Как я был инструктором на гонке героев

--

Гонка героев — это командный забег по пересеченной местности. Чтобы бежать было веселее, местность кроме грязи пересекают колючая проволока, траншеи с водой, деревянные и веревочные лестницы и пара танков.

Гонка проходит по всей России. В Петербурге есть две трассы: на военном полигоне Песочненский и на горнолыжном курорте Игора.

Вот видео из Москвы, в Питере почти то же самое:

Участники делятся на взводы по 10 человек, каждый взвод ведет инструктор. Он помогает взводу прийти к финишу вместе и по возможности целыми: тянет отстающих, тормозит убегающих, объясняет, как преодолевать препятствия.

Каждый год мы с Валерией бежим на гонке как простые участники. Но в этом году я решил стать инструктором. Прошел отбор, сдал тесты на выносливость и получил красивую футболку.

Расскажу, что я понял за час пятьдесят семь минут, пока вел взвод по трассе. Это важные для меня выводы о лидерстве, профессиональном росте и новом опыте. Выводы универсальные и сгодятся хоть для тренировок, хоть для выбора новой работы.

Путь к мечте

Путь к мечте короче, чем кажется. На первых гонках я смотрел на инструкторов, и они были чудо как хороши. Казалось, чтобы тоже повести взвод, мне нужно снова записаться в зал, пробежать марафон, стать КМС, а потом сделать что-то такое, чтобы все сразу Ах и Ого! Но все оказалось проще.

Валерия прислала мне ссылку: в Петербурге набирали новых инструкторов. Я написал, прошел небольшой отбор и сдал пару тестов. Уже через две недели я привел свой взвод к финишу на новой гонке.

Мы сами удлиняем путь к мечте. Не важно, большая она или так, купить новые шорты. Прокладываем какой-то нереальный маршрут, чтобы предусмотреть каждую мелочь:

Мне надо вести взвод 10 км → Я должен запросто пробегать хоть 20 км → Надо потренироваться еще пару месяцев
На трассе будет много силовых препятствий → Надо идти в зал работать со штангой
Надо быть уверенным в себе → Надо пробежать какой-нибудь марафон, чтобы медалька подтвердила мою готовность
Надо выглядеть внушительно → Надо купить клевые лосины от Рибок

Оказалось, кратчайшее расстояние между А и В — это и правда кратчайшее расстояние между А и В. То есть от А-сейчас не надо никуда заворачивать и собирать какие-то ачивки по пути к В-потом. Надо просто подойти к В. Я думал, что буду тренироваться всю зиму и стану инструктором в следующем году. В итоге пришел как есть на следующий день и все получилось.

Перед стартом

Больше всего пугали не трасса и не травмы, а разминка. Инструктор должен хорошенько размять взвод, чтобы участники избежали травм и привыкли действовать вместе.

На гонку приходят разные люди, некоторые совсем без подготовки. Сами они не разомнутся, будут бежать как деревянные, а с холодными мышцами на такой трассе можно запросто что-нибудь растянуть.

Люди в одном взводе чаще всего видят друг друга в первый раз. Общая разминка помогает познакомиться и привыкнуть друг к другу. У людей должно быть хоть что-то общее, чтобы они бросались помогать ближнему на трассе.

Я никогда не проводил разминку для других и реально паниковал. Какие провести упражнения? Что говорить? Как долго разминаться? Идей не было, поэтому пару раз я потренировался. Выходил на улицу и на пустыре гонял по кругу воображаемых людей. Кричал им, чтобы выше поднимали колени, не разрешал сильно вертеть головой. Смешно, но сработало! Разминку перед стартом я провел довольно уверенно.

Но еще сложнее оказался момент до старта, когда взвод не может собраться целиком. Кто-то ушел пописать и не вернулся, другой убежал носки менять, третий просто куда-то пошел. В это время 5–6 оставшихся участников уже чего-то ждут от тебя, а ты не можешь провести общий инструктаж и начать разминку. Было неловко.

Минута до старта. Всех собрал, размял, зарядил.

На трассе

Когда мы стартовали, я уже не думал. На трассе я вообще не думал, что сказать и кому как помочь. Все происходило настолько естественно, что готовиться к такому казалось глупостью.

Наверное, то же самое чувствуешь, когда начинаешь свой бизнес. Потными ладошками берешь талончик в налоговой, читаешь десятую статью о различиях ИП и ООО. А потом Бум! и ты такой «Ой, мне ж декларацию надо сдать, чет я заработался». Но это у меня еще впереди.

Главная задача инструктора на трассе — чтобы взводу было весело.

На гонку приходят люди из офисов и контор, кто-то из спортзалов, но всем нужен адреналин. Если взвод бежит скучно и вяло, эмоций нет. Если кто-то начал жалеть себя и не дошел до финиша, эмоций нет. Считай, 3 000 за билет выбросил на ветер. Инструктор должен сделать так, чтобы никто не жалел о купленном билете: заводить, раздавать пятюли и пендели, тащить и уговаривать, чтобы грязные и немного побитые трассой менеджеры и бухгалтеры прибежали на финиш с криками «Вау! Давайте повторим».

Люди могут больше, чем им кажется. В моем взводе девушка хотела сойти на первом километре. И ничего. Прошла все самые сложные препятствия и дошла до финиша. Где-то отдыхала, где-то обходила, но это не важно.

Чаще всего мы сдаемся с первыми симптомами усталости, хотя могли бы бежать дальше и дальше. Вот та девушка. Пораженческие мысли появились у нее буквально на первых минутах. Глаза на лоб не лезли, и инсульта не было, так что я смог уговорить ее добежать до следующего препятствия. А потом до следующего. А там уже и финиш виден, чего уходить-то. Здорово, когда рядом есть кто-то, кто уговорит пройти еще шажок.

Лидер — не обязательно самый сильный и ловкий в команде. Инструктор не впахивает больше всех. В моем взводе был Женя, вот он реально руки в кровь сбивал, чтобы тащить своих. Перекидывал людей через стены, перелазил сам и возвращался, чтобы перекинуть оставшихся. Забежал на Эверест и затаскивал с ребятами других участников. Повезло, что у меня во взводе был такой капитан. Наверное, задача лидера — не тянуть всех самому, а найти Женю и хорошенько ему не мешать.

Я ж говорил добежим!

Лирика

Оказалось, не нужно ждать разрешения, чтобы делать нечто большее. Если подумать, то кто вообще кроме тебя самого может такое разрешить. Даже клевые лосины оказались не нужны, я пробежал в старых. Хотя новые все равно куплю, потому что беговые лосины это тема.

Не надо ждать разрешения или особого диплома, чтобы делать крутые вещи. У тех, кто делает крутые вещи прямо сейчас, тоже нет диплома, и никто им не разрешал быть крутыми.

Те, кто впереди, не лучше нас. Они просто впереди. Раньше я смотрел на инструкторов, на их литые икры и напряженные командным голосом связки. Казалось, они такими родились. Да, среди них есть реальные супермены, а есть просто веселые ребята. Но в какой-то момент они все сказали «давай я». А те, кто позади, ну, они просто еще не начинали.

Давайте начинать.

Я второй справа. Не понимаю, как люди оказываются в центре на таких фотографиях.

--

--