Glacier Park

What a beautiful and thrilling specimen for America to preserve and hold up to the view of her refined citizens and the world, in future ages! A nation’s Park, containing man and beast, in all the wild and freshness of their nature’s beauty!‎

Letters and Notes on the Manners, Customs, and Condition of the North American Indians

-George Catlin, 1841

Одна из главных гордостей американцев — их национальные парки — огромные природные массивы (от 1000 гектаров), находящиеся под защитой и строгим контролем правительства США и отдельных штатов. Идея о создании природных зон, защищаемых государством была озвучена еще в 19 веке американским путешественником Джорджем Кэтлином (см цитату выше).

Самый старый и, наверное, самый известный национальный парк — Йеллоустоун — уже в 1872 году он находился под защитой правительства. Сегодня хочу вам рассказать про другой известный национальный парк — Glacier Park (далее Глэйшер).

Территория парка Глэйшер (Glacier — ледник) занимает часть Скалистых Гор. Там много всяких разделений и подхребтов, но вообще все это является частью Кордильер. Во время последнего ледникого периода огромные ледники буквально вырезали из камня эту часть хребта. Большая часть ледников с тех пор растаяла, а горы остались.

Хватит вступлений, начнем про путешествие…

В мае я собрался навестить свою старую знакомую — назовем ее Кейт — из Хелены, штат Монтана (Helena, MT). Поездка выпадала на праздники (выходные + Memorial day — последний понедельник мая), поэтому мы решили поехать в какой-нибудь национальный парк на несколько дней. Выбор стоял между Глэйшером или Йеллоустоуном — мы выбрали Глэйшер.

День 1 — Прилет в Монтану + Хелена

Я прилетел в Хелену из Нью-Йорка в пятницу. В аэропорту меня встретила Кейт. Хелена — столица штата Монтана — маленький уютный город (население 25000 чел.) с кучей опрятных семейных магазинов и ресторанчиков в центре и одноэтажными домами на окраинах.

Переночевали мы в Монтана Сити — деревней рядом с Хеленой — у родителей Кейт, чтобы утром отправиться в путь.

В центре Хелены
Конфеты ручной работы в кондитерской, принадлежащей местной семье
Дом на подъезде к центру города
Жилой дом на окраине Хелены
Школа в Монтана Сити, где училась Кейт
Старое здание школы
Вид из окна, дома у родителей Кейт

День 2 — Выезд в Глэйшер и первый день в парке

Рано утром, позавтракав, мы залезли в упакованный джип и поехали…

На север, мимо озера Свон, оставив Бигфорк и озеро Флэтхед на западе, прямо к юго-восточному въезду в Глэйшер. Ехали почти 5 часов с одной остановкой. И вот наконец-то мы у юго-западного въезда в парк — деревни под названием Апгар (Apgar).

Дорога до Глэйшера

Въезд/вход в парк платный, цена зависит от вашего метода передвижения: $30 с автомобиля, $15 с мотоцикла, $10 с пешехода/велосипедиста. Пропуск действует 7 дней, указал летние цены, зимой дешевле.

Заплатив тридцатку за авто мы попали внутрь парка. Первое, что надо сделать — забить место для палатки. Да, в национальных парках нельзя бросать палатку, где вздумается. Есть специально отведенные и жестко регулируемые рейнджерами места для кэмпинга (camping sites).

Как строго регулируются парки?

Очень строго. В парке запрещено оставлять мусор, даже органического происхождения, чтобы не нарушить экосистему. По тем же причинам из парка нельзя ничего выносить вплоть до камней и веток. Конечно вас никто не будет досматривать. Родители Кейт рассказали, что однажды они прихватили из парка маленькую сухую ветку для костра. На них настучала какая-то бабка: в итоге рейнджерам пришлось шмонать все их вещи, чтобы удосотовериться, что они ничего больше не принесли. Все вокруг, включая рейнджеров, понимали абсурдность ситуации. Но раз есть жалоба, надо выполнять За ветку их не оштрафовали. Кстати, передвигаться в самом парке можно тоже только по строго регламентированным дорогам и тропам.

Изначально планировалось занять место для кэмпинга в Апгаре: именно там находятся кэмпинги, принадлежащие парку, они самые дешевые. Так как мы приехали в самое популярное время, в Апгаре все места для кэмпинга были заняты. Бронировать заранее нельзя: first come — first serve.

Все цены на въезд и кэмпинг можно найти на официальном сайте.

Посоветовавшись с гуглом, мы нашли одну частную территорию для кэмпинга в 5 минутах езды от входа в парк: местечко под названием Lake Five Resort. Я честно не помню, сколько мы заплатили, но судя по их сайту сутки — от $60.

Каждое место для кэмпинга представляет из себя клочок земли со столом, скамейками, отгороженным местом для костра и пятачком для парковки машины. Судя по всему мы приехали в самый мажорный кэмпинг в округе: на каждом участке из земли торчал кран с водой и столбик с розеткой. Отдельно на территории кэмпинга даже был сарай с туалетами с нормальным смывом, раковинами и душем. Поэтому видимо и $60.

Наше место для лагеря за машиной. Саму машину (да и все остальное) нам одолжили родители Кейт. Дрова сложили под машину на ночь на случай дождя.
На каждом участке для палаток кран с водой и розетки.

Забронировав место, мы поехали обратно в парк. Апгар находится на берегу озера Макдональд (McDonald lake). Само озеро вытянуто вдоль гор на северо-восток от деревни. Мы арендовали по каяку прямо в деревне и поплыли вдоль берега. Час аренды — $15. Было уже довольно поздно, до закрытия аренды оставалось чуть больше 2 часов. Поэтому мы успели проплыть только четверть озера и вернулись назад. Побродив по сувенирным магазинам в Апгаре мы поехали обратно в Lake Five Resort.

Озеро Макдоналд — нам туда.
Вот такая вот конструкция каяка.
Мой первый в жизни заплыв на каяке.
Темное пятно ближе к верхушке деревьев чуть левее центра — орлиное гнездо.
Озеро Макдоналд, плывем на северо-запад.

Вернувшись в лагерь перед ужином мы сели на велосипеды и съездили до еще одной местной достопримечательности — месте слияния двух рек с водой разного цвета в одну. Вообще таких мест в округе два или три, мы доехали до Middle Fork.

Здесь две реки разного цветы сливаются в одну. Естественно я умудрился сфотографировать так, что ничего не видно.

На костер уже не было времени, поэтому ужин быстро приготовили на газовой горелке, которую взяли с собой.

Закат над озером рядом с нашим лагерем.

О хищных животных:

Перед сном все продукты и продуктовый мусор надо запирать в машине, иначе на запах могут прийти животные, в том числе медведи. Кстати о них: из опасных животных в Глэйшере водятся горные львы, волки и медведи. Первые встречаются редко, но при встрече представляют наибольшую опасность. А еще только горные львы могут напасть ради еды. Волки и медведи, как правило, нападают для защиты (то есть ваше тело не съедят). Волки при этом водятся на отдаленных территориях, их можно выследить с биноклем, если знать, где искать. Медведи встречаются чаще всего. При этом если вы наткнетесь на одно из этих животных, скорее всего оно просто убежит. На случай, если контакте не избежать, надо всегда с собой иметь перцовый баллончик от медведей. Всегда: когда гуляете, едите, и даже спите. Да, в каждой палатке ночью должен быть хотя бы один перцовый баллончик от медведей.
Это перцовый балончик от медведей. Всегда таскал его с собой и даже спал с ним.

День 3 — В горы на велосипеде

Утром мы собрали лагерь и поехали обратно в Апгар. План был поехать в горы на велосипедах. Мы проехали Апгар и объехали озеро Макдоналд, припарковав машину в северно-восточной его части, отцепили велосипеды от джипа и продолжили на них путь дальше вглубь парка.

Сначала через лес вдоль устья реки, потом вверх по горному серпантину. Memorial day — идеальное время для велосипедных прогулок через Глэйшер: до этого лежит снег, а после в горы пускают машины — уже свободно не покататься.

Подъезжаем к месту высадки на велосипеды. Дальше нам в горы прямо по курсу.
Проезд на машинах вглубь парка запрещен, пока весь снег не уберут. Эти детекторы по весу проверяют, проехала машина или велосипед.
Пересели на велосипеды и въехали в ущелье. Нам дальше вдоль устья реки и в горы.
Подъехали к подножью первой горы.
Ущелье сужается.
Горные ручью повсюду.
На склонах гор много ручьев и водопадов — снег тает. Фото через бинокль.
Начинаем подниматься по серпантину.
По дороге часто встречаются мусорные баки. Каждый бак захлапывается — чтобы открыть, надо дернуть ручку — чтобы медведи не открыли.
Начинает виднеться ущелье, из которого мы приехали.
Даже сейчас не сложно представить, как эти горы вырезал из камня гигантский ледник.
Вот такая дорога вдоль склона горы.
Иногда через горные ручьи строят подобные мостики.
Слева тот же мостик. Внизу ущелья — река, вдоль которой мы начали путь вверх.
Вот такие бульдозеры чистят снег с дороги.
Бульдозеры реально срезают огромные слои снега несколько метров в глубину. Оборудованные соответствующе.

Мы не доехали буквально пару миль до места, где снег был еще не убран. Многие велосипедисты ехали в гору на велосипедах с беговыми лыжами, доезжали до снега, оставляли там велосипед и дальше на лыжах.

Вернувшись к машине мы закинули велосипеды в багажник и поехали из Глейшера на юг в сторону национального парка Флэтхед (Flathead national park). На следующий день мне надо было успеть на самолет, поэтому мы решили переночевать поближе к Хелене. Выбрали место под названием Holland Lake. Там тоже был кэмпинг. Причем мы успели занять последнее место. Там мы и устроились на ночь.

Во вторую ночь мы развели костер и после ужина жарили зефирки (marshmallow)…
…как в американских фильмах.
Вид на Holland Lake рядом с нашим лагерем утром.
Место для лагеря: слева место для костра, стол со скамейками, на переднем плане место под парковку. Палатки уже собраны.
Вот с таким багажом мы ездили: два велосипеда, серый холодильник с едой, голубая канистра с водой, дрова, в клетке палатки и спальники. В салоне одежда и мелкие вещи.

День 4 — обратно в Нью-Йорк через Солт-Лейк Сити

Утром мы собрали палатки и Кейт повезла меня в аэропорт. Попрощались, и вот я в самолете. Полет был с 5 часовой пересадкой в Солт Лейк Сити, штат Юта (Salt Lake City, UT). Только приземлившись в Солт Лейк Сити, я выбежал из аэропорта и прыгнул в такси до центра города, чтобы хотя бы 3–4 часа посмотреть город. По хайвею от входа в аэропорт до центральной улицы города ехать минут 20.

Солт Лейк Сити оказался невероятно интересным городом. А вид на соленое озеро и горы еще круче. Обязательно вернусь туда еще: с палатками по штату Юта.

Приземление над Соленым Озером невероятной красоты.
Бегу смотреть город…
Центр города, здесь меня высадил таксист.
Что? Трамваи в американском городе?
Да, не показалось.
Торговый центр City Creek построен прямо вокруг ручья.
Вообще судя по всем с гор спускается много ручьев. Их вот так вот вписывают в газоны между тротуаром и проезжей частью.
Капитолий штата Юта.
Тот же капитолий. Все капитолии в США похожи.
Вот так выглядят дома в Солт Лейк Сити.
Еще
Гостиница.
Автобусная остановка.
Как вам такое?

В положенное время я вернулся в аэропорт и уже ночью прилетел в Нью-Йорк.