Объехать Большой Остров за пять дней!

Большой Остров, штат Гавайи, США

Pololū Valley, Big Island

Как мы добирались из Рочестера (Нью Йорк)

Что может звучать лучше, чем поездка на Гавайи! Мы тоже так думали, пока не полетели. Из нашего села до Нью-Йорка ехать 6 часов на машине (вылет из НЙ дешевле). И лететь нам в один конец 14 часов, с пересадкой в Seattle (штат Washington).

Дальше начались приключения. Первый рейс задержали на два часа, а пересадка между рейсами всего 1,5 часа. Хорошо, что у нас была только ручная кладь. Так, с чемоданами под мышкой, мы еще никогда не бегали. В итоге успели за 7 минут до вылета, а двери для нас открывали повторно. В самолёте весь персонал по очереди говорил “Thank you for running!”

Вечером мы сели в аэропорту города Kona. Аэропорт очень забавный, выход сразу на лётное поле, а здание аэропорта это крытые деревянные строения, иногда даже без стен.

Прокат автомобиля и жилье на острове.

Первым делом мы взяли машину на прокат — Jeep Wrangler, на другой мы или не проехали бы, или нас просто не пустили бы в те места, куда мы хотели (но об этом дальше). Машина обошлась в $500 за неделю.

Наш джип на неделю

Квартиру сняли на Airbnb. По ценам не сильно отличается от остальных курортов США, примерно $50–70 в сутки. Сначала мы сняли целый дом за $40, но к нашему приезду на острове проснулся вулкан (мы даже сомневались до последнего ехать или нет). Дом, где мы должны были жить смыло потоком лавы. Пришлось бронировать заново.

Дикие индейки около нашего дома

Мы прилетели вечером; пока машина, купить продукты, доехать до места (около часа из аэропорта), уже стемнело. На Гавайях есть одна особенность, как и почти на всех южных курортах: очень рано темнеет, поэтому вставать надо было в 5–6 утра.

Утром нас ждало первое место Captain Cook!

Что мы успели посмотреть на острове за 5 дней

На рассвете мы отправились в место под названием Captain Cook. Это та часть острова, куда пристал корабль капитана Кука, где его потом и убили местные аборигены. Место считается заповедником и проехать туда нельзя, а только доплыть на лодке/каяке.

Мы взяли тур с гидом и с ланчем. Получилось очень дорого и совсем не стоило того. Гид молчал, ничего не рассказал, ланч это сэндвичи с чипсами… хотелось плакать. Если будете там, берите только каяк на прокат и доплывете самостоятельно. Сэкономите пару сотен баксов.

На следующий день мы успели посетить две долины. Потрясающе красивые!

Первая: Waipio Valley — долина, где живут люди без электричества, телефонов и всяких благ цивилизации. Хиппари и дауншифтеры, которые не любят туристов.

Waipio Valley, Big Island. Вид со смотровой площадки.

Waipio Valley считается особым местом ещё с времён древних гавайцев. У королей, которые жили в основном в городах, здесь были вторые резиденции. Потом здесь жили простые люди, 50 поколений до большого цунами в 1946 году, которое разрушило всё. И 20 лет после цунами здесь никто не жил, а потом потихоньку люди стали возвращаться.

Waipio Valley, Big Island. Население около 50 человек.

Дорога в долину опасная, наклон 25%, спускаться на автомобиле было страшно. Казалось, что машина еще чуть-чуть и перевернется. Это первое место, куда на обычном седане не пустят, только 4x4, только полный привод. Если вы на простой машине, то увидите вид сверху, а спускаться надо будет пешком или можно взять тур на лошадях.

Зато спустившись, вас ждет невероятный пляж: волны и черный песок!

Waipio Valley, Big Island

Вторая долина Pololū Valley. Сюда уже было не спуститься на машине, только пешком. Крутые спуски, везде предупреждения, что вы спускаетесь на свой страх и риск.

Pololū Valley. Здесь пляж совсем другой, нужны тапки, иначе больно заходить в воду

На Большом острове пять Национальных Парков. Третье место, куда мы отправились Национальный Парк Kaloko-Honokōhau.

Место знаменито двумя особенностями. Первое, здесь были обнаружены наскальные рисунки на окаменевшей лаве — петроглифы. Смотреть на них нужно в определенное время дня и под определенным углом, иначе совсем ничего не видно. А вторая особенность это мелкие прудики, в которых очень здорово делать “snorkeling” (нырять с маской) и ещё в этих прудиках любят отдыхать черепахи. Подходить к черепахам ближе чем на шесть метров запрещено. Купаться, к сожалению, не получится, все дно усеяно морскими ежами.

Национальный Парк Kaloko-Honokōhau

Следующее очень крутое место — Зеленые пески, “Green Sands or South Point”. Это самая южная точка Америки и самая удаленная точка от любых стран или городов на континенте. Дороги туда просто нет, ехать надо по размытому песчанику и обломкам окаменевшей лавы. От асфальтированной дороги до пляжа с зеленым песком расстояние в 1,5 км. Это второе место, куда проехать можно только на джипе. Иначе можно застрять так, что машина останется там навсегда. Мы видели пару таких брошенных машин.

Дорога к зеленым пескам

А пески и правда зеленые, даже скорее темно-оливкового цвета из-за особой скальной породы — Оливи́н (хризолит). Это полудрагоценный минерал вулканического происхождения. Купаться на этом пляже сложно, ветер такой силы, что поднимает волны метра по три.

Green sand beach (Papakōlea)

На этом же острове стоит гора Mauna Kea — 4205 метров над уровнем моря. А если ее измерить от основания в Тихом океане до вершины, то получается 10,088 метров, что делает Mauna Kea самой высокой горой в мире! Это в два раза выше Эвереста.

Подъем на гору, выше облаков!

Подъем на гору был тяжелый. Пускают только внедорожники 4х4, третье место, куда нужен полный привод. Дорога не асфальтированная, местами даже нет ограждений, крутой подъем.
Стоит проверка на определённой высоте и уточняют, акклиматизировались ли люди, чтобы подниматься дальше. Если только приехали, проезжаешь на парковку и дышишь минут 20, привыкаешь. Там на самом верху кислорода на 40% меньше. Воздух невероятно чистый и разреженный. Поэтому учёные признали это место самым лучшим, чтобы наблюдать за звездами и здесь установили самые крутые телескопы в мире.

Просто космос! На самом деле, телескопы.

Когда нам кажется, что звезды мелькают, это на самом деле турбулентность воздуха. А на этой горе воздух наименее турбулентный, что абсолютно не мешает наблюдать за звёздами. Мечта любого астронома!
На самый верх пускают только в сезон (лето — весна), остальное время года там ледник. Но даже летом там холодно, оденьтесь потеплей. Возьмите еды, воды и заправьте полный бак. Условия там минимальные.

Следующая наша остановка водопад Akaka Falls. Несмотря на смешное название, невероятной красоты водопад. Его высота 132 метра, что в несколько раз выше, чем Ниагарский водопад. Так же вокруг водопада пышная растительность: толстенные бамбуковые стволы, огромные тропические листья и лианы, свисающие отовсюду.

Akaka Falls, Big Island

Гавайи самая удаленная цепь островов в мире. В 5 веке нашей эры сюда прибыли первые поселенцы с Маркизских островов. Они проплыли 2500 миль на каноэ. И привезли с собой различные культуры, на острове съедобных растений и животных не было. Они привезли таро (колоказия, съедобное растение, едят клубни, думаю, что похоже на ямс или нашу картошку), хлебное дерево, свиней, собак и курей.

Onomea Bay, Big Island

После первых поселенцев сюда приплывали ещё другие народы (ученые полагают, что с Таити). Новые вытесняли первых в леса, а сами селились у берегов океана. Эта вторая культура была намного агрессивнее и создали разноклассовое общество со множеством запретов. Запреты называются KAPU. Например, нельзя, чтобы твоя тень падала на тень короля (они их называли Ali), нельзя готовить еду для женщин в одном котле с едой для мужчин, женщинам нельзя есть свинину и бананы, нельзя смотреть на солнце в дни богов и тд

Puʻuhonua o Hōnaunau National Historical Park

Puʻuhonua o Hōnaunau National Historical Park — это реконструированная гавайская деревня. Если человек нарушил священные законы, KAPU, и наказание — смерть, то единственный шанс выжить — это ускользнуть от преследователей и добраться до Pu’uhonua, этой деревни-убежища. Pu’uhonua защищал нарушителей капу, побежденных воинов, а также простых людей во время битвы. Тем, кто достиг границ Пухуноуа, обеспечена абсолютная защита. Деревню реконструировали со множеством деталей и интересных подробностей.

Про природу

На Гавайях есть одна особенность. Вообще нет хищных животных или опасных насекомых. Вот вообще нет. Большой остров богат разнообразием птиц и рыб. Самое опасное, что может быть это приплывет акула (что бывает здесь очень редко) или медузы с морскими ежами.

Морской еж

Когда к острову начали прибывать европейцы, с кораблей сбегали крысы. И начали плодится безумными темпами. Тогда из Индии завезли мангустов (тот самый Рикки-Тикки-Тави), которые благополучно съели всех крыс и заселили все острова. Теперь они здесь повсюду.

Мангуст. Очень юркий и пугливый, близко не подойти.

Ещё на островах живут свиньи, козы и лошади. Это одичавшие животные, которые спаслись после цунами.

Любой ввоз или вывоз растений, животных не законен, карается штрафом и даже тюрьмой. Так много где, но на Гавайях это в разы строже.

Еще будьте осторожны с лавой. Практически весь остров это и есть застывшая лава. Она такая черная, классная, что хочется взять с собой, в качестве сувенира. Но не надо. Есть поверье, что лава приносит несчастья. У туристов, которые пренебрегают этими легендами и привозят лаву домой, случаются разнообразные злоключения. Тогда они начинают судорожно упаковывать лаву и отсылать ее обратно на остров. Почта на Гавайях завалена подобными бандеролями.

Погуляли по лаве, которой много сотен лет

Большой Остров (Big Island, Hawaii) отличается разнообразием природных зон. Здесь есть практически всё, от засушливых и пустынных мест до настоящих джунглей, где-то постоянно дует сильный ветер, где-то очень часто дожди и облака, а где-то очень опасное солнце. Трудно поверить, но здесь представлены 10 из 15 существующих климатических зон.

Onomea Bay, Big Island

Гавайи сильно отличается от остальной Америки. Это такой микс древней полинезийской культуры и тихоокеанской природы, с английским языком и американским сервисом. Это определенно то место, куда хочется приехать еще раз!