Рябов, «Хранители Радуги» и другие. Анархисты в России в 1992–2000 годах. Часть 1

Flying Under the Radar
12 min readJul 28, 2018

[FUTR: Курс лекций «История анархических учений и движений» состоял из 48 лекций и одной экскурсии и был прочитан Петром Владимировичем Рябовым в культурно-просветительском центре «Архэ» в 2015–2016 годах. Сейчас «Архэ» на своем канале в ютюбе периодически выкладывает лекции этого курса. Самая первая лекция Анархизм:введение.

Лекция № 44 «Хранители Радуги» и другие. Анархисты в России в 1992–2000 годах» была прочитана 28 мая 2016 года.

Часть 1

[Краткое вступление, Литература]

Здравствуйте.

[Краткое вступление]

Тема сегодня, как неожиданно выяснилось, когда я стал к ней готовиться немножко большая, как вы можете догадаться по количеству артефактов, которые тут развалены. Так вот, в прошлый раз я рассказывал об очень коротком, но очень бурном периоде в развитии анархизма в поздний советский период. Я рассказывал о 1989–91 годах, но это было бурное время. [Рябов, Конфедерация анархо-синдикалистов и другие. Анархисты СССР в 1989–1991 годах. часть 1] Это время, когда возникла первая за 60 лет всесоюзная анархистская организация — Конфедерация Анархо-Синдикалистов, когда анархизм стал таким респектабельным, перестал пугать людей как что-то бандитское, когда появилась организация со своей программой, с десятками изданий, заметное, со своими флагами по всем частям СССР. И из нее выросло все дальнейшее анархистское движение. Это был короткий взлет, эйфория, иллюзии, надежды, огромные достижения, огромные неудачи, разочарования. Всё вместе. Всё впервые.

Но потом наступил крах. Я говорил по разным причинам: изменилась эпоха, рухнула страна, ушли лидеры, разбежались активисты, но не все разбежались, кто-то не разбежался.

Наступили 90-е годы. Сейчас их называют “лихие 90-е”. На самом деле они очень разные, как я сегодня расскажу. И движение не исчезло, но вступило в полосу долгого кризиса, трансформировалось, раскололась на множество кусочков, стало как-то искать себя в совершенно в новой стране, в новом мире.

И вот сегодня мы об этом поговорим. Сегодня у нас большой период сравнительно. Это период, но очень условно, от распада СССР, от конца 1991 года, т.е. от 1992 года до 2000-го, но тоже очень условно, можно сказать до 1999-го-2000-го.

Можно сказать, что 1999, 2000 годы очень символические для страны и для анархистов. Потому что для страны, что такое 1999 год? Это пришествие Путина и начало второй чеченской войны. Взаимосвязанные события. Начало путинской эпохи. А для анархистского движения — это время возникновения “Автономного действия”, организация которая во многом станет известной в первом десятилетии 21-го века.

Вот мы берем этот период. От распада СССР до прихода Путина. От распада КАС до появления “Автономного действия”. Самое яркое, самое крупное, самое значительное явление на небосклоне анархизма. Да, я сразу хочу сказать, я буду говорить только про Россию, потому что про не Россию я сделал отдельную лекцию: про другие постсоветские республики, прежде всего, конечно, про Украину и Белоруссию. Это будет через раз. Так что не спрашивайте меня сегодня про это, я буду говорить именно о Российской Федерации.

Так вот, самое яркое явление этих времен — это, конечно, “Хранители радуги” — знаменитое эколого-анархистское движение, прославившееся десятками акций, гремевшее на всю страну, принесшее новый опыт, повернувшее анархизм в русло экологии, обогатившее анархистскую тактику экологическими лагерями протеста. Обо всём этом я расскажу во второй части лекции.

Также эта эпоха ознаменовалась в конце 90-х рядом «террористических» дел. Террористических в кавычках, потому что никого не убивали анархисты. Но акции были символические, но закончились они вполне не символическими посадками. И об этом я тоже скажу.

В общем у нас много всего. Сегодня мало таких огромных сюжетов. Я построю свой рассказ как обычно из гибрида разных жанров, т.е. начну с каких-то обобщений, слов об эпохе, об этом новом поколении анархистов, о каких-то новых тенденциях, чем оно отличается от предыдущих. Потом огромное количество: десятки частных сюжетов, вот это, это, это, вот просвещение, вот антифашизм, вот феминизм, вот коммуны, вот там что-то еще. Множество каких-то явлений, событий, имен, изданий. И сегодня я специально призвал всех сесть поближе, потому что я буду очень много показывать, больше показывать, чем рассказывать. Конечно, я буду как всегда давать и портреты, и характеристики изданий, и каких-то явлений, но сегодня все очень пестро, фрагментировано. Повторяю, даже “Хранители радуги” — это не такой монолит и, конечно, это не все ещё анархисты и не всё про анархизм 90-х годов, но они у нас, повторяю, также как и террористические дела будут на вторую часть лекции. Я надеюсь уложиться, будучи реалистом и требуя невозможного, по полтора часа на каждую половинку. Но я надеюсь, что я не очень превзойду этот регламент. Вот такое краткое вступление.

[Литература]

Литература сегодня тоже краткая. Мы хоть на чём-то сэкономим, а именно на литературе. Сегодня я распихал большую часть литературы по папкам в связи с каждой темой, там какие-то источники, материалы, статьи, листовки, фотографии. А вот совсем небольшой круг какой-то общей литературы я сейчас быстро перечислю за 10 минут и не буду как обычно тратить полчаса на эту часть.

Сегодня как никогда я должен похвалить книжку Дмитрия Бученкова. Обычно я на нею ругаюсь. Но надо сказать, что здесь как раз содержится много всего, и при желании можно извлечь. Бученков Дмитрий Евгеньевич “Анархисты в России в конце XX века” Москва 2009 год. Эту книгу я приношу уже в третий раз. Здесь очень многие сюжеты отражены. Худо, бедно. Скорее худо, чем бедно, но отражены. Здесь есть и про путч 1993 года. Здесь есть про основные организации. Ассоциация Движений Анархистов, Хранители Радуги. Здесь есть про дело ИРЭНА. Это террористическая. В общем и про отношение анархистов к чеченской войне. Попытка аналитики, какие-то факты. Не всегда, конечно, всё хорошо, не всегда всё полно. В общем тут вполне пристойно. Про КАС, про Общину слабо, про что-то еще слабо, но вот в этой части книжка полезна. Так, что я её в очередной раз приношу и показываю, рекомендую.

Следующая книжка та же, которую я все время таскаю. Скращук В. В. “Периодические издания анархистских организаций бывшего СССР 1987–2014” Иркутск 2014 год. Те, кто постоянно ходит, её хорошо знает. Здесь хорошо, что есть динамика по годам, по городам, всё разложено. Рассказывается в каком году, что выходило. Сразу видно, когда мало, когда много, в каком городе, что издавалось, краткие справки об изданиях. В общем полезная книжка.

Очень важная книга. Я её уже приносил. Я очень хочу её похвалить не потому, что я её составитель и автор предисловия. Просто она очень ценна в разных смыслах. Это только, что вышедшая книжка моего друга и не только моего, Николая Муравина “Черный фронт”. Николай Муравин “Черный фронт”, Москва 2016. Во-первых, сам Николай Муравин очень яркая фигура анархизма России, ушедший из жизни в 1996 году. И здесь его статьи, его очерки и здесь моя большая статья о нем. И здесь его листовки, которые он делал для анархистских акций, его комиксы. Это, конечно, это портрет человека, портрет эпохи, просто яркая литература. Просто это очень яркая вещь. И очень важная особенно, когда мы говорим о первой части 90-х годов, потому что Коля, к сожалению, в 1996 году погиб.

Еще одна книжка, которую я не устаю носить, потому что она действительно важна. И я скажу сегодня, что здесь стоит. Это “Прямухинские чтения 2013 года. Четверть века современного российского анархизма”, Москва 2014 год. Что в этой книжке есть про этот период? Здесь две вещи. Помимо двух статей меня и Тупикина таких аналитических, где мы пытаемся вообще анализировать, тут есть, во-первых, статья Вадима Дамье про КРАС, где он объясняет, что такое КРАС, чем они отличаются, как бы взгляд на КРАС, о котором я сегодня буду говорить. Во-вторых, здесь есть маленькая статья Славы Ященко про анарховидео. Слава Ященко — это КАСовец, который организовал впервые в России как бы проект из самого себя по снятию, скажем так, документалистики анархической. Он делал, так называемые, анарховинегреты и т.д. Он делал материалы анархисты об анархистах, такие фильмы в середине 90-х годов. И вот он про это. Здесь есть заметка. И всякие картинки, фотографии. Так, что есть статья Дамье про КРАС, статья Славы Ященко про анарховидео и наша с Тупикиным обобщающая.

Еще одна книжка, которую я в последний раз приношу сегодня. Это Ермаков Е. Д. “Анархистское движение в России. История и современность” Питер, 2007 год. Что здесь есть? Здесь очень много про АДА (Ассоциация Движений Анархистов). Так занудно, все съезды, все резолюции. И тут есть интересная вещь, я даже процитирую кое-что, попытка социологии. В 1992 году опросили 111 анархистов и я Вам зачитаю кое-что по поводу разных, если кого-то интересует социологический портрет анархиста СССР сразу после падения СССР, то тут интересно.

Теперь то, что я не приносил в прошлые разы. Это я всё носил, тем не менее сегодня тоже. Во-первых, Сергей Фомичев. Это имя сегодня появится. Тоже человек, вышедший из анархизма еще перестроечного, и ставшего неформальным лидером “Хранителей радуги”. Человек очень яркий, неоднозначный. Вот это его программная книжка: Фомичев “Разноцветные зеленые. Стратегия и действие” Москва 1997 год,

Фомичев “Разноцветные зеленые. Стратегия и действие” Москва 1997 год

где он собственно излагает свои взгляды на анархоэкологию, на экологический вообще анархизм.

Еще одна книжка, которая нам понадобится и сегодня, и в следующий раз, тоже очень важная, полезная. Я один из пяти её составителей. Эта книга о Станиславе Маркелове. “Стас Маркелов. Никто, кроме меня” Москва 2010 год

«Стас Маркелов. Никто, кроме меня»

Стас Маркелов не был анархистом, но он был близким другом анархистов, участником многих анархистских акций, Прямухинской артели, хранительских лагерей, защитником многих анархистов по разным делам и в общем его судьба не отделима от судьбы современного российского анархизма. В этой книжке его статьи, здесь много фотографий, некоторые я буду показывать, и здесь есть штук 15 статей о нем, в том числе и моя, и еще 5–6 статей разных анархистов по разным поводам. В общем эта книга очень ценная и дает представление об одном из прекрасных людей либертарного левого движения, хотя сам Стас, повторяю, не считал себя анархистом. Я сегодня начну о нем говорить. Я думаю, что вы все знаете это имя.

Еще одна полезная книжка. Тоже очень много про “Хранителей радуги”. Называется так “Акции экологического движения. Руководство к действию” Москва 1996

«Акции экологического движения. Руководство к действию»

Такая большая, толстая книга. Здесь большая часть книги посвящена “Хранителям Радуги”. Очень много фотографий. Анализа их акций и т.д. Как что-то заблокировать, как куда-то влезть, как что-то организовать и т.д. В общем очень полезная книжка. На три четверти посвящена именно Хранителям, т.к. они были самым ярким явлением экологического движения России 90-х годов, не только анархистского.

Еще одна книжка, которую я очень часто ношу, но сегодня не мог не принести, учитывая возрастание удельного веса панков в 90-е годы в анархистской среде. Книжка Ольга Аксютина “DIY панк/хардкор сцена в России” Москва 2008 год

Аксютина “DIY панк/хардкор сцена в России”

Здесь есть отдельные разделы про участие панков в феминистской деятельности, экологической, антипотребительской, пацифистской, антимилитаристской, об их анархизме, об их внутренней структуре, о разных панковских группах. Роль панков в это время очень усиливается и поэтому эта книжка сегодня нужна нам.

Еще одна книжка, я её давно не приносил, но сегодня принес. Сейчас скажу почему. Вот такой сборник, вышедший недавно в Common Place. “Анархия работает Примеры из истории России”. Москва 2015

“Анархия работает Примеры из истории России”

Почему я сегодня её принес? Потому что последний очерк тут разные примеры того как действуют анархистские проекты в разное время. И последний очерк посвящен санитарной дружине имени Максимилиана Волошина, т.е. событиям 1993 года, тут и мои воспоминания есть как участника этих событий. Последний очерк посвящен как раз сандружине имени Волошина, которую я сегодня упомяну.

В связи с 93-м годом принес еще один важный текст, недавно переизданный. Я принес кстати два его издания, сгоряча. Первое и последнее. Еще один важный текст. Владимир Платоненко — известный анархист. Это недавно переизданный в самиздате его роман “Ночь с 21 на 5”. Почему такое странное название? После события октября 93-го года, а как известно, переворот Ельцина начался 21 сентября, а всё закончилось 5 октября. И тогда ходила шутка грустная: что ты делал в ночь с 21 сентября на 5 октября 93-го года? Соответственно отсюда название романа. Володя Платоненко хороший поэт, но не очень хороший писатель, но этот роман имеет колоссальную документальную ценность, потому что он сам оказался в центре событий, чудом выжил, я расскажу об этом. И он здесь использовал воспоминания участников, в том числе и мои и других. Так, что если вы хотите представить себе, что происходило с анархистами в октябре 1993 года, читайте эту книжку. Повторяю, это не шедевр литературы, но это очень ценные документальные свидетельства. Тут никаких выходных данных нет, но вышла она в прошлом году в таком анархистском самиздате. Владимир Платоненко “Ночь с 21 на 5”

Владимир Платоненко “Ночь с 21 на 5”

Потом я принес два издания брошюры Стаса Маркелова “Красная книга антифа”. Она нам понадобится еще в следующий раз, благо она не тяжелая, и я её принес. Поскольку в 90-е годы начинается анархистский антифашизм пока ещё очень скромно, его расцвет придется уже на 2000-е.

Мой сборничек, тоже совсем самиздатовский “Череповецкие письма”, переизданный недавно. Тут нет выходных данных, в 2013, наверное. Это сборник моих статей, посвященных событиям в Череповце в 1993–95 годов. Мы тогда делали там эколагеря. Я писал статьи и они пользовались, надо сказать, большой популярностью, перепечатывались не только у анархистов, у демократов, но даже в больших изданиях, типа “Новая ежедневная газета”, это бабушка нынешней “Новой газеты”, или в газете “Спасение”. Их давно никто не читал, а текст яркий, хороший, скажу без ложной скромности, и возникла идея их переиздать, и они тут собраны в виде самиздатовской брошюрки. Это череповецкая эпопея и я о ней сегодня расскажу хотя бы в двух словах. Петр Рябов “Череповецкие письма”.

Петр Рябов “Череповецкие письма”

Такие зарисовки, что называется из гущи войны, с горячего такого зеленого фронта. 1993–95 год. Переиздано спустя 20 лет.

Еще один роман, такой документальный Ирина Сисейкина “Мама анархия” Питер 2012 год

Ирина Сисейкина “Мама анархия”

Ирина Сисейкина участвовала в муравинских четвергах и была известна там как панк “Гайка”. Став намного старше, она написала роман и роман посвятила своей анархистской молодости, посвятила памяти Коли Муравина. И тут описывает череповецкий лагерь и многие другие события. Роман неплохой, документальный, интересный.

Еще одна книжка не анархистки, но известной деятельницы оранжевого движения Марины Арсеньевой “Первоапрельские блины”, Москва 2004 год. Это про разные оранжевые акции. Вы уже знаете, что это такое, т.е. театрализованный такой стеб, смех над политикой средствами искусства. [Раздел «Оранжевые акции»] В частности здесь описывается некая партия диктатуры плюрализма, в которой она активно участвовала, и разные другие смешные проекты, типа этого неприличного Единого Блока Левых Организаций, про которую я рассказывал, и многое другое.

Дальше неоднократно приносившаяся брошюра того же Славы Ященко “Либертарный бунт в эпоху постмодерна”. Это собственно его кандидатская диссертация, хотя она такая тоненькая и маленькая. Ященко В.Г. “Либертарный бунт в эпоху постмодерна” Волгоград 2002 год. Здесь есть несколько страниц о современном российском анархизме, чуть о Хранителях, чуть про других.

Очень интересный журнал. Он до сих пор еще продается. У меня очень сложные чувства было, когда я думал, советовать его вам или нет, и решил, что надо посоветовать. Такой сборник, называется “Lifestyle. Образ жизни”. Сборник статей. Москва 2014 год. Это что?

“Lifestyle. Образ жизни”. Сборник статей. Москва 2014 год.

Это видные деятели 90-х, 2000-х годов, не только анархисты, но и левые художники разные, большевики, которые вспоминают о своей революционной юности. Но тут есть бывшие анархисты: Цветков, Костенко, Марина Потапова. И особенно интересно здесь, конечно, статья Андрея Стволинского “Как я стал предателем”, рассказывающая о деле РНА, человек, который всех сдал. Он и рассказывает, почему он это сделал. Такой интересный текст. Очень своеобразный сборник. Если вы хотите себе представить левацкую среду, художников, т.е. из чего потом родились террористические дела конца 90-х, статья Андрея Стволинского “Как я стал предателем” особенно интересна с точки зрения психологии современного мелкотравчатого Азефа. Она интересна своим цинизмом и своей откровенностью.

И напоследок, хотя и можно было продолжать, посоветую вам еще журнал “Наперекор”, который сегодня будет одним из главных героев лекции, № 7 1998 год. Тут несколько текстов, в основном мною написанных. Во-первых, здесь есть очень важная моя статья, которую множество раз перепечатывали, она вызывала дикие споры. Здесь есть моя статья под названием “Хранители Радуги: Хорошее и плохое”. Это попытка такого объективного взгляда на “Хранителей Радуги”, причем эта статья вызвала дикий взрыв. С одной стороны, то хорошее, что в ней я написал, вызвало страшные обиды со стороны других анархистов, которые стали на меня ругаться, а со стороны самих Хранителей, они заметили только плохое. Тем не менее эту статью перепечатали еще десятки раз. Она вызывала большую полемику. В общем мне кажется, что попытка проанализировать плюсы и минусы “Хранителей Радуги”. Здесь есть еще большая моя статья “Десант на Малую Землю”. Это про марш против каспийского трубопроводного консорциума, в котором я участвовал. Одна из главных акций экологических 1997 года. Я надеюсь сегодня про неё рассказать. И разные другие материалы. В частности, прежде всего, статья о “Хранителях Радуги” рекомендую её вам. Повторяю, мне она кажется неплохой и главное — она вызвала очень бурную полемику некогда. Ну, всё. Как Вы видите, мы сегодня сэкономили на литературе, но зато мы не сэкономим на разных материалах, которые я буду непрерывно обнажать, доставать.

Продолжение. Часть 2. Эпоха, Что происходит с анархическим движением?, Гибель Максима Кузнецова, Социологический опрос

Предыдущая лекция:

“Община” и другие. Возрождение анархического движения в СССР (1986–1988) часть 1

Рябов, Конфедерация анархо-синдикалистов и другие. Анархисты СССР в 1989–1991 годах. часть 1

Оглавление с ссылками текстов лекций Рябов, Российский анархизм с 1986 года

--

--