Горы Каталонии

hortusconclusus
2 min readApr 12, 2023

--

По памяти я возвращаюсь в те места,
где был когда-то, и задаюсь вопросом:
было ли это на самом деле
(теперь,
когда всё уже прошло)?
Я помню жаркие пейзажи пустошей окраин за окном,
напоминающие Дикий Запад, холодные
от своей пустоты. И это лишь иллюзия.
Это лишь то, как мы хотим видеть жизнь,
ведь легче сбежать от всего в такие места.
Места, которые — мы знаем точно –
были, но не знаем «как» они были.
Так проще закрыть на что-то глаза,
совершить злосчастное мановение руки.

По памяти я вновь забираюсь на те горы,
по которым ступали (и ступают сейчас)
святые и мученики, не знающие о том,
кто они есть. Я карабкаюсь по памяти,
по моим воспоминаниям, совершая таким образом
очередное паломничество, узнавая себя
в чём-то новом: в снах, в дороге, в ветре,
в деревьях, в стихах и строчках.
В голосах других одиночек.

Я забираюсь на горы Каталонии
и превращаюсь тем самым в птицу:
смотрю вниз на низины городов,
рыбой в сетях запутываюсь
в этих горбатых, как старики,
и поломанных, как чьи-то кости,
улицах их старых кварталов.
С высоты они напоминают
чьи-то отпечатки пальцев,
запутанный папиллярный рисунок,
в котором, как в каком-то человеке,
запутывается мой взгляд,
как в одном из множества
лабиринтов одиночества, в который мы
рано или поздно неизбежно возвращаемся.

Я еду поездом.
Как птица, охотящаяся за рыбой
нырком в воду,
он прыгает в туннель,
выныривая в другой Вселенной,
среди этих гор. В них прячется история,
тени прошлых войн, какие — и в нас
осколком времени, неотвратимостью его контекста.
Возможно, где-то среди этих скал меня ждёт Лорка.

А когда я возвращаюсь в город, то поднимаюсь вновь,
брожу по тем местам, где раньше хоронили иудеев.
И я теперь сам как сефард, которого норовит изгнать город,
как Сатану — из тела. Мой разум исчезает где-то в этих
священных возвышенностях над равнинами,
среди которых блуждают люди. Я — отныне призрак,
дух этих мест вместе с другими стражами истории.
Мой взгляд чайкой разбивается о водную гладь
и о грубую матрицу квартала Эшампле.
Я вездесущ, я вижу всё, но только с высоты,
и так я остаюсь там навечно, не в силах избавиться
от удушающего желания
видеть всё. Но мне, простому смертному,
«всё» видно только с высоты.

27 июля 2021, Киев

Подписывайтесь на телеграм-канал: https://t.me/art_think_danger
Подписывайтесь на инстаграм: https://www.instagram.com/hortusconclusus1587/
Подписывайтесь на Medium: https://medium.com/@hortusconclusus

--

--