Грязные деньги. Как олигархи содержат «Единую Россию» и женщин Путина

Сергей Ежов
7 min readApr 25, 2023

--

Самая богатая партия страны живет за счет близких к Кремлю бизнесменов. Также спонсируют «Единую Россию» как напрямую государственные компании, так и осваивающие бюджетные деньги фирмы-подрядчики.

Владимир Путин уверяет: «У нас уже нет олигархов. Олигархи — это те, кто использует свою близость к власти, для того чтобы получать сверхдоходы».

Вообще, классическое определение олигархии — это несменяемая власть немногочисленной группы. В современном же мире под олигархией часто понимают симбиоз экономической и политической власти: когда бизнес-элиты тратят часть своих капиталов на поддержку тех партий, которые обеспечивают ее процветание.

Система путинизма олигархическая по всем параметрам. Узкая группа лиц во главе с Путиным, который удерживает власть уже 23 года, контролирует все институты государства. Самый красноречивый пример: по закону, возбудить уголовное дело против президента может только лично председатель Следственного комитета. Этот пост уже 15 лет занимает Александр Бастрыкин — однокурсник Путина.

Другие ближайшие друзья Путина управляют крупнейшими корпорациями и банками страны: Миллер — «Газпромом», Сечин — «Роснефтью», Греф — «Сбером», семья Ковальчуков — «Интер РАО» и СМИ, Чемезов — «Ростехом» и т.д. Эти топ-менеджеры получают сверхдоходы, эксплуатируя национальные ресурсы. А крупные бизнесмены выступают спонсорами главного политического детища Владимира Путина — «Единой России». Предприниматели жертвуют партии деньги именно потому, что заинтересованы в сохранении ее доминирующего положения.

В общем, со всех сторон режим Владимира Путина — олигархический. И «Единая Россия» играет ключевую роль в поддержании системы. Кто же конкретно содержит правящую партию?

Партвзнос как взятка

У «Единой России» есть несколько бюджетов. Во-первых, официальный. Ежегодно партия отчитывается перед Центризбиркомом об основных источниках доходов и расходов. Поэтому можно увидеть, что среди ее доноров есть компания «Северсталь» Алексея Мордашова.

Олигарх финансирует не только партию Путина, но и его бывшую жену Людмилу Очеретную, а также Алину Кабаеву.

За три года «Северсталь» перевела организации Очеретной 100 млн рублей. Мордашов еще как минимум до прошлого года вместе с Юрием Ковальчуком был акционером «Национальной медиа группы» (НМГ). Ей принадлежат пропагандистские СМИ страны: «Первый канал», РЕН ТВ, «Известия» и пр. Глава совета директоров НМГ — Кабаева, которая получает от компании сотни миллионов в год.

Давал деньги олигарх и на строительство знаменитого путинского дворца под Геленджиком. Взамен Мордашов получает от президента поддержку своего металлургического бизнеса: Путин даже лично лоббировал, пока это было возможно, международные сделки «Северстали». Сегодня состояние Мордашова оценивается в 13 миллиардов $.

Но иногда мордашовыми можем почувствовать себя мы все. Косвенным донором «Единой России» оказался и каждый россиянин, который пользуется услугами железных дорог.

По итогам 2020 года выяснилось, что из 33 главных спонсоров партии только пять не заключали договоры с РЖД — во всяком случае, напрямую. Выходит, 79% фирм, которые переводят крупные суммы «Единой России», зарабатывают на госконтрактах с «железкой».

Олег Белозеров

Помимо спонсоров-юрлиц, есть у «Единой России» и спонсоры-физлица. В первую очередь члены самой партии. Глава РЖД Олег Белозеров и здесь оказался победителем: в 2020 году он лично пожертвовал в партийную казну 5 млн 699 тыс. руб. На втором месте по членским взносам — глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Из своего кошелька в партийный он переложил 4 млн. Может себе позволить: глава госкорпорации за тот же год заработал 324 миллиона.

Получает деньги «Единая Россия» и напрямую из госбюджета. В 2021 году из 10,4 миллиардов всех поступлений в парткассу 4,3 составили средства федерального бюджета. Это происходит по закону: чем больше партия набирает голосов на выборах, тем больше денег потом получает.

Еще один крупный спонсор «Единой России» — Геннадий Тимченко. В 2018 году его «Стройтрансгаз» пожертвовал «ЕР» 130 млн рублей, хотя по закону максимальная сумма пожертвований для одного юрлица составляет 43,3 млн. Однако, получив обратно почти всю сумму, Тимченко не растерялся и отправил их заново уже от других своих компаний.

Тимченко — в числе основных продавцов российских ресурсов за границу. Близость к Путину, экспорт нефти и добыча газа сделали его одним из богатейших людей страны. И не только одной России: у Тимченко есть и гражданство Финляндии.

Зарабатывает Тимченко и на войнах, которые ведет Россия. Он дает многомиллионные взятки высокопоставленному генералу Сергею Суровикину, за это армия обеспечивает безопасность его бизнеса по добыче фосфатов в Сирии.

Лично для Путина Тимченко организовал подарок в виде яхты «Шехерезада» стоимостью дороже, чем полмиллиарда долларов. Состояние самого Тимченко — больше 11 миллиардов. Сколотил этот капитал он в том числе за счет госзаказов: выступал подрядчиком крупных государственных строек, получал заказы на возведение мостов, дорог, трубопроводов. Как правило, и другие получающие государственные заказы бизнесмены спонсируют «Единую Россию»: от олигархов до поставщиков еды в провинциальные детские садики. Это такая политическая форма «отката».

Черная касса

Все, о чем говорилось выше, это надводная часть финансового айсберга «Единой России». Но есть еще и подводная: армия политтехнологов, которая обеспечивает победу партийных кандидатов на выборах: начиная с региональных.

Один из главных «мозговых» центров единороссов возглавляет Константин Костин. Бывший чиновник администрации президента, сейчас отвечающий за идеологию. Формально его должность звучит так: координатор экспертного совета партии.

У Костина есть несколько организаций, за счет которых оплачиваются как избирательные кампании единороссов, так и повседневная работа по насаждению «генеральной линии партии”.

Костин получает деньги от мэрии Москвы через программу «Мой район». Это своеобразная «черная касса» столичных властей: со счетов «Моего района» оплачивались избирательные кампании будущих депутатов Госдумы от Москвы — Анатолия Вассермана, Дмитрия Певцова, Петра Толстого, Олега Леонова, Ирины Белых, Татьяны Буцкой, Евгения Попова. Деньги поступали на счета фирм политтехнологов. Костин через свой «Центр Гуманитарных и Политических Технологий» таким образом освоил в 2021 году 75 миллионов рублей, а через «Институт общественного проектирования» — 130 миллионов.

Больше 13 миллионов единороссовскому «Центру» выделил «Новолипецкий металлургический комбинат». Им владеет Владимир Лисин.

Этот олигарх с 2014 года поставлял сталь предприятиям — разработчикам российского ядерного оружия. Несмотря на все это, он до сих пор не под санкциями Евросоюза, хотя у него есть две французские виллы.

Просто Лисин ведет бизнес на территории Европы и включение его в санкционные списки может негативно сказаться на местных рынках.

Главная организация Костина — «Фонд развития гражданского общества». Удалось установить, кто является его основным спонсором. Это входящая в госкорпорацию «Росатом» компания «Техснабэкспорт». Она перечислила единороссам 667 миллионов «на безвозмездной основе». Буквально государственная компания, которая принадлежит всем гражданам страны, тайно тратит огромные средства на поддержку «Единой России». Чтобы на эти деньги рассказывать гражданам о том, что «Единая Россия» — самая достойная партия.

100 миллионов в фонд Костина перечислил «Всероссийский банк развития регионов». Это банк “Роснефти».

Еще один известный политтехнолог «Единой России», а по совместительству и депутат Госдумы, Олег Матвейчев тоже получает деньги из черной кассы мэрии Москвы. В 2020–2021 гг. от «Моего района» поступило более 77 миллионов на счета фонда «Время». Его учредил еще в 2004 году сам Матвейчев вместе со своей бывшей женой Анной Ратановой (Гальпериной). Руководитель фонда — мама Матвейчева.

Мэра Москвы Матвейчев нахваливает. Утверждает, что при Собянине Москва из дикого восточного Шанхая якобы превратилась в лучший город мира.

С мэрией Матвейчев сотрудничает как минимум с 2017 года. Отвечал в числе прочего за продвижение реновации. А во время выборов в Мосгордуму в 2019 году протесты из-за недопуска кандидатов называл попыткой «словить хайп».

Как депутат Матвейчев должен отчитываться о личных доходах. Поэтому деньги предпочитает выводить на свою сожительницу Наталью Евсееву. Ей фонд заплатил 34 миллиона. За проведение соцпросов и услуги в рамках проектов.

С Евсеевой Матвейчев проживает по одному адресу. Квартира принадлежит самому Матвейчеву, а Наталья указывала ее как фактическое место жительства при обращении в больницу.

40 млн от «Времени» получил Сергей Чернаков. Это партнер “Бакстер Групп», которую создавали также Матвейчев и политтехнолог и тоже депутат ГД Дмитрий Гусев. «Бакстер» — один из ключевых подрядчиков мэрии Москвы. Работали, например, на провластных кандидатов по время выборов в Мосгордуму.

Перед «Единой Россией», помимо собственного продвижения, стоит и еще одна важная задача — дискредитация оппозиции. Этим профессионально занимаются несколько команд. Борьбу с Навальным, которая заключается в сочинении провокаций и массированной критике в соцсетях и СМИ, в основном оплачивают со счетов трех фирм: «Рупостерс», «Универсальные медиатехнологии» и «Медиамаркер». А они, в свою очередь, получают финансирование от двух олигархов: Олега Дерипаски и Алишера Усманова, которые не жалеют на борьбу с оппозицией сотни миллионов рублей. Что интересно, и Усманов, и Дерипаска становились антигероями расследований ФБК из-за своих коррупционных связей с властью.

Это бесконечная система: деньги обеспечивают власть, а власть обеспечивает деньги. И деньги, и власть служат одновременно и началом, и концом преступной схемы.

Политическая коррупция цементирует олигархический режим Владимира Путина. Именно она способствует постоянному манипулированию выборами, разворовыванию бюджетных денег и эксплуатации национальных ресурсов в интересах одной небольшой группы лиц — настолько небольшой, что уместится в одной питерской подворотне.

--

--

Сергей Ежов

Журналист-расследователь. The Insider, Anti-Corruption Foundation