Про семейные поиски

Гнуськов
13 min readJan 25, 2018

--

В 2017 году я начал исследовать историю семьи. В этом посте я расскажу про свои методы поиска и про результаты. Может быть кому-то это поможет начать свои поиски. Либо же наоборот: кто-то откажется от этой идеи, поняв, сколько требуется времени на поиски.

Оговорюсь сразу: я не считаю, что исследование истории семьи это безоговорочно хорошее занятие. Оно требует массу времени, а добытый объём полезной информации крохотный (по крайней мере в моём случае, а я думаю, что мой случай вполне средний).

Тем не менее лично я не считаю это занятие бессмысленным: я точно стал больше общаться с родственниками, у нас появился какой-то общий интерес и поводы встречаться. В остальном же польза от составления родословной, на мой взгляд, в основном касается познания и (простите) каких-то духовных переживаний.

Сразу расскажу с чего я начал и где я нахожусь спустя 4 месяца исследований, возможно это поможет понять скорость, с которой я двигаюсь.
В данный момент в моём дереве 240 человек. По абсолютному большинству людей в моём дереве доступен минимум информации, который обычно включает что-то из этого списка: фамилию, имя, отчество, девичью фамилию, фотографию, образование, профессию, родственное отношение к другим людям, даты рождения, брака, смерти, места рождения и смерти, какие-то значимые перемещения.
По меньшинству числом может быть человек 30 известны какие-то конкретные истории из жизни, которые не обязательно касаются минимальных сведений. Такие личные истории — это то, что составляет развлекательную часть семейной истории, но, таких историй у меня очень мало (к тому же относиться к таким историям нужно острожно).

Также есть пост про то, какие инструменты какие результаты дали и какой ценой

Опишу начало своих исследований: оно банально и очевидно. Неочевидные вещи идут ниже.
Начал я с расспроса ближайших по степени родства живых родственников старшего поколения: мамы, бабушки и деда.
Они втроём предоставили наибольшее количество сведений для дерева, благодаря расспросам удалось собрать имена и фотографии наверно 150 человек.
За одну встречу мне не получалась выжать всю информацию не получится: всё же разговоры и воспоминания требуют усилий и мои собеседники часто просто уставали говорить на эту тему. Но я проводил несколько встреч и добывал, наверно, почти всю возможную информацию.
На интервью я беру с собой отдельный диктофон, либо же включаю диктофон на телефоне: весь разговор невозможно запомнить, а в разговорах очень часто бывают значимые детали, которые покажутся бессмысленными на том уровне знаний, которым вы обладаете на момент этого разговора, и которые могут обрести значение, когда вы узнаете больше. Записи эти я периодически переслушиваю именно с целью проверить, не пропустил ли я что-то.
Я никогда не делаю текстовых расшифровывок записи, разве что только в иногда делаю заметки в формате: название аудиофайла, короткое описания темы разговора и временной отметки, где эта тема затрагивается. Во время интервью я не веду никаких записей, а предпочитаю потом делать нужные заметки, переслушивая запись разговора.

Следующий важный (и приятный) для изучения источник — фотографии. Берёте все фотоальбомы и спрашиваете, кто незнакомые люди на фотографиях. Не забывайте смотреть оборотные стороны: на них иногда бывает важнейшая информация.

Собрав данные о своих первых родственниках и фотографии, я начал всё это визуализировать.
Изначально я сделал свой самодельный сайт, где у меня вообще все родственники отображались на одном дереве (кому интересно, делалось это с помощью плагина GoJS: https://gojs.net/latest/samples/genogram.html). Когда я добавил в дерево человек 100, то я понял, что такой сайт перестал мне подходить: на дереве было видно всех сразу, но связи уже было сложно проследить.
В итоге я перешёл на ведение дерева на MyHeritage (https://myheritage.com/) и горячо рекомендую этот сайт: у него есть свои недостатки, но зато он быстро работает и в целом очень удобный, мне приятно им пользоваться. Обратите внимание, что деревья, публикуемые на этом сайте, по умолчанию доступны всем (но только информация об умерших людях). Скрыть дерево нужно в настройках. Также этот сайт быстро начинает предлагать платную подписку, но без неё вполне можно обойтись. (к тому же я не считаю подписку на этом сайте бессмысленной: подробности ниже)

MyHeritage также позволяет отслеживать совпадения с деревьями других пользователей на MyHeritage и Geni.com (этот сайт вроде принадлежит той же конторе): так, в какой-то момент я вбил информацию о весьма незначимом для меня троюродном деде и получил сообщение, что человек с совпадающими данными находится в дереве другого пользователя на Geni.com. Так выяснилось, что своё дерево вела моя четвероюродная сестра, переехавшая в Испанию: наш ближайший общий предок родился 140 лет назад и умер около 70 лет назад. Она рассказала мне много полезного и поделилась несколькими важными фотографиями (например фотографией нашего общего пра-прадеда и фотографией его большой семьи). Про этих людей мне мог бы рассказать мой дедушка, но почему-то не стал рассказывать, а фотографий его предков у него было очень мало. В общем, контакт с испанской родственницей был большой удачей.

Ещё один аляповатый, но крайне полезный сайт, который помог мне на первых порах это сайт про кладбища: http://skorbim.com/
Через него удалось найти наверно около десятка захоронений, относящихся к моему дереву. Но тут мне тоже сильно повезло: большая группа моих родственников жила в Ульяновске, и почему-то именно по Ульяновску на сайте большое количество записей. За пределами Ульяновска я не нашёл упоминаний своих похороненных родственников.
Захоронения дают вам информацию о датах рождения и смерти, иногда о других родственниках, если они захоронены рядом, ну и что-то говорят о месте их обитания.

А теперь главный инструмент исследований: архивы.
Тут мне сильно повезло: часть моих родственников жила на территории Ленинградской области, а архивы СПб частично оцифрованы (если бы не оцифрованные архивы, я бы точно бросил свои исследования очень быстро). Оцифрованы записи, которые касаются записей о рождении, бракосочетаниях, смертях и принадлежности к сословиям.
Сайт архивов Петербурга: https://spbarchives.ru/

Как выглядело моё начало работы с архивами. До этого я слышал словосочетание “метрическая книга” единственный раз в жизни и не понимал, что это такое. Сейчас это то, за чем я провожу бОльшую часть своих исследований. Метрическая книга это церковная книга, разбитая на три раздела: записи о рождениях, бракосочетаниях и смертях. Каждая книга относится к какой-то определённой церкви.

Вот условия, в которых я начинал поиск: я знал о двух прямых родственниках, прабабушке и прадедушке, которые оба, согласно устному свидетельству моей бабушки, родились в 1904 году на территории Гатчины.
1. Я пошёл в раздел “Просмотр дел и документов” (https://spbarchives.ru/web/group/paid_access)
2. Пооткрывал все описи из раздела ЦГИА с заголовком “Метрические книги”
3. Во всех открытых описях указал диапазон 1904–1904 годы и в качестве ключевого слово указал “гатчин”
4. По моему запросу книги оказались в описях 127, 128 и 129
5. Зарегистрировался, оплатил доступ (вроде ссылка на оплату появляется, если открыть конкретное дело)
Будьте внимательны! Если вы, например, оплачиваете доступ к ЦГИА, то вам не будет открыт доступ к другим архивам (например, к ЦГА, ЦГАКФФД и т.д.): только к ЦГИА. Я так однажды облажался, купив доступ не к тому архиву, думая, что доступ даётся ко всем сразу.

Дальше я стал страница за страницей просматривать записи о рождении за 1904 год. И за несколько минут нашёл запись о рождении своей прабабушки Валентины.
К счастью, я знал имена её родителей, благодаря чему я знал, что передо мной моя родственница, а не человек-совпадение (например, при исследовании одного более древнего родственника я нашёл относящуюся к нему запись и отверг её, так как не сумел подтвердить, что это не совпадение: я смог подтвердить это только месяц спустя после других находок).

Теперь что делать с находкой: у меня на компе есть отдельная папка для родственных поисков. В ней, допустим, есть папка “По персонам”. В ней я завожу папку “Политовы”. В ней — папку “Политова Валентина Александровна”. И туда сохраняю найденный снимок. Сохранять находки важно: к метрическим книгам придётся возвращаться снова и снова, а доступ к архиву у вас закроется. Так, спустя пару месяцев исследований я перечитывал свои находки и понял, что один из восприемников (крёстных) Валентины, чьё имя мне ничего не говорило (никто не застал этого человека живым), является её дядей.
Также важно сохранить адрес дела в архиве. Он состоит из таких составляющих: название архива (в нашем случае это ЦГИА), номер фонда, номер описи и номер дела. Также я сохраняю номер страницы.
Я обычно указываю это всё прямо в названии файла, опуская название архива (т.к. пока не приходилось работать с чем-то кроме ЦГИА — может и не понадобится). Выглядит это так: f19-o127-d661-s152.jpg (фонд 19, опись 127, дело 661, страница 152)
Адреса дел нужны, во-первых, чтобы потом повторно найти дело. Также адреса нужны, если вы будете работать с другими исследователями.(об этом ниже)

Замечание: при поисках по метрическим книгам помните о разнице в датах: до революции календарь был смещён на 13 дней (в более древние даты расхождение с современным календарём было меньше). Если была необходимости переводить старые даты в новые, я пользовался этим сервисом: https://planetcalc.ru/505/
Так, моя бабушка называла дату рождения своей матери Валентины как 17 апреля, а в метрической книге это было 4 апреля. Это может быть важно в случаях, когда у вас очень мало информации о человеке и неучтённая разница в датах может привести к сомнениям в том, что вы нашли нужного человека. Так, если человек по новому стилю родился до 13 января, то вам может быть нужно смотреть записи за предыдущий год.
Ещё непривычный аспект: где-то до начала XX века у людей не различали фамилию и отчеству. Потому люди значатся как Василий Павлов Васильев, что для нас сейчас значит Василий Павлович Васильев. Если человека зовут “Павел Васильев”, то у него нет фамилии, насколько я понял.

Своего прадеда, родившегося в 1904 году, я так и не нашёл в этой книге. Я также не нашёл его в гатчинских книгах за 1900–1917 годы. В какой-то момент я был в отпуске и решил посмотреть 200+ метрических книг петербургской губерии за 1904 год и за месяц его рождения, на это у меня ушла пара полных дней. Ни в одной из этих книг я тоже его не нашёл. Будьте готовы к неудачам, а иногда и к неудачам, в которые вложено много труда. Это неизбежно и нормально. Лично для меня все провалы забываются, когда я что-то нахожу, это даёт мне силы продолжать.

Важно: обязательно с первого же чтения книги заведите документ, в котором будет указано, какие книги вы уже смотрели и что именно вы в них искали.
Например: я знаю только одного искомого родственника: Валентину Александровну Политову. Я знаю, что она родилась в 1904 году.
Я ищу её в книге с адресом: ф19 оп127 д1609 и нахожу.
В документе я указываю:
“1904 год
ф19 оп127 д1609
104 (это номер страницы): Политова Валентина Александровна
— закончил искать; продолжать со страницы 105 —
искал: рождение Валентины Политовой”
Почему это важно: я уже неоднократно читал некоторые книги, потому что я искал в них разную информацию: иногда чьё-то рождение, иногда восприемников, иногда поручителей, иногда браки, иногда смерти. Искать всё это одновременно получается не всегда.
Потому когда вы измените критерии поиска или узнаете о каком-то новом человеке, то будете знать, что в этом документе есть возможность что-то найти, потому что это ещё не искали.

Важная идея по поводу поиска, которая должна была прийти мне в голову после первой находки и которая пришла мне в голову гораздо позже: после первой находки вам не следует бродить беспорядочно, а нужно начать смотреть книги по всё более ранним датам. Потому что рождению ребёнка предшествует бракосочетание. Когда вы найдёте бракосочетание, будет понятно, что за более ранние годы детей у этой пары родиться не могло: это сузит диапазон поисков, вам достаточно будет смотреть книги более поздние, чем ваша первая находка. Не забудьте посмотреть запись за тот же год, когда родился первый найденный ребёнок: иногда брак заключался в тот же год, во всяком случае я сам с таким столкнулся.

Итак, я следовал такому алгоритму:
- найти ребёнка
- следовать к более ранним датам
- когда никого больше найти невозможно, обратиться к неисследованной записи о бракосочетании родителей ребёнка (если она найдена, конечно)

Запись о бракосочетании включает в себя:
- дату бракосочетания
- ФИО и сословный статус жениха, его возраст
- то же самое для невесты
- список поручителей (сейчас этих людей называют свидетелями)

Важнейшая информация в записи о бракосочетании это возраста, а также девичья фамилия и сословный статус невесты. После свадьбы невеста теряет в книгах свой изначальный статус и становится просто “законной женой”. По записи о бракосочетании понятен статус её родителей.

По указанному возрасту можно установить год рождения: например, если в записи за 1902 год указано, что невесте 21 год, нам это говорит, что либо она родилась в 1880 году (если она родилась в день и месяц позже дня и месяца свадьбы), либо в 1881 году (если она родилась в день и месяц раньше дня и месяца свадьбы). Стало быть можно попытать счастья и посмотреть книги той же церкви за 1880 и 1881 год. Я так и сделал и нашёл ещё одно поколение людей по фамилии Васильевы.

Но тут мне опять же повезло: Васильевы безвылазно жили в Гатчине и ходили в одну и ту же церковь на протяжении как минимум двух поколений. А например муж Валентины Политовой уже происходил из Тверской области, у которой никаких оцифрованных архивов нет, и мои исследования по нему пока в тупике. Двое его сестёр, ставших восприемницами его детей, в гатчинских книгах тоже больше не упоминались.

Дальше я следовал упомянутому алгоритму, но в итоге не нашёл брака Васильевых и их первых двух детей. Не знаю, с чем это связано. Но я нашёл 13 их детей и 2 их бракосочетания.

Тут отступление по поводу семейных историй. Основная мысль: они могут совершенно не сходиться с документами и вносить путаницу. Пример: моя бабушка говорит о своей бабушке, Марии Политовой (Васильевой), что по словам Марии она была сиротой и училась в неком заведении для сирот. При этом она родилась в 1880 году, а её последняя найденная по книгам сестра родилась в 1898 году, то есть когда Марии было 18 лет. Запись о смерти её отца датируется 1904 годом: тогда ей было 24 года. Можно ли называть человека в таком возрасте и который уже 2 года имеет собственную семью — сиротой?

Перестав находить Васильевых, я где-то вычитал про существование посемейных списков мещан. Я знал, что Васильевы были мещанами, по записям в метрических книгах, где сословный статус указывался. Я начал читать эти списки и выписывать всех Павлов Васильевых (какое-то время я выписывал всех Васильевых, но в итоге понял, что это слишком распространённая фамилия). В итоге у меня из 20+ Павлов Васильевых осталось, кажется, три, которые не противоречили данным о его детях: например, если Павел Васильев рождался за 7 лет до рождения своего первого ребёнка, то это вряд ли был нужный. Либо если он умирал раньше, чем рождался его последний найденный в книгах ребёнок, я тоже его вычёркивал из кандидатов. В итоге я увидел запись нужного Павла Васильева и у него совпало имя-отчество жены (Александра Павлова). Но в списке детей были указаны Иоанн и Елена: таких детей у него я не находил. Плюс не было записей о детях, которых я находил. Потому я решил, что лучше отнестись к записи с осторожностью, так как это могло было совпадение.

Потом я занялся новым прочёсыванием книг за 1875–1915 годы: вместо детей и их родителей я стал вычитывать имена восприемников (крёстных), поручителей (свидетелей на свадьбах) и умерших. Это дало плоды: нашлись двое детей Павла Васильева, о которых не было записей о рождении. Также нашлись две записи о бракосочетаниях детей Павла Васильева. По записям о восприемниках понятно, что какие-то незнакомые мне люди бывали у них на крестинах несколько раз. Это может говорить о том, что это какие-то родственники, но пока я не могу это подтвердить. Такие вещи стоит тоже записывать, т.к. это может пригодиться вам в дальнейшем.

В общем, читать придётся очень много, и это будет в основном совершенно неинтересное чтение. На беглую вычитку одной метрической книги наверно уходит полчаса-час, а счёт таких книг у меня наверно идёт уже на десятки.

Ещё один полезный ресурс по метрическим книгам это https://www.familysearch.org/
Внезапно там есть несколько сотен российских метрических книг по нескольким регионам. Может вам повезёт там что-то найти (я, например, не смог найти своих крестьян из Тверской губернии, несмотря на то, что кластер книг по Тверской губернии там один из самых больших).

В какой-то момент я решил разведать, как обстоят дела с платными исследованиями, когда ты платишь людям за то, что они ищут за тебя информацию. Пока нашёл неплохой сайт http://genealogyrocks.ru
Он вряд ли выглядит как неплохой, но дама оттуда мне уже дала ценные наводки по поводу того, как мне продолжить исследования, до которых я вряд ли бы додумался сам. Каждая операция там оплачивается отдельно, пока сталкивался с такими расценками:
- составление плана исследования (то есть списка дел в архиве, в которых может что-то ценное содержаться): 600–2000 рублей
- 750 рублей за чтение одного дела (довольно много, но с другой стороны в архив особо не наездишься)
В общем это, по-моему, весьма дорогое развлечение. Читать архивные документы можно и самому. Напомню, далеко не все архивные документы оцифрованы и некоторые можно прочитать только в самом архиве. Так что если есть возможность часто ходить в архив (сложно представить такого человека), то может имеет смысл заказывать планы исследования и потом читать всё самому.
Пока планирую прибегать к сторонней помощи лишь эпизодически.

Ещё полезные ресурсы, которые могут вам пригодится:
- http://vgd.ru — Всероссийское генеалогическое древо. Аляповатый сайт, на котором тусуется огромное количество людей, увлекающихся генеалогией, от которых можно получить помощь.
- http://gwar.mil.ru — участники Первой Мировой. Я там ничего относящегося к родственникам не нашёл, но сайт явно может быть полезен.
- http://pamyat-naroda.ru — участники Второй Мировой. Отлично сделанный сайт с удобным поиском, нашёл там несколько своих родственников.
- http://podvignaroda.ru/ — сайт о награждениях во Второй Мировой. В значительной степени дублирует сайт Память народа
- http://visz.nlr.ru/ — репрессированные, погибшие в блокаду и эвакуированные ленинградцы (не нашёл там своих родственников, которые должны там быть)
- http://evacuation.spbarchives.ru/ — эвакуированные из блокадного Ленинграда
- http://www.nlr.ru/ — сайт Российской Национальной библиотеки, там много разных исторических документов, может что-то пригодится. Например, я там искал уголовные дела 1914–1918 годов, в которых по идее один из моих родственников должен был участвовать, но ничего не нашёл. Но там действительно много информации было по этой теме.

Ну и под конец про платную подписку на MyHeritage: у меня она некоторое время была и потом я выклянчил полный возврат за неё спустя месяц. И не могу сказать, что она была совершенно бесполезной: напротив. Во-первых, к сожалению, там нельзя пользоваться личными сообщениями без подписки. Коварно. У меня было двое людей, деревья которых представляли для меня интерес, и я решился заплатить, чтобы с ними связаться. Плюс сайт даёт какое-то ограниченное количество просмотров совпадений с другими деревьями: по-моему, всего два. В самой полной версии (которая была у меня) есть ещё доступ к поиску по документам, но по-моему для не-европейцев-американцев в нём нет никакой пользы, по России я никого не нашёл там. Кроме того, этот поиск без подробностей доступен и в бесплатной версии. Так что лучше сначала поискать нужных людей и покупать подписку только если что-то найдёте в полной версии.
В общем, если хотите рискнуть, то тоже можете попробовать заказать платную версию, сделать всё интересующее и потом через поддержку выклянчить возврат.

Пока совершенно нет ощущения, что всё это огромное количество времени потрачено впустую. Спустя 4 месяца исследований мне по-прежнему очень интересно, хоть я по большому счёту узнаю лишь имена и в лучшем случае даты жизни родственников. Но также я узнаю, сколько они жили, от чего умирали, какого размера были их семьи. Можно сказать, что благодаря этим исследованиям я приватизирую историю России. Она перестаёт быть для меня историей войн, революций и крепостного право и становится историей людей, благодаря которым я существую.

Можете спрашивать, если есть какие-то вопросы, попробую помочь:
твиттор: @lehazyo_chatik
почта: alexeisergienko@yandex.ru

--

--

Гнуськов

Место для длинных постов, которые не влезают в твиттер.