Летят журавли (1957): Разбор сюжета

Mark Browning
6 min readMar 1, 2019

--

Данная статья — часть обзора на фильм «Летят журавли», где подробно анализируются конкретные сцены и их смысл. За полным spiler-free обзором с оценкой актерской игры, персонажей, атмосферы, музыки и изображения обращайтесь к каналу https://t.me/evening_cinema .

«Летят журавли», безусловно, фильм о войне. Однако, после просмотра возникает резонный вопрос: “О какой именно войне?”. Полям сражения, героизму и патриотизму, уделяется не так много внимания для фильма, который позиционирует себя, как военный.

Напротив, значительный сюжетный акцент делается на личной драме Вероники. В ней и содержится ответ на интересующий нас вопрос.

Чтобы ответить на него я разберу несколько ключевых, по моему мнению, сцен, которые ясно дают понять, почему эта картина на самом деле является больше сложной метафорой на жизнь, чем образцом пропаганды о бравых советских людях, победивших фашизм.

[!] Если вы не смотрели фильм, советую вам сделать это, перед тем, как читать далее.

Неизбежность разрушения и столкновение с реальностью

Развитие сюжета начинается после замечательной демонстрации беззаветной влюбленности двух героев, Вероники и Бориса. Расставаясь, они договариваются о следующей встрече, однако в назначенный день, к Веронике приходит брат Бориса, Марк. Он сообщает ей, что Борис “день и ночь на заводе” и, к сожалению не смог вырваться на встречу.

Вероника и Марк среди противотанковых ежей

Тогда же Марк, не в первый раз, говорит Веронике, что любит её, но она отвергает его и уходит. В последующих двух планах впервые появляются признаки войны — противотанковые ежи, представляющие из себя проекцию, защитное поведение Вероники в ответ на возникшую во внешнем мире угрозу.

Это событие, пускай и кажется малозначительным, начинает цепочку реакций, которые будут только сильнее проявляться изнутри во вне.

Борис рассказывает о своем отъезде

После неудавшейся встречи, Вероника сталкивается с ещё одним препятствием на пути к личному счастью. Борис вынужден покинуть её на кануне предстоящей свадьбы. Он, очевидно, не готов принять на себя такую ответственность в данный момент времени и позже сам говорит об этом со своим отцом, когда тот, недовольный решением Бориса покинуть родной дом и без пяти минут жену, распаляется на сына:

— Это не хорошо, она (Вероника) должна быть здесь. Жених уезжает, как…
— Я не жених.
— А кто?
— Просто так.

Дабы побороть свои страхи и реализоваться, стать лучше ради своей возлюбленной и будущей семьи, Борис идет на добровольную конфронтацию с неизвестным, пугающим и потенциально смертельным хаосом. Идет ли он на войну буквально или получает повышение на заводе и вынужден ехать в другой город — не так важно, как лежащий в основе его поступка мотив.

Вероника и её мать

Вероника, остается одна. Ей не удается должным образом попрощаться с Борисом, как и получить от него известия. Внешний мир становится по-осеннему холоден, сыр и обрастает всё большим количеством защитных конструкций: ежами и укреплениями из мешков с песком. Эти изображения имеют прямую связь с тем, что Вероника переживает внутри и эти чувства не могут не отразиться на ее восприятии действительности.

Старый, беззаботный мир, в котором она жила долгое время, рушится под падающим на него грузом ответственности, выраженным необходимостью поиска работы. Мать Вероники, будучи заботливой женщиной, старается оградить свою дочь от столкновения с жестокостью реального мира и потому говорит ей прятаться в “метро”.

Часы в доме Вероники

Однако, вернувшись домой, Вероника открывает для себя связь между “смертью” и “временем” (естественной энтропией), когда её семья и дом перестают существовать.

Тяжесть ответственности и страданий жизни, подобна камню Сизифа. Нельзя остановиться перед ним и бездействовать, т.к. он просто раздавит тебя. Потому необходимо принять тот факт, что до конца своей жизни ты будешь нести своё бремя с собою вперед, поскольку альтернатива есть смерть.

В этом осознании есть ключ к развитию и взрослению персонажа Вероники и её жизненный путь только начинается.

Измена, последствия, поиск смысла жизни и прощения

В силу обстоятельств, неспособности содержать себя самостоятельно, и под недавними впечатлениями, Вероника оказывается в семье будущего мужа. От Бориса же по прежнему нет вестей, а потому Марк переходит в наступление и пользуется уязвимостью девушки.

“Что мы наделали?”

Действие происходит через потрясающую, сильную сцену-метафору, где бомбардировка — олицетворение силы эмоций между Марком и Вероникой. Когда же эмоции утихают, лицо Вероники застывает в удивлении: “Что мы наделали?”. Не случайно, сразу после этого она представляет себе сцену смерти Бориса. Перед гибелью он видит свадьбу, неизбежный поступок на который идут Марк и Вероника. Этот поступок и “убивает” Бориса и не дает ему более вернуться в семью.

Чтобы избежать порицания общества, соседей и знакомых семьи, Бороздины покидают Ленинград в поисках “покоя”. В бытовых фрагментах раскрывается то, как на Веронике отразились последние события. Она “бродит, как тень”, “нервная”, потерянная, вопрошает о смысле жизни и внутренне “казнит” себя за совершенные ошибки.

— Я всё потеряла.
— У вас осталась жизнь, Вероника!

Анна Михайловна — воплощение мудреца в сознании Вероники. Если внимательно взглянуть на обоих женщин, между ними видно визуальное сходство: одинаковые прически, одежда, но самая главная деталь — шаль. По сути девушка ищет ответ на волнующий её вопрос внутри себя. Увы, дать его сейчас, она не способна, но из вышеприведенного отрывка диалога ясно, что она до боли близка к решению этой проблемы.

Фёдор Иванович выражает “общее мужское презрение”

Вероника отправляется в госпиталь, где работает медсестрой. Там её внимание привлекает покалеченный пациент. Он жалуется ей о том, что возлюбленная предала его. Ситуация чрезвычайно схожа с личной историей Вероники. Боль, которую она наблюдает в пациенте вызывает в ней сильнейший стыд и самопорицание, выраженные монологом Фёдора Ивановича, отца Бориса. На деле этот монолог звучит внутри самой героини.

Не в силах простить себя за измену и держать в себе разрушительные эмоции, Вероника пытается покончить с собой. Заглянув в лицо смерти, она ужасается, оборачивается назад и видит, как к мальчику приближается смерть. Вероника забывает о себе и бросается к нему, спасая от гибели.

Вероника “находит” ребенка

Какая связь между ней и этим ребенком? Почему он тоже должен быть обречен на гибель, если она совершит самоубийство?

Потому, что это её ребенок.

Его зовут именем человека, которого она когда-то любила — Борис. Ему 3 года и 3 месяца. (Сцена бомбардировки, где и происходит зачатие ребенка, приходится на конец лета 1941-ого. Осенью Вероника и Марк быстро играют свадьбу и уезжают из Ленинграда в районе сентября. Через девять месяцев в середине зимы 1942-ого ребенок рождается. Отсчитываем 3 года и 3 месяца. Получаем май 1945 года.)

Найдя смысл жизни в своем ребенке, единственном, что у нее осталось, Вероника узнает о неблагонадежности своего нынешнего мужа, Марка. Вскоре после семейного конфликта он исчезает и в жизни Вероники наступает относительное спокойствие.

Летят журавли

— Нет войны. Странно, верно?

В заключительной части фильма, Вероника приходит к выводу, что ей необходимо простить себя и признать, что она не может исправить ошибок прошлого, лишь не совершать их в будущем. Она не может вечно ненавидеть себя за свои поступки и медленно умирать при жизни.

Так заканчивается война. Война, которая всё это время шла внутри главной героини.

--

--