В поисках национальной идеи

Еще со времен Ельцина с завидной регулярностью вспыхивают дискуссии о том, что надобно срочно найти новую национальную идею. Мол, последняя национальная идея, которая была — это коммунистическая идеология в советские времена, а сейчас ничего нет. А без национальной идеи вроде, как и нельзя жить. Что-то, мол, нужно объединяющее и скрепляющее людей, что-то настолько идеально хорошее, к чему каждый может стремиться, да что каждый, целые поколения должны стремиться и тем самым развиваться и становиться лучше и лучше. Вот, мол, посмотрите, в Америке есть национальная идея — «Америка страна открытых возможностей, где каждый может стать миллионером». Их идея нам не подходит, и своей идеи у нас так и нет. Уже и духовные скрепы все перепробовали, и лучшие умы над этой темой бились, а все никак. Вот и приходится уже 14 лет пользовать заезженный прием «бей [жидов] спасай Россию», где переменная «жидов» менялась то на фашистов, потом коммунистов, то на либералов, то на геев, теперь опять от фашистов и национал-предателей. Конечно, эти заезженные приемы работают, так как это основы групповой динамики (Moscovici & Néve, 1973; Myers & Lamm, 1976), это основы социальной психологии, можно сказать, что это наш социальный инстинкт объединяться перед лицом новой угрозы.

Поиск национальной идеи обусловлен тем, что невозможно постоянно объединять общество путем «дружбы против», путем непрерывного поиска врага и противостояния этим вечным угрозам. Объединяя общество внешними угрозами, рано или поздно общество свалится в режим Северной Кореи, Советского Союза, станет этаким гордым и одиноким изгоем, непризнанным гением, хотя для всех снаружи оно будет больше похоже на городского сумасшедшего, куда собственно мы сейчас бежим семимильным шагами. Так может и есть секрет, если объединять общество не вечным врагом, а достойной национальной идеей, то и удастся сформироваться обществу как самодостаточному субъекту международных отношений и успешно интегрироваться?

На самом деле поиск национальной идеи, это поиск волшебной флейты из легенды о Гамельнском крысолове. По легенде город Гамельн подвергся крысиному нашествию и тогда крысолов взял волшебную флейту, заиграл на ней и все крысы сбежались к нему и последовали за ним. Красивая легенда? Согласитесь, не мечта ли иметь такую вот национальную идею (волшебную флейту), озвучивая которую (играя на которой) можно собрать общество и направить его в нужном направлении.

Существует ли эта национальная идея (флейта)? Если посмотреть историю то можем увидеть, что бывали случаи, когда идеи некоторых исторических персонажей меняли ход истории, когда под их лозунгами объединялось общество. Давайте посмотрим два коротких ролика с выступлениями Ленина и Гитлера, а после обсудим, олицетворяли ли они тогда национальные идеи?

Можно заметить, что выступления были очень эмоциональные и вызывали живой отклик в толпе. Можно предположить, что они нащупали и озвучивали какую-то важную для общества тему. Сейчас бы сказали, что они точно попали в повестку и в последствии стали сами определять и задавать повестку. Наверное, в этом есть доля истины. Да и Гитлер и Сталин были признанными лидерами своего времени. Они смогли занять эту социальную роль лидера и это было акцептовано обществом. С идеей лидерства, как социальной роли можно ознакомиться в моей предыдущей статье. А сейчас давайте посмотрим третий ролик.

Сейчас в меня полетят камни, но по моему убеждению национальная идея — это ничего более, чем речевка, которую выкрикивает с броневика признанный лидер (вождь) во времена потрясений. Это социальный инстинкт выживания общества объединяться и следовать за лидером. В этом способе выживания важнее всем вместе бежать, нежели конкретная цель куда бежать. А речевка — в ней больше эффекта резонанса, который создается в толпе и делает из группы индивидуумов эмоциональную толпу (подробнее про толпу можно прочитать в моем интервью). Да эмоциональная, яркая, актуальная речь, произносимая лидером в моменты потрясений очень важна. Но это как горящие шины на майдане. Они нужны были только для того, чтобы сделать дымовую завесу и помешать обстреливанию полицией протестующих на площади. Горящие шины не сделали революцию на Украине. Если притащить грузовик шин на манежную площадь в Москве и поджечь, это будут всего лишь горящие шины. Революции не будет. Также и с национальной идеей. Нет смысла искать эту «волшебную флейту», она появится спонтанно из уст того, кто по воле случая окажется на броневике в момент очередных потрясений.

Литература

Moscovici, S., & Néve, P. (1973). Studies on polarization of judgments: III. Majorities, minorities and social judgments. European Journal of Social Psychology, 3(4), 479–484.

Myers, D. G., & Lamm, H. (1976). The group polarization phenomenon. Psychological Bulletin, 83(4), 602–627. doi: 10.1037/0033–2909.83.4.602


Originally published at orgdev.ru.