О знании и упрощении
Подумалось тут на днях, что основные, фундаментальные ошибки популяризаторов могут иметь в свое основе 2 причины:
- Ошибки первого рода: от чрезмерного упрощения
- Ошибки второго рода: от незнания
С первым родом ошибки мы например сталкивались на примере величайшей цитаты К.Северинова про людей и генетический код, в которой ошибочно буквально каждое слово, но которого сложно заподозрить в незнании предмета:
Со вторым родом ошибки мы постоянно сталкиваемся в трудах Казанцевой, например в классическом примере с популяризацией менструальной синхронии.

Не все понимают разницу между этими двумя ошибками и не всегда эти ошибки можно достоверно отделить одну от другой. Популяризаторы этим конечно же пользуются. Каждый раз, когда кого-нибудь из них подлавливают на обмане своей аудитории, они начинают подпевать старую песню:
“От ошибок никто не застрахован! Каждый раз, когда мы упрощаем научное знание, мы отходим от точности и можем совершить ошибку! Не ошибается тот, кто ничего не делает!”
Это правда. В любом упрощении так или иначе скрывается косноязычие и не наука. Оценка показателя точности-научности популярного изложения всегда субъективна, лежит на стороне потребителя научпопа и может колебаться в зависимости от уровня знаний этого потребителя. Логично допустить, что всегда найдутся и те, кому не нравится, потому что очень сложно. И те, для которых все слишком просто и, поэтому, лженаучно. Так, кому-то сравнение генетического года с языками программирования кажется актом просветления, кому-то — убожеством. Но это, в конечном счете, вкусовщина и допустимое (не утверждают, что верное) упрощение.
Однако сам по себе популярный аргумент: “Ошибки неизбежны при упрощении” применим только к ошибкам первого рода. Вы можете использовать этот аргумент для защиты Северинова. Но использование его для защиты Казанцевой является ошибочным, поскольку источник ее ошибок — вовсе не упрощение. Есть определенная и прозрачная разница, между “Знать и упрощать”, и “Не знать, и упрощать”.
Таким образом мы подходим к главному критерию, который отличает мировоззрение популяризатора от мировоззрений ученого и нормального человека:
