Что посмотреть, чтобы полюбить современное французское кино

watching_and_touching
7 min readAug 28, 2019

--

На днях коллега и знаток американского кинематографа спросила, что ей такое посмотреть, чтобы полюбить французское кино.

Через некоторое время я поняла, насколько это классный, но сложный вопрос: французское кино в большей степени, чем какое бы то ни было, отличается само от себя. Дав совет «что посмотреть», можно крупно ошибиться, пригласив зрителя немного не туда.

Поэтому я составила короткий список из пяти французских фильмов, ознакомившись с которыми можно получить более-менее полное представление о том, что такое современное французское кино. Если вам не понравится ни одна из этих картин, то, скорее всего, галльский кинематограф не для вас.

Классики в списке нет: понятное дело, что «Дети райка», «На последнем дыхании» или «В прошлом году в Мариенбаде» уже давно вышли за рамки национальных кинематографий. Нет здесь и чисто жанровых работ (исторических драм, например, или комедий с Пьером Ришаром и Кадом Мерадом) — их вы и так можете посмотреть по телевидению и даже не обязательно кабельному.

Ноктюрама

реж. Бертран Бонелло

Бертран Бонелло — непростой режиссер, родившийся в 1968-м, в самый важный год для Новой волны и одновременно год ее смерти. «Ноктюрама» завершает его так называемую «трилогию современности», объединенную не сюжетно, но идейно — разговором о времени и собственно современности. При этом первый фильм трилогии, «Аполлонида», — история из начала прошлого века, которая в конце делает изящный скачок в сейчас. Второй, «Сен-Лоран. Стиль — это я», играет с личностным временем модельера, его повседневностью и памятью. И, наконец, третий фильм не прыгает из эпохи в эпоху, а просто уничтожает ее.

В кинематографическом плане «Ноктюрама» — совершенная работа. Разделенная на три части, она рассказывает, как группа подростков подготовила и совершила террористический акт в Париже, а затем спряталась в обычном молле в центре города.

Музыкальный, ритмический монтаж, отсылки к Кубрику и реальным событиям, великолепные сцены на грани фантазмов и, наконец, незапланированная перекличка со страшными терактами 2016 года — все это на выходе не просто дает большое кино, но выводит его за рамки экрана.

Лица, деревни

реж. Аньес Варда, JR

Предпоследний фильм великой Аньес Варды, режиссерки Новой волны, которая это течение предвосхитила, феминистки и фотографа, снят на краундфандинговые деньги в соавторстве с модным нью-йоркским фотографом JR.

В 21-м веке Варда вплотную взялась за изучение людей и осмысление прошлого. Людей она изучала, к примеру, в удивительной картине «Подбиратели и подбирательницы» и ее сиквеле, прошлое анализировала в «Побережьях Аньес».

«Лица, деревни» объединяет оба направления. В основе фильма лежит путешествие Варды, ставшей 90-летней миниатюрной бабушкой, и высокого хипстера в очках и шляпе по французским провинциям. Она снимает лица людей и их истории на видеокамеру, он фотографирует и клеит огромные снимки на дома, стены, скалы и поезда. А еще они болтают, шутят, обсуждают Годара, на которого, сознательно или нет, JR очень похож.

«Лица, деревни» — это честные мечты о Франции, которые не чураются грусти, негативного опыта, социальных проблем. Франция никогда не умела молчать о том, что ее тревожит. Зато всегда умела находить повод для радости и гордости. Фильм Варды стал еще одним.

Все песни только любви

реж. Кристоф Оноре

Если уж говорить о типичных чертах Франции, то не умолчать и про местный шарм, а значит, и про Кристофа Оноре. Этот эстет, писатель и последователь Новой волны (да, и он тоже) чаще всего снимает о юности и смерти, в этом плане сближаясь с Бонелло. Но если стиль Бонелло — холодный и жесткий, отличающийся великолепной техникой, но низкой эмпатией к зрителю, то почерк Оноре совсем иной.

Несмотря на то, что он любит экспериментировать с жанрами, большинство его картин пронизаны теплом парижских фонарей, мягкой музыкой, отсылающей к 60-м, нежностью. Но, как любой настоящий француз, Оноре не бежит реальной жизни, и его герои умирают, болеют, беднеют. Но не забывают вкус к жизни.

«Все песни только о любви», как понятно из названия, — мюзикл. Его сюжет разворачивается вокруг пары парижан Жюли и Исмаэля. Они вместе еще со школы, и к любви успела добавится скука. Чтобы разнообразить отношения и порадовать друг друга, они приглашают в свой союз девушку Алису. Но внезапно Жюли умирает. Как поступит Исмаэль: решит переживать горе вместе с семьей почившей невесты? бросится в знакомые объятия Алисы? или найдет другой, неожиданный, но в итоге единственно верный путь?

Главные роли, кстати, исполнили Людивин Санье, любимица другого популярного французского режиссера Франсуа Озона, всеобщий любимец Луи Гаррель, а также Кьяра Мастрояни и Клотильда Эсме.

Два дня, одна ночь

реж. Люк и Жан-Пьер Дарденн

Невозможно представить современную карту французского кино без братьев Дарденн. За последние три десятка лет они не просто получили шесть наград Каннского фестиваля, но задали тон всему остро-социальному европейскому кино. При этом им удалось не скатиться в неказистое и буквальное воплощение этого направления. Помимо киноразговора, каждый их фильм задает и беседу о человеческих, гуманистических, социальных проблемах, поднимая либо вечные темы: проблему выбора, чувства вины, либо острые, будоражащие мир здесь и сейчас вопросы.

«Два дня, одна ночь» — один из лучших примеров дарденновского кино. Излишне простая по структуре, эта картина рассказывает историю женщины, уволенной с завода по производству батареек. Она вынуждена просить каждого коллегу проголосовать за нее на грядущем совещании, чтобы ей удалось сохранить работу, ведь у нее дети и ипотека. Казалось бы, совершенно мелкий и неэстетичный конфликт под взглядом бельгийских братьев и ушедшей в народ Марион Котийяр превращается в настоящую трагедию с законным катарсисом в конце.

Асфальт

Реж. Самюэль Беншентри

Режиссер «Асфальта» Самюэль Беншентри — не слишком плодотворный автор и не сказать, чтобы у него были излюбленные темы или мотивы, ощутимый почерк. Первая его успешная работа «Я всегда хотел быть гангстером» — черно-белая криминальная комедия, снятая в манере американского инди, в которой влияние американских авторов типа Тарантино проявилось намного ярче природной французскости.

«Асфальт» же — напротив, очень французское кино, правда, отошедшее от столицы в неуютный пригород с серыми блочными многоэтажками и улицей Верлена. Это альманах про людей, которые живут на этой самой улице или оказались там случайно, на время.

Так, вынужденно, переехала туда некогда успешная актриса ранга и внешности Изабелль Юппер, которую как раз Юппер и играет. Не гадал оказаться во французском бедном квартале и Джон (Майкл Питт), американский астронавт, буквально упавший на крышу дома из космоса. Но ни один случайный гость улицы Верлена не останется один. Астронавт на время станет гостем алжирской пожилой леди: она приготовит ему кускус, а он заменит ей сына. Актриса подружится с местным подростком и покажет ему черно-белое кино, а он научит ее не бояться будущего.

Помимо важного для французского кино актерского состава — говорить о галльском кинематографе и не упомянуть Изабель Юппер немыслимо — этот фильм в легкой, ненавязчивой, еле ощутимой форме несет в себе всю современную Францию: кускус и эмигранты, гопники и блочные HLM (гетто, дома для бедных), невероятной красоты подростки и поиски любви, ну и, конечно, кино и непрекращающееся мифотворчество, Когда даже в стонах мусорного бака можно услышать поэзию.

И бонусом один не совсем французский фильм.

Синонимы

Реж. Надав Лапид

История, снятая израильским режиссером Надавом Лапидом, — это эмигрантское кино, как и его режиссер. Когда-то сам Лапид уехал во Францию, чтобы остаться там навсегда, а спустя годы снял кино о человеке, в некоторой степени повторившем его путь.

Тема мигрантов для Франции животрепещуща, но и для эмигрантского кино этот фильм уникален. Он обыгрывает и развенчивает мифы о Франции и французах, он критикует Париж и слепо его обожает. Здесь Франция — и рай, и ад, и чистилище, и Лета, и Эвноя. А Париж — и достопримечательности, и попытки на них не смотреть. Консюмеризм и бунт. Богема и нищие. Настоящие французы и те, кто только мечтает ими стать. «Синонимы» — это проникновенный взгляд на Париж и всю страну, взгляд пристальный, изучивший все в деталях, но взгляд все еще чужака, который знает словарь синонимов назубок, но нет-нет, да скажет что-то с акцентом.

Inst: @watching_and_touching

--

--