Разбираемся в дизайнерских профессиях

DesignWrites
Aug 31, 2018 · 8 min read

Алексей Бородкин, product lead и глава Гильдии вольных проектировщиков, рассказал как разобраться в дизайнерских направлениях и распределить роли в дизайн-команде.

Дизайнерские тусовки

Когда-то — в буйные 90-е — никаких веб-дизайнеров не было, и сайты создавали вебмастера — отважные люди с программистским бэкграундом, которые все делали сами: собирали требования, кодили, рисовали, делали контент и развивали сайт.

В конце 90-х появилась профессия веб-дизайнера, которую более корректно называть «визуальным дизайнером». Эти ребята занимались эстетической частью цифровых продуктов, не заморачивались, что у сайта находится под техническим капотом, и воспринимали свою работу, как средство для самовыражения. В основном их интересовала только красота, чувство удовлетворения, а также мнение других визуальных дизайнеров.

В нулевые, когда в интернет начали проникать не только айтишники и родственники айтишников, стало ясно, что цифровые продукты должны быть не только красивыми и технологичными, но и удобными. На этой волне понимания в цифровых продуктах появилась тусовка UX-дизайнеров, которая встала в оппозицию к уже существовавшим визуальным дизайнерам — пока одни стремились к эстетике, вторые боролись за удобство и понятность.

На все это накручивался тот факт, что UX-дизайнеры, в отличие от визуальных дизайнеров с их художественным или околохудожественным образованием, поначалу были представлены в основном психологами: им интересно было копаться в голове у пользователей. Интерфейс они воспринимали не как абстрактную декорацию, а как как рычаг, с помощью которого можно создать нужный пользовательский опыт.

Примечательно, что и тех, и других не особо интересовали внутренности продукта — сама система, поверх которой натянут дизайн. Они воспринимали ее как «черный ящик» для разработчиков.

Тут стоит рассказать про еще одну продуктовую тусовку, которая существовала параллельно визуальным и UX-дизайнерам — это системные архитекторы.

Системные архитекторы существовали еще с 70-х годов и преимущественно занимались анализом и проработкой внутренней части продукта: насколько он выполняет бизнес-задачи, соответствует техническим требованиям и так далее. Пользовательские интерфейсы архитекторы воспринимали как дополнение к системе, которое должно помогать пользователям осуществлять определенные функции в заданных технических рамках, только и всего.

Так продуктовая разработка оказалась разломанной надвое между двумя почти не пересекающимися тусовками — на одной стороне оказались визуальные и UX-дизайнеры (несмотря на противоречия, их поле работы было одним и тем же), а по другую — системные архитекторы. Что прискорбно, продукт при этом тоже разламывался надвое.

Из чего состоит цифровой продукт

Давайте отвлечемся от эпического противостояния дизайнеров и посмотрим, из чего состоит любой цифровой продукт — мобильное приложение, интернет-магазин, система управления аэропортом:

Продукт начинается с трех фундаментальных групп требований:

  • Бизнес-требования: бизнес-цели и задачи, требования заказчика, бизнес-риски и так далее.
  • Пользовательские требования: структура целевой аудитории, их задачи и сценарии поведения.
  • Технические требования: техническая платформа, смежные системы.

Создаваемый продукт должен существовать в рамках этих трех групп требований, которые надо проанализировать, систематизировать и приоритезировать.

У самого продукта можно выделить три составляющих успеха:

  • Интерфейс: как пользователь воспринимает продукт и взаимодействует с ним.
  • Функциональность: какими фичами обладает продукт, как он работает и что позволяет сделать.
  • Информационная архитектура: как выглядит система, какова структура данных, какие есть потоки данных и прочее.

Все это порождает пользовательский опыт — субъективное ощущение от продукта, разворачивающееся в голове у пользователя. Насколько этот пользовательский опыт будет позитивным и полезным, зависит от согласованности и детальности проработки трех продуктовых составляющих выше: если интерфейс будет уродливым — пользовательский опыт будет испорчен. Если приложение работает с ошибками — им не будут пользоваться. Если с интерфейсом и функциональностью все в порядке, но у продукта кривая системная архитектура, он не будет способен развиваться, и в итоге потеряет популярность.

Получается, что продукт должен совмещать интересы бизнеса, интересы пользователей и технологические условия, и нельзя сказать, что для продукта важнее: визуально-интерфейсная часть или внутренняя архитектура.

И возникает простой вопрос: кто же должен заниматься продуктом?

Дизайн и проектирование

В России проектирование и дизайн — две разные профессиональные сферы:

Однако, если погрузиться в исходное значение терминов, мы обнаружим удивительные открытия. Вот, например, определение слова design в оксфордском словаре:

Глагол to design — определять внешний вид и принцип работы здания, одежды или иного объекта посредством создания детальных чертежей.

Существительное design — план или чертеж, иллюстрирующий вид, устройство или принцип работы здания, одежды, либо иного объекта до его создания.

А вот строгое определение слова «проектирование» по ISO 24765:

Проектирование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части.

Занятно, правда? Получается, что значения слов «проектирование» и «проект» тождественны глаголу to design и существительному design. В этом можно убедиться, если посмотреть перевод слова «проектирование» в Google-переводчике:

И в этом есть глубокая правда. Дело в том, что на Западе не разделяют процесс работы над внутренней и внешней частью продукта, потому что понимают, что это единый живой организм, и к нему нужно применять исключительно интегрированные подходы.

Как связать внутреннее с внешним

Но вернемся к нашим дизайнерам. У нас есть тусовка из UX- и визуальных дизайнеров, которые в основном думают только о красоте и пользовательском опыте:

И есть тусовка системных архитекторов, которые думают только о внутренностях продукта:

Интуитивно понятно, что для целостной работы над продуктом их надо объединить. Стоит отметить, что рынок веб-разработки об этом начал задумываться еще в начале нулевых. Так родилась должность менеджера, который скрепляет эти разнонаправленные сферы интересов:

Давайте посмотрим, к чему это приводит.

На менеджере оказывается нехилая нагрузка:

  • Во-первых, он забирает себе пласт чисто управленческих задач: координация команды, работа с заказчиком, контроль сроков и бюджетов и еще несколько сотен задач, входящих в список его прямых обязанностей.
  • Во-вторых, никто не избавляет его от продуктовой составляющей: проработки требований, интерфейсов и функциональности, написания документации, контроля над реализацией требований заказчика.

Эти два масштабнейших, важных фронта работы с трудом уживаются в одном человеке. Если менеджера сразу не разорвет от количества обязанностей, его будет мучить более коварный враг — внутренний конфликт интересов.

Допустим, менеджеру приходят две параллельные задачи. Одна — починить отвалившуюся форму заказа, вторая — подробно описать ТЗ на следующий релиз.
Естественно, что менеджер в первую очередь займется тушением пожара — «прикручиванием» формы заказа, потому что с каждой минутой из-за неработающей формы заказчик теряет деньги и впадает в бо́льшую истерику. Задачу с подробным описанием ТЗ придется отодвинуть на второй план, закладывая в фундамент проекта стратегические риски. И так будет постоянно.
Вкусив прелести такой работы что на агентской, что на продуктовой стороне, я сформулировал для себя иное решение этой проблемы — поделить задачи между двумя специалистами: менеджерские задачи оставить менеджеру, а продуктовые отдать специально выделенному product-дизайнеру.

Зона ответственности дизайнера продукта

Дизайнер продукта — это человек, который на верхнем уровне понимает все составляющие продукта и знает, как соединить требования бизнеса, пользователей и технологий. Продуктовый дизайнер осознает, как интерфейсы соседствуют с функциональностью, и как из этого рождается пользовательский опыт.

Разумеется, сам он не сможет выполнять все задачи, поэтому ему нужна команда и ключевой напарник — арт-директор. Если проект большой и с множеством задач, у этих двух ребят можно выделять отдельные функции и, по законам Адама Смита, делегировать их подчиненным. Пример эффективной команды может выглядеть так:

Тем самым формируется креативная пара, известная в «большом» маркетинге еще в XX веке, состоящая из дизайнера продукта и арт-директора, дополняющих менеджера по продуктовой части. Из этого случая бывают исключения, но о них поговорим ниже, а пока важно запомнить, что именно такой подход обеспечивает сбалансированную проработку продукта и его структурную непротиворечивость.
Давайте посмотрим, что у нас получилось с ролями в команде, и отдельно коснёмся некоторых исключений.

Кто входит в тусовку продуктового дизайна

UX-дизайнер

Задача UX-дизайнера: сделать продукт удобным, полезным, комфортным для пользователей.

UI-дизайнер

Задача UI-дизайнера: сделать «красиво» и эстетично.

UX-аналитик

Задача UX-аналитика: влезть в голову пользователя, вытянуть важное и передать информацию UX-дизайнеру для реализации в дизайне.

Системный архитектор

Задача системного архитектора: проработать внутреннюю логику и архитектуру продукта.

Дизайнер продукта

Задача дизайнера продукта: свести все «нити» создания продукта и отвечать за результат.

Менеджер продукта

Задача менеджера продукта: объединять в себе менеджера и продуктового дизайнера.

Внимательный читатель скажет: «Погодите, какой менеджер продукта, ведь мы все время старались разделить продуктовую и управленческую составляющую!».
Верно, но у всего на свете есть исключения. Если продукт один, и желательно не протекает в формате заказной разработки, то такой подход оказывается эффективным — у менеджера хватает возможностей держать в голове как все аспекты продукта, так и организационные особенности. На нескольких продуктах эта роль не работает — продуктового менеджера буквально разорвёт от количества задач.

Product lead / директор по продукту

Задача продакт-лида: следить за развитием продукта. Эта роль является «надстройкой» над ролью продуктового менеджера, и концентрирует в его руках не только функции по созданию продукта, но и развитие продукта в дальнейшем.

Отмечу, что если вам интересно «все и сразу» — будьте готовы учиться. В профессию продуктового дизайнера попадают не сразу, а скорее «вырастают» из смежной области.

Источник

    DesignWrites

    Written by

    Наш Телеграмм канал: https://t.me/designwrite

    Welcome to a place where words matter. On Medium, smart voices and original ideas take center stage - with no ads in sight. Watch
    Follow all the topics you care about, and we’ll deliver the best stories for you to your homepage and inbox. Explore
    Get unlimited access to the best stories on Medium — and support writers while you’re at it. Just $5/month. Upgrade