий женщину с головы до ног). Именно они в прямом смысле слова шипели на меня и подругу и накидывались на нас даже тогда, когда платок просто случайно спал с головы (то, насколько сложно носить хиджаб в плане того, чтобы он вообще держался на голове — это вообще отдельная тема). Одна женщина с сыном шла за нами несколько минут и что-то недовольно бубнила на фарси (думаю, ее не устраивали наши голые щиколотки и пятки), но когда с головы моей подруги спал платок, она сразу же подлетела к ней и, похлопав её по плечу, начала активно показывать, что мол платок надо бы носить, а то атата. И этот случай ударяет куда больнее, нежели ехидное замечание липкого мужчины, из кофейни которого мы вышли поздней ночью на пустую улицу: “Сладкой вам ночи, друзья. А ты, — он указал пальцем на меня и обвел рукой вокруг своего лица, — не забудь о платке”. Именно тогда я разразилась громом и молнией, что я не друг мерзким людям и что в кромешной темноте на пустой улице мои волосы, которые оказались непокрытыми меньше минуты, никого не могли оскорбить, а Аллаху уж точно есть чем заняться кроме слежки за тем, ношу ли я платок.

Но мне повезло: я встретила огромное количество мужчин и женщин, для которых обязательное ношение хиджаба — глупость и вопиющая несправедливость по отношению к тем, кто делать этого не хочет. Я сидела на кухнях с иранками, которые приходили и уходили в темных одеждах и с платками на голове, но которые скидывали с себя эти темные кандалы материи, расцветали яркой одеждой и пышными прическами, и слушала о том, что этот кусок ткани, силком натянутый на голову — это попытка стереть их индивидуальность. Я сидела в кафе и парках с мужчинами, которые извинялись передо мной за то, что мне приходится носить хиджаб, и за то, что мне приходится видеть, как это приходится делать моим сёстрам, которые делать это не хотят. Но самое прекрасное, что я услышала, были слова фемактивистки: “Хиджаб — это кусок ткани, который мы должны позволить женщинам снять. Однако, хиджаб, который сложнее всего снять, — это хиджаб, который носит внутри себя каждый ультра-консервативный человек.”

И тут самое время поговорить о способах женского протеста против принудительного ношения хиджаба:

1. #MyStealthyFreedom
В Иране популярно интернет-движение “Моя тайная свобода”. Оно было основано иранской журналисткой Маси Алинеджад, которая проживает в изгнании в Великобритании.

“Я просто попросила женщин присылать селфи, демонстрирующие их личные моменты свободы. Когда я была в Иране, я снимала платок, когда была в поле или в уединенном месте. Я задумалась над тем, сколько еще иранских женщин делает то же самое. Оказывается, очень много,” — пишет Алинеджад.

С момента основания интернет-странички, она набрала более 1.000.000 лайков, а также стала источником активных дебатов в Иране и за его пределами. Наша группа Soc-Fem также писала о данном движении (https://vk.com/im?sel=c66&w=wall-46661081_24694/4..), так что я и моя подруга не могли пройти мимо и не сделать фотографию в знак солидарности с нашими иранскими сёстрами.

Мы выбрали знаковое место — центральную площадь Исфахана, прямо перед одной из самых больших мечетей в Иране — Мечетью Имама. Если честно, то я ожидала крайне негативной реакции окружающих — это всё-таки консервативный город, да ещё и центральная площадь перед мечетью, однако я была приятно удивлена.

#MyStealthyFreedom перед Мечетью Имама в Исфахане

Пока мы с подругой делали фотографии друг друга, проходящие мимо и девушки, и парни снимали нас на камеры и одобрительно кивали, однако самое невероятно произошло, когда мимо нас проходила семья — двое мужчин с женами и тремя девочками в хиджабах. Женщины стеснительно заулыбались, увидев нас, и притормозили, чтобы лучше нас рассмотреть. Я отметила, что они смотрят на нас, и дружелюбно кивнула им в знак приветствия. В этот момент мужчины что-то начали нашептывать своим женам, а потом спросили, можно ли сделать с нами фото. Мы с подругой кивнули и автоматически начали натягивать платки на голову.
- Нет-нет-нет, без платков, пожалуйста, — показали нам руками мужчины, а женщины подбежали к нам.
Девочки широко улыбались, посматривая на нас с любопытством, и просили разрешения подержать меня за руку. И вот когда мы только-только встали удобно, одна из взрослых женщин попросила подождать, подбежала к мужу, скинула свою чадру (!) и, оставшись в светлом платке, встала рядом с нами, широко улыбаясь.

К сожалению, я не догадалась попросить прислать нам эту фотографию, но это было скорее из-за того приятного шока и опьяняющего чувства силы такого казалось бы маленького, но невероятного важного жеста. А в другой раз, когда я фотографировалась без хиджаба с ученицами школы английского языка, у меня уже не так отнимался язык, а потому у меня теперь есть чудесное фото на память.

#MyStealthyFreedom в Саду Эрам в Ширазе

2. #WhiteWednesday
Однажды вечером в Исфахане мы сидели с подругами за столом и болтали обо всяком, как разговор сам собой перешёл в беседы о том, что значит быть женщиной в Иране, о безумных нормах, и тут одна моя подруга рассказала нам о том, что в Иране муфтии и консервативная часть населения активно осуждают женщин за то, что они носят яркую и светлую одежду. Дело доходит до того, что женщин в белом называют шлюхами. Разумеется, активистки не могли пройти мимо, и так зародилось движение БелаяСреда.

В знак протеста против обязательного дресс-кода для женщин, в поддержку свободного выбора и в знак солидарности с сёстрами, иранки и женщины всего мира фотографируются в белых платках или просто белой одежде и пишут о том, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать, что и как ей носить, как ей распоряжаться её телом и её же сексуальностью.

#WhiteWednesday & #MyStealthyFreedom в Ширазе

Этот разговор о белом объяснил мне очень многое. Дело в том, что один из привезенных мною платков, который я активно носила, — был белым с тонкой каемкой розовых кружев, и я искренне не понимала, чем я заслуживала осуждающие взгляды людей, когда руки-ноги-голова были у меня покрыты. Радости моей не было предела — я случайным образом шла против системы, где женщина должны быть закутана в темные покрывала, но я радовалась ещё больше тому, что теперь я могла сознательно и гордо носить белый цвет, напоминая себе и другим о том, что внешний вид и одежда женщины — это её личное дело, а её религиозные убеждения должны быть личным выбором, а не чем-то навязанным ей извне.

Разумеется в следующую же среду я не только гордо ходила по городу в белом хиджабе, но и добавила свой тонкий голосок в хор сильных женских голосов, активно борющихся за свои права и своё достоинство.

И да, я была рада снять хиджаб, потому что в последний день я не знала, куда девать свои руки, потому что они то и дело тянулись перевязать-перемотать мой платок. После прохождения паспортного контроля на выезде из Ирана платок мгновенно перекочевал в сумку, и с тех пор наматывать его на голову мне пришлось только один раз, когда я забыла зонт и это был единственный способ уберечь волосы от противной мороси.

С подругами на вершине Тегерана. #MyStealthyFreedom

Оригинал опубликован на https://vk.com/socfem

--

--

Ekaterina Petrikevich

Russian feminist, Human Rights activist, Political Science enthusiast, convinced lonely-traveller and a wannabe writer. Languages: 🇷🇺 🇬🇧