Интернет-цензура в Иране

FAQ: Africa and Asia
5 min readMar 9, 2018

--

FAQ: Africa and Asia, рубрика “Личный взгляд”

Автор: Сумбула Султанова

Едва ли такая страна, как Иран, в сознании европейца ассоциируется с Интернетом и высокими технологиями. Какими только тайнами не овеяно это недоступное человеку извне государство, но здесь мы поспешим развеять стереотип о том, что в исламской республике все плохо со Всемирной сетью. Интернет в Иране есть! Но пользуются ли им иранцы, если пользуются, то как, и насколько это законно — в этих вопросах стоит разобраться.

Немного «сухой», но любопытной статистики.

Извечным спутником иранских социальных медиа является цензура, что неудивительно для республики, государственной религией которой является ислам. Эксперты считают интернет-цензуру в Иране одной из самых жестких в мире. Вне закона не только материалы сексуального или антирелигиозного характера, но и посвященные политике сайты, информация о правах женщин и даже блоги (что не мешает иранцам и иранкам вести блоги, нацеленные на самую различную аудиторию).

shuttlestock.com

Интернет появился в Иране в 1992 году, на два года позже, чем в Израиле, первым из стран региона подключившимся к Всемирной паутине. Сеть привлекала все больше пользователей, чему способствовали так называемые интернет-кафе, существующие в Иране и сегодня. С начала 2000-х государство стало жестко ограничивать неконтролируемый доступ населения ко Всемирной сети. Так, в 2001 году были введены официальные правила цензуры, согласно которым Интернетом могли пользоваться лишь женатые/замужние граждане Ирана и только в лицензированных интернет-кафе. К 2005 году цензура лишь усилилась: в иранском сегменте интернета попала под запрет пропаганда всего «антиисламского», то есть вредных привычек, азартных игр и многих других сторон «аморального» поведения. Также на законодательном уровне запрещается критика ислама, революции 1979 года, органов власти, и иранские социальные медиа вынуждены существовать в этих рамках и сегодня.

В декабре 2003 года тема интернет-цензуры в Иране впервые стала предметом международной дискуссии. Эта проблема была поднята на Всемирном саммите по проблемам информационного общества, который проходил в Женеве, после того, как иранцы завалили официальный сайт этой встречи на высшем уровне жалобами на ограничения интернет-доступа. Тогдашний президент республики, Мохаммад Хатами, выступил в защиту местного сегмента, заявив, что доступ ограничен только к сайтам «неисламского» содержания и что сайты политического характера находятся в открытом доступе. Но можно с точностью утверждать, что уже тогда никакого доступа к этим интернет-порталам не было, а после законодательного закрепления ограничений — тем более. Еще более сильный «интернет-гнёт» иранцы ощутили в 2009 году в преддверии президентских выборов: в стране была заблокирована социальная сеть Facebook, к которой у иранцев до сих пор нет доступа. Эту меру наблюдатели связывали с активностью кандидата-реформатора Мира Хуссейна Мусави, который создал в Facebook страницу и за короткое время набрал около 5000 «друзей».

Интернет-кафе в Тегеране, 2013 год. (с) AP /Ebrahim Noroozi

Начиная с 2012 года в исламской республике существует Высший совет киберпространства. Принцип работы данной правительственной организации с забавно звучащим названием прямо-таки ужасает. По решению Совета в Иране отслеживаются страницы, которые посетил тот или иной пользователь, заблокирован поиск ключевых слов неподобающего содержания на фарси и на английском языке, заблокированы прокси-серверы. Все провайдеры страны должны получать лицензию от государственных органов, а пользователи подписывают обязательство не посещать «антиисламские сайты». Для домохозяйств действует лимит на скорость в 128 Кбит/с, который облегчает нагрузку на систему фильтрации, а также ограничивает доступ пользователей к нежелательным западным фильмам и музыке. Кстати, на организации и университеты он не распространяется. На данный момент Иран остается единственной страной, где действует законодательное ограничение на скорость доступа в Интернет для пользователей.

С 2013 года официально запрещено использование VPN, при помощи которого многие иранцы долгое время обходили интернет-запреты. Всем известный браузер Tor, который иранцы, естественно, не оставили без внимания, с недавнего времени также запрещен. Но пользователи неустанно придумывают все более изощренные способы «выхода» из-под надзора Высшего совета киберпространства Исламской республики. Так, в 2016 году на просторах интернета появились ролики с инструкциями, показывающими, как можно буквально «скачивать» интернет через спутниковые тарелки.

Спутниковое телевидение Toosheh стало инструментом VPN-доступа.

Ну, и зачем, казалось бы, в Иране нужна Сеть с таким количеством ограничений? Таким же вопросом задались иранские власти в 2012 году, когда предложили полностью отказаться от интернета и создать так называемый интранет (внутреннюю сеть), действующий на территории страны. Особенно эта идея была актуальна в период действия санкций США и Евросоюза, став своеобразным апогеем борьбы с западными нововведениями. Но так или иначе, «халяльный» интернет в Иране не появился и от Всемирной сети республика полностью не отключилась.

На данный момент в Иране нет доступа к таким сервисам, как Facebook, Twitter, YouTube, ВКонтакте, Wikipedia, доступ к Google периодически пропадает. Каждый год в Исламской республике отключается некоторое количество сайтов политического и прочего содержания, многие новостные и торговые площадки. Зато в Иране работают Instagram и Telegram! И иранцы очень активно ими пользуются. Так, найти какого-нибудь активного блогера из Ирана в Instagram не составляет особого труда, да и Telegram есть в смартфоне практически у каждого иранца. Кстати, именно через Telegram координировался протест в декабре 2017 года, когда общественность требовала отставки Али Хаменеи, ведь остальные мессенджеры попросту запрещены. Стоит заметить, что многие материалы с демонстраций периодически появляются в YouTube и Twitter, и, хотя к этим сервисам доступа в Иране нет, власти республики требуют удаления всех материалов. Но как администрация YouTube’а, так и Twitter’а (так же, как и в 2009 году) придерживаются собственной политики и не удаляют материалы, объясняя это тем, что протесты никак не освещаются официальными медиа.

Конечно, не все так мрачно и ужасно. Кроме лазеек в системе интернет-цензуры появляются и вполне легальные способы получить доступ во Всемирную сеть. Например, относительно недавно на замену поисковой системе Google была создана аналогичная система Yooz. Как дальше будет развиваться система ограничений киберпространства в Иране сложно предугадать и остается лишь надеяться, что в скором времени иранцы смогут свободно пользоваться одним из главных достижений цивилизации — Интернетом.

--

--