Архангельский ЧИКАТИЛО УБИЛ 14 Девочек | Маньяк Сергей Шипилов — Вельский Чикатило

Gogamamedov
6 min readMay 16, 2022

--

https://youtu.be/ykwHN9BVlzk

Ссылка на видео с материалами выше, текст из него ниже

Сергей Александрович Шипилов — российский серийный маньяк. Получил прозвище от СМИ «Вельский Чикатило». Особенностью преступлений являлось то, что большинство жизней маньяк отнял, отбывая тюремный срок. Как? Расскажу в этом видео.

Согласитесь, такое можно встретить нечасто, для того, чтобы лишать жизни людей, числясь в исправительно-трудовой колонии, надо обладать умом, хладнокровием и находчивостью. По своему криминально-психилогическому типу это классический организованный несоциальный маньяк, высокоорганизованный психопат.

Сергей Шипилов родился 17 мая 1959 года в городе Архангельске в простой рабочей семье. Помимо него, в семье была сестра на два года младше него. Когда Сергею было семь лет, у него погибла мать, и, с его слов, отец стал постоянно приводить домой женщин и беспробудно пьянствовать. Он умер в 1978 году от последствий операции на печени.

До начала серии преступлений Шипилов вёл ничем не примечательную жизнь: получил средне-специальное образование, с 21 апреля 1978 года по 24 мая 1980 года служил в армии, женился, имел на иждивении трёх детей. Работал мастером в ПТУ, где обучал учащихся вождению. На работе характеризовался крайне положительно, в результате чего получил возможность пользоваться служебным автомобилем по своему усмотрению.

Первую расправу Шипилов совершил в 1995 году, когда вечером 23 октября забил металлическим прутом и ограбил женщину в микрорайоне Цигломень в Цигломенском округе города Архангельска. В этом преступлении он сознался только в 2016 году.

В апреле 1996 года началась серия жестоких нападений и принуждений к акту девушек в Архангельске. Когда Сергей ехал на своём грузовике, он взял попутчицу (Светлану Куроптеву). С его слов, она сама в подпитом состоянии согласилась на интимную связь. Однако после этого Шипилов лишил жизни женщину, нанеся ей несколько ножевых ран. Примечателен тот факт, что у «неопытного» маньяка нож во время преступления сломался, и лезвие застряло в теле жертвы. Позднее Шипилов признался, что боялся того, что его попутчица придёт к нему домой и расскажет об измене жене. Тело жертвы он закопал на территории Архангельского кирпичного завода.

В течение года он лишил жизни ещё двух женщин — Марину Ларионову и Светлану Гордееву. Действовал идентичным способом. Их тела он закопал на территории Приморского района Архангельской области. Тела были обнаружены лишь после поимки преступника.

В июне 1996 года в районе посёлка Талаги Приморского района Архангельской области Шипилов напал на женщину, оглушил её ударом кулака и застрелил из самопала. Тело закопал в лесу. В этом преступлении маньяк сознался только в 2016 году.

В конце 1996 года Шипилов совершил надругательство. Жертве удалось спастись (по другой информации, Шипилов сам её отпустил), и она заявила на маньяка в милицию. Шипилова арестовали. В салоне его автомобиля была найдена бусинка из разорванного украшения жертвы. Кроме того, было доказано ещё 8 принуждений девушек, совершённых Шипиловым в течение 1996 года. 16 января 1997 года Приморский районный суд приговорил его к 8 годам лишения свободы в колонии общего режима. В 5 отнятых жизнях Шипилова даже не подозревали.

Позднее, уже отбывая пожизненное лишение свободы, Шипилов заявлял, что никакого надругательства не было: половой акт с женщиной, заявившей в милицию, был по обоюдному согласию, а подала она заявление «для того, чтобы денег на нём заработать».

Прибыв в колонию УГ-42/14 города Вельска Архангельской области, Шипилов вскоре придумал уникальную схему, по которой впоследствии и совершал все свои преступления. В данной колонии практиковалась так называемая бесконвойная система содержания, то есть осуждённые могли свободно перемещаться по территории колонии и даже иногда выезжать по нуждам администрации за её пределы. Шипилов сразу же понял, как это можно использовать в собственных преступных целях. Летом 1998 года за хорошее поведение он стал ассенизатором колонии и часто выезжал на машине с фекалиями на свалку.

8 декабря 1998 года он отнял шестую жизнь, жертвой стала 19-летняя Татьяна Доильницына. Её тело, в отличие от остальных, он не закопал, а только прикрыл ветками. После этого Шипилов затаился, так как очень боялся поимки, но когда пришёл на место преступления и выяснил, что тело так и не нашли, благополучно закопал его и решил продолжать серию. Следующее нападение он совершил 16 мая 1999 года; в этот день он подобрал у остановки в деревне Лукинская 26-летнюю Ольгу Акинихову, увёз в лес, принудил к акту и задушил. Через неделю, 24 мая, Шипилов лишил жизни ещё одну женщину — 27-летнюю Ирину Зотову. Тела он закапывал на конечном пункте своего маршрута — на свалке. За июнь Шипилов отнял ещё 4 жизни — 11 июня он напал на 18-летнюю Анну Балабанову, 18 июня — 17-летнюю Анну Палкину, 21 июня — 36-летнюю Тамару Власову и 27 июня — 37-летнюю Ольгу Мартемьянову; все эти жертвы — женщины среднего возраста. Только 2 жертвы маньяка были молодыми девушками; по его же собственному признанию, сделанному после ареста, «ему было жаль молодых, невинных», поэтому он переключился на средневозрастных женщин. В июле и августе Шипилов вновь затаился, а 22 и 24 сентября он совершил последние расправы — 50-летней Тамары Буймер и Зинаиды Шороховой.

Все нападения совершались Шипиловым продуманно. Он подбирал на пустынных дорогах голосующих женщин. Из пассажирской двери им был удалён открывающий механизм, таким образом, жертвам был отрезан путь к отступлению. По дороге он предлагал женщинам выпить водки, а получив вежливый отказ, останавливал машину в безлюдном месте и совершал преступные деяния. В одном из интервью преступник сказал журналистам, что лишал жизни только тех, кого считал девушками легкого повеления, и всегда высаживал тех, кто отказывался с ним пить. Однако позже следствием было установлено, что алкоголь вливался жертвам насильно: Шипилов переливал напиток в пластиковую бутылку, а на пробке делал резьбу, тем самым облегчая себе «процедуру» спаивания.

Следственная группа, созданная при Прокуратуре Архангельской области, безуспешно занималась расследованием исчезновений женщин. Тем не менее, однажды они видели проезжавшую мимо места, где пропала очередная жертва, ассенизаторскую машину Шипилова. Выяснили, что чаще всего по этой дороге проезжала ассенизаторская машина «ГАЗ-53» из колонии УГ-42/14, а график выездов Шипилова из колонии совпадал с датами исчезновений. 10 октября 1999 года Сергея задержали. Против него не было никаких прямых улик, и долгое время преступник не давал никаких показаний, но позже у него сдали нервы, и Шипилов совершил попытку покончить с собой (вскрыл вены). Врачи скорой помощи смогли его откачать, и он признался в совершении 12 расправах над женщинами, в том числе трёх, совершённых им в Архангельске до первого ареста. На допросах Шипилов спокойно рассказывал, как лишал жизни и принуждал к сношению, демонстрировал удивительную память, в мельчайших подробностях описывая злодеяния и показывая с невероятной точностью места захоронений. На вопрос следователя о том, хочет ли он ещё нападать, он ответил, что хочет и что у него даже «есть ещё разные наработки, как лишать жизни жертв». Несмотря на принуждение каждой из жертв, Шипилов не признаёт сексуальную подоплёку как главный мотив преступлений. С его слов, им двигала только жажда «преступления ради преступления».

Следствие в отношении Шипилова велось более года, он был подвергнут комплексной психолого-психиатрической экспертизе и признан вменяемым. В ходе судебного процесса вину свою полностью признал, раскаяния не выразил и прощения у родственников жертв не просил.

25 октября 2000 года Архангельский областной суд признал Сергея Шипилова виновным в совершении 12 отнятых жизнях и 9 принуждений к половому акту и приговорил его к пожизненному лишению свободы. Верховный суд России оставил приговор без изменения, после чего преступник был этапирован в исправительную колонию особого режима для пожизненно осуждённых «Чёрный дельфин» в городе Соль-Илецке.

В начале 2016 года Сергей Шипилов, находясь на особом режиме, вероятно, не выдержал условий проживания и признался в совершении ещё нескольких преступлений. Его этапировали в Архангельский централ, где поместили в единственную одиночную камеру. Он признался ещё в двух расправах, совершённых в 1995 и 1996 годах в Архангельске и Талагах. 25 мая 2016 года суд приговорил его к 9,5 годам лишения свободы — данное наказание поглощено пожизненным лишением свободы.

Эксперты не исключают, что Шипилов может вспомнить и о других преступлениях, совершённых им ранее.

Из характеристики сотрудников колонии следует, что, находясь в камере, Шипилов читает книги, переписывается с религиозными организациями, занимается спортом.

— Сейчас уже, когда столько времени прошло, всё уже осознал, а тогда нет, это зависимость. Человек, который переступил эту черту, он уже не остановится, бесполезно. Иногда контролируешь себя, но рано или поздно всё равно срываешься. В медицине это называется — мания, по уголовному — серийное преступление, — рассказал маньяк в разговоре с журналистами.

После истории с Шипиловым в колониях фактически прекратили практику расконвоирования осужденных за надругательства и отнятые жизни. Каким бы примерным ни было их поведение, такие персонажи не могут покидать территорию. С тех пор жертв, совершенных во время отбывания наказания, не было.

Про этого маньяка снято несколько документальных фильмов. Криминальная Россия — Адская бочка. Пожизненно лишенные свободы маньяки из чёрного дельфина, где упоминают про Шипилова и Невидимая Битва: Аномальная зона.

Эксперты не исключают, что Шипилов, чтобы не возвращаться в «Чёрный дельфин», может остаться в Архангельском централе на пару лет и, возможно, вспомнить какие-либо другие преступления, совершённые им ранее. Подобное практикуют многие маньяки, например Михаил Попков, который каждый раз признаётся в новом преступлении, что бы его возили на следственные эксперименты.

--

--