Русские триллеры и зарубежные фестивали

Разговор с режиссером независимого кино

Holy Peppers
7 min readOct 27, 2017
Евгений на съемках “Мама всегда рядом”

За один год режиссер и сценарист Евгений Пузыревский снял два короткометражных фильма. “Он был его другом” был включен в каталог Short Film Corner Каннского фестиваля, а картина “Мама всегда рядом” в ближайшее время станет частью полнометражного фильма. Евгений Пузыревский рассказал о фестивалях, отношению к русским триллерам и планах на будущее.

Полина Сафронова (Holy Peppers):
– У тебя на счету три короткометражных фильма и два из них — триллеры. Скажи, чем тебя так привлек этот жанр?

В этом жанре плюс в том, что в нем можно совмещать очень много жанров — и драму, и комедию. Например, в драме так не сделаешь.

HP: Я читала у тебя ВКонтакте, что когда вы предлагали фильм “Мама всегда рядом” кинопродюсерам, вам сказали, что в России смотрят комедии и мелодрамы, а триллеры — нет. И ты написал, что вы хотите это проверить. Удалось проверить?

Даже в Каннах один продюсер мне сказал, что русские снимали триллеры, но их не смотрят. А я человек, который очень многое смотрел и разбираюсь в кино, и говорю: “Назовите мне хоть один русский триллер?” Тот продюсер не смог вспомнить ни одного.

Съемка “Мама всегда рядом”

HP: А ты можешь назвать хоть один русский триллер?

Нет, я ни одного не могу назвать, хотя я отсматриваю все русское кино, но я не помню ни одного русского триллера.

HP: Как ты думаешь, почему так происходит, ведь люди же смотрят, например, американские триллеры?

Да, смотрят. Просто триллер — это проблема нашего образования. Когда, например, в Московской Школе Кино я ехал на показ в лифте, режиссеры между собой общались, и каждый рассказывал, про что его фильм. У всех изыскания, духовность. Когда спросили, про что у меня: “У меня парень другому парню молотком голову прошибил”. Они со мной больше не общались. У нас же культ Тарковского и всего остального, поэтому считается, что если снимается триллер, то это низкий жанр. Даже когда я со сценаристами пробовал работать, я когда пишу сценарий и говорю, что у нас будет триллер, жанровое кино, все такие сразу: «О, для тупых! Сейчас мы придумаем». Это пренебрежение к жанру.

Фестивальный постер фильма “Он был его другом”

HP: Я так подумала, что если кратко пересказать сюжет двух твоих последних короткометражек, то получатся новостные заголовки “Подросток ударил друга молотком по голове, вдохновившись книгой “Корейский потрошитель” или “Женщина застрелила предпологаемых убийц своей дочери, которая оказалась жива”. Ты вдохновляешься заголовками газет?

Как можно искать сюжеты: ты берешь и реально читаешь эти заголовки. Был очень известный продюсер, который просто брал и начинали день с того, что читал все новостные заголовки в компании сценаристов. И они просто брали и выбирали, из чего можно делать фильм.

HP: То есть, ты хочешь сказать, у твоих фильмов есть реальные заголовки и статьи?

Смотри, как получается — я не читаю всю статью, только заголовок. Особенно НТВ пишет шикарные заголовки: «Человеку в метро оторвало палец на эскалаторе». А выясняется, что он просто его поцарапал. Сами статьи нет смысла читать, только заголовок. Прочитал и от этого фантазируешь, что могло было быть дальше.

HP: Мне еще показались названия фильмов саркастичными Он не был его другом, а мама не была рядом. Все-таки о чем эти фильмы?

Названия, да, они саркастические. Но фильмы о том, что нужно слушать, когда тебе говорят. Вот в «Мама всегда рядом» ей весь фильм пытаются сказать, что дочка её жива. Ей мужик у двери пытался сказать, не успел, она в него выстрелила, во второй раз он пытался телефон из кармана достать. И также она гуляет с этой девочкой, вроде как заботливая мама, но она не слушает эту девочку. Забота выражается не в настоящей заботе, а в видимости. И «В он был его другом» тот начинающий маньяк ему говорит: «Все, уходи». То есть он не хочет его убивать.

HP: То есть, это все-таки насмешка?

Название — да. И «Он был его другом» — это больше фильм об одиночестве. То есть один пытается одиночество побороть тем, что раз общество против меня, значит, и я буду против общества. А второй — он открытый, душевный, со всеми общается. Ему отец говорит даже: «Только бомжей домой не приводи». То есть он готов дружить, общаться, но люди не хотят. От переизбытка доброты люди с ним и не хотят общаться.

HP: Я знаю, что фильм «Он был его другом» объездил много стран. Как на него реагировали в разных странах? Ожидали такой фильм из России?

Фестивали — это такая забавная тема. Мы, например, побеждали на фестивалях только жанровых. На фестивале ужасов в Америке победили. Кроме нас там были всякие ужасы, мистика, рыбы-пришельцы. А победили мы со своей драмой.

HP: Это ты имеешь в виду американский Nevermore Film Festival?

Да. Я снимал драму, а победили в ужасах. В основной своей массе фестивале идут от обратного. Я компании знакомой, которая занимается фестивалями говорю: «Покажите мне три своих хита, которые везде берут и с руками отрывают». Мне показали три короткометражки, которые весь мир объездили. Одна про беспредел милицейский, вторая про аборты, третья про алкоголизм. То есть иностранцы хотят смотреть про то, что в России всех бьют менты и про то, что все бухают. Я не говорю, что у меня кино доброе, но у меня нигде не сказано, что в России жить плохо.

Съемки “Мама всегда рядом”

HP: Я знаю, что оба фильма были сняты с довольно скромным бюджетом. Скажи, как бы они изменились, если бы вы располагали суммой хотя бы в десять раз большей?

В кино важно время и подготовка. Подготовка — это деньги. Например, в обоих короткометражках на локацию мы заехали за день до съемок. То есть оператор не мог заранее продумать световые схемы. А в кино все складывается из мелочей. Бюджет — это время на подготовку.

HP: Я читала в интернете много отзывов. А их реально много, я так понимаю, отчасти потому что в фильме снимались актеры популярного телешоу Дом 2. Так вот, люди отмечают, что приятно удивлены тем, что финал стал для них неожиданностью. Такой финал планировался изначально?

Я когда пишу, всегда знаю какой будет финал. Без этого к чему ты ведешь свою историю? В этом бывает и проблема, когда смотришь фильм, смотришь, смотришь, смотришь, а потом хоп — и все проснулись. Я считаю, что это плевок в лицо зрителю. Но это вообще фильм ­– не для аудитории Дом 2.

Кадр со съемок

HP: А как так получилось сотрудничество?

Они позвали. Говорят: «Нужно снять кино». К самой программе я не знаю как относиться, потому что я ни разу её не смотрел. И все люди, с кем я работал, я их раньше не видел. Но к чести администрации не было никакого контроля.

HP: Я знаю, что будет три части полнометражного фильма “Мама всегда рядом”. Это какая из трех частей?

У нее пока рабочее название «Семейный ужин». Первая часть в конце 30-х происходит, вторая — в начале 90-х, а третья “Мама всегда рядом” — в 2016 году.

HP: И в каждой части мы встретим одного и того же персонажа?

Не в каждой части, они будут перемешаны между собой. Не друг за другом идут.

HP: А что их будет объединять?

Ну, это спойлеры. Но тема семьи будет везде присутствовать.

HP: И когда вы планируете выпустить следующую часть?

Это за один раз нужно снимать. “Маму” мы сняли очень быстро и эта нехватка всего — она дает о себе знать. Например, на звук для обычной разговорной драмы тратится три недели, у нас денег было на пять дней. А триллер — это такой жанр, который в принципе на звуке строится. В триллере звук — это 60–70% успеха. А у нас просто не было на это времени и денег. И поэтому, когда я смотрю “Маму” прямо есть определенные места, которые мне режут ухо, потому что я бы их с удовольствием подправил, и тогда бы саспенс работал сильнее. И, соответственно, эта “Мама” перемонтируется. То есть какие-то сцены уберутся, может, что-то доснимем, переправим. И эти две части остальные будем снимать вместе потом.

HP: И какая судьба их ждет? Вы их также будете отправлять на фестивали?

Фестивали, на мой взгляд, это такой приятный бонус. Есть категории фильмов, которые без фестивалей, они, в принципе, не пойдут работать. Например, какой-нибудь замечательный фильм «Сын Саула», вот если бы он не был на фестивалях, его бы посмотрело полтора человека. После того как он в Оскаре участвовал, у него уже была более менее касса. Вот такие фильмы, они крутые, и они должны участвовать на фестивалях, просто себя раскручивать. Я считаю, что наш фильм, он более менее жанровый, и есть определенная аудитория, которая, надеюсь, и пойдет на это кино. Поэтому фестивали, если будут — это окей, но для меня важен зритель.

Мнением делился Евгений Пузыревский, https://www.facebook.com/deadhobbit

Вопросы задавала Полина Сафронова
https://www.facebook.com/blinpolinas

--

--

Holy Peppers

Студия фильмов в Москве. Говорим о кино, людях и немного о маркетинге.