Почему децентрализация имеет значение

ICONIC.VC
8 min readApr 25, 2018

--

Подготовили перевод статьи Why Decentralization Matters.

Первые две эры Интернета

В первую эру Интернета — с 1980-х по начало 2000-х — интернет-услуги были построены на открытых протоколах, которые контролировало интернет-сообщество. Это означало, что люди и организации могли расширить своё присутствие в Интернете, зная, что правила игры в будущем не будут меняться. В эту эру были запущены огромные объекты сетевой собственности, включая Yahoo, Google, Amazon, Facebook, LinkedIn и YouTube. При этом важность таких централизованных платформ, как AOL, слишком недооценена.

В течение второй эры Интернета, с середины 2000-х до настоящего времени, четыре коммерческие технические компании — Google, Apple, Facebook и Amazon (GAFA) — создали программное обеспечение и услуги, которые быстро опередили возможности открытых протоколов. Бурное развитие смартфонов ускорило эту тенденцию, так как в Интернете в основном стали пользоваться мобильными приложениями. В конце концов пользователи мигрировали из открытых сервисов к этим более сложным централизованным сервисам. Даже когда пользователи всё-таки осуществляли доступ к таким открытым протоколам, как сеть, они, как правило, делали это посредством программного обеспечения и сервисов GAFA.

Хорошая новость заключается в том, что миллиарды людей получили доступ к удивительным технологиям, большинством из которых можно было пользоваться бесплатно. Плохая же — стартапам, создателям и другим группам стало гораздо сложнее увеличивать своё интернет-присутствие, не волнуясь об изменении правил на централизованных платформах, теряя свою аудиторию и прибыль. Это, в свою очередь, подавило инновации, сделав Интернет менее интересным и менее динамичным. Централизация также увеличила общественную напряженность, которую мы видим в дебатах на такие темы, как ложные новости, спонсируемые государством боты, лишение пользователей возможности выразить своё мнение, законы о конфиденциальности ЕС и отражение пристрастий разработчиков в создаваемых ими алгоритмах. В ближайшие годы эти дебаты будут только усиливаться.

«Web 3» — третья эра Интернета

Одним из ответов на эту централизацию является государственное регулирование крупных интернет-компаний. Эти действия предполагают, что Интернет похож на коммуникационные сети прошлого, например, телефонные, радио- и телевизионные сети. Но Интернет — это программная сеть, которая фундаментально отличается от аппаратных сетей. После строительства аппаратных сетей их архитектуру уже почти невозможно изменить. Архитектуру программных сетей можно изменить посредством предпринимательских инноваций и рыночных сил.

Интернет представляет собой главную программную сеть, состоящую из относительно простого основного слоя, соединяющего миллиарды полностью программируемых компьютеров «на краю» (edge). Программное обеспечение представляет собой кодирование человеческой мысли, и, как таковое, имеет почти неограниченное пространство для дизайна. На компьютерах, подключенных к Интернету может использоваться любое программное обеспечение, которое выберут их владельцы. Всё, что можно вообразить, при правильном наборе стимулов, может быстро распространяться по Интернету. В архитектуре интернета пересекаются техническая креативность и разработка стимулов.

Интернет всё ещё находится на ранней стадии своего развития: в ближайшие десятилетия архитектура основных интернет-сервисов, вероятно, будет почти полностью изменена. Это позволит создать крипто-экономические сети, провести обобщение идей, что впервые было внедрено в Bitcoin и получило свое дальнейшее развитие в Ethereum. Криптосети сочетают в себе лучшие черты первых двух эр Интернета: управляемые сообществами децентрализованные сети с возможностями, которые в итоге превысят возможности самых современных централизованных сервисов.

Почему децентрализация?

Децентрализация — это концепция, которую обычно понимают неправильно. Например, иногда говорят, что причина, по которой сторонники криптосети выступают за децентрализацию, заключается в противостоянии государственной цензуре или либертарианских политических взглядах. Это не основные причины, по которым важна децентрализация.

Давайте рассмотрим проблемы централизованных платформ. Централизованные платформы следуют предсказуемому жизненному циклу. Их создатели при запуске делают всё, чтобы привлекать пользователей и дополнительные сервисы сторонних организаций, таких как разработчики, бизнес и медиа-организации. Это нужно для того, чтобы сделать свои услуги более ценными, поскольку платформы (по определению) являются системами с многосторонними сетевыми эффектами. Поскольку платформы поднимаются по S-образной кривой принятия, их власть над пользователями и сторонними организациями неуклонно растёт.

Когда они достигают верхней части S-образной кривой, их взаимоотношения с участниками сети меняются со взаимной выгоды на соперничество. Самый простой способ для продолжения роста заключается в извлечении данных у пользователей и конкуренция с дополнительными сервисами за получение аудитории и преимуществ. Историческими примерами этому являются Microsoft против Netscape, Google против Yelp, Facebook против Zynga, Twitter и его сторонние клиенты. Такие операционные системы, как iOS и Android, ведут себя лучше, однако всё равно вводят солидный 30-процентный налог, отказываются от приложений, на первый взгляд, по необоснованным причинам, и по собственному желанию меняют категории функционала сторонних приложений.

Сторонними организациями этот переход от сотрудничества к конкуренции воспринимается как надувательство. Со временем лучшие предприниматели, разработчики и инвесторы устали от надстроек на централизованных платформах. Сейчас мы располагаем десятилетиями доказательств того, что это закончится разочарованием. Кроме того, пользователи отказываются от приватности, контроля своих данных и становятся уязвимыми для нарушения безопасности. Эти проблемы с централизованными платформами, вероятно, станут ещё более выраженными в будущем.

Приход криптосетей

Криптосети — это сети, построенные в Интернете, в которых 1) используются такие механизмы консенсуса, как блокчейны, для поддержания и обновления состояния; 2) используются криптовалюты (койны/токены), чтобы мотивировать участников консенсуса (майнеров/валидаторов) и других участников сети. Некоторые криптосети, такие как Ethereum, представляют собой платформы общего программирования, которые могут использоваться почти для любой цели. Другие криптосети предназначены для конкретных целей, например, система Bitcoin предназначена в основном для хранения ценности, Golem — для выполнения расчётов, а Filecoin — для децентрализованного хранения файлов.

Ранние интернет-протоколы представляли собой технические спецификации, создаваемые рабочими группами или некоммерческими организациями, которые полагались на совпадение интересов в интернет-сообществе для их распространения. Этот метод работал хорошо на очень ранних этапах существования Интернета, но с начала 1990-х очень мало новых протоколов получили широкое распространение. Криптосети решают эти проблемы, предоставляя экономические стимулы разработчиками, сопровождающему персоналу и другим участникам сети в форме токенов. Они также гораздо более надёжны в техническом смысле. Например, они могут поддерживать состояние и выполнять произвольные трансформации этого состояния. Прошлые протоколы не были на это способны.

Криптосети используют несколько механизмов, гарантирующие, что они могут оставаться нейтральными по мере роста и предотвращающие использование “приманки” в виде централизованных платформ. Во-первых, контракт между криптосетями и их участниками приводится в действие посредством открытого кода. Во-вторых, они сдерживаются с помощью механизмов «голоса» и «выхода». Участники получают право голоса через управление сообществом, как «он чейн» (через протокол) и «офф чейн» (через социальные структуры вокруг протокола). Участники могут выйти, либо покинув сеть и продав свои койны, либо в крайнем случае, создав форк для протокола.

Словом, криптосети способствуют совместной работе участников сети для достижения общей цели — роста сети и повышения стоимости токенов. Такая совместная работа является одной из основных причин, почему сеть Bitcoin продолжает игнорировать скептиков и процветать, даже когда рядом с ней выросли новые криптосети, например, Ethereum.

Сегодня криптосети страдают от ограничений, которые мешают им всерьёз конкурировать с централизованными действующими игроками. Наиболее строгие из них относятся к производительности и масштабированию. В ближайшие несколько лет всё будет нацелено на устранение этих ограничений и создание сетей, которые формируют слой инфраструктуры криптопирамиды. После этого основные силы будут направлены на строительство приложений поверх этой инфраструктуры.

За счёт чего выигрывает децентрализация

Одно дело сказать, что децентрализованные сети должны выиграть, и другое дело утверждать, что они выиграют. Давайте рассмотрим конкретные причины для оптимизма по этому поводу.

Программное обеспечение и веб-сервисы создают разработчики. В мире существуют миллионы высококвалифицированных разработчиков. Лишь маленькая доля из них работает в крупных компаниях, создающих технологии, и лишь небольшая доля занимается разработкой новой продукции. Многие наиболее важные проекты по разработке ПО в истории были созданы стартапами или сообществами независимых разработчиков.

“Не важно, кем вы являетесь, большинство самых умных людей работает на кого-то другого.” — Билл Джой

Децентрализованные сети могут выиграть третью эру Интернета по той же причине, по которой они выиграли первую эру: они завоевывают сердца и умы предпринимателей и разработчиков.

Показательным примером является соперничество в 2000-х между Wikipedia и его такими централизованными конкурентами, как Encarta. Если вы сравните их деятельность на начало 2000-х, то Encarta была лучше, как продукт — с более широким покрытием тем и более высокой точностью. Однако Wikipedia совершенствовалась в более быстром темпе, потому что у неё было активное сообщество волонтёров, которых привлекал её децентрализованный, управляемый сообществом дух. К 2005 году Wikipedia стала самым популярным сайтом в Интернете по количеству ссылок, а Encarta закрылась в 2009 году.

Урок, который можно извлечь, состоит в том, что когда мы сравниваем централизованные и децентрализованные системы, то их нужно рассматривать в динамике, как процессы, а не статично, как неизменные продукты. Централизованные системы часто запускаются полностью готовыми, и улучшаются только со скоростью, с которой сотрудники спонсирующей компании совершенствуют их. Децентрализованные системы запускаются в состоянии частичной готовности, но, при правильных условиях, растут экспоненциально, поскольку они привлекают новых участников.

В случае криптосетей существует множество схем взаимодополняющей обратной связи, включающих разработчиков основных протоколов, криптосетей второго порядка, разработчиков сторонних приложений и поставщиков услуг, которые управляют сетью. Эти схемы обратной связи дополнительно усиливаются благодаря стимулам в виде соответствующих токенов, которые, как мы могли наблюдать в случае с Bitcoin и Ethereum, способны очень сильно ускорить развитие крипто-сообществ (и иногда ведут и к негативным последствиям, как в случае с Bitcoin и его чрезмерным потреблением электричества при майнинге).

Вопрос о том, кто выиграет борьбу в третьей эре Интернета — централизованные или децентрализованные системы — сводится к тому, кто создаст наиболее убедительный продукт. А эта задача, в свою очередь сводится к тому, кто сможет привлечь на свою сторону более квалифицированных разработчиков и предпринимателей. У GAFA есть множество сильных сторон, включая запасы наличных средств, крупные базы пользователей и операционную инфраструктуру. Предлагаемые преимущества криптосетей гораздо более привлекательны для разработчиков и предпринимателей. Если криптосети завоюют их сердца и умы, они смогут мобилизовать больше ресурсов, чем GAFA, и быстро обойти их в вопросе развития продуктов.

“Если бы вы спросили у людей в 1989 году что им нужно, чтобы сделать жизнь лучше, вы навряд ли бы услышали, что им нужна децентрализованная сеть информационных узлов, соединённых с помощью гипертекста.” — Farmer & Farmer

Централизованные платформы часто поставляются в комплекте с интересными приложениями: у Facebook были собственные основные функции для общения, и у iPhone также был ряд ключевых приложений. Децентрализованные платформы, напротив, часто запускаются полуготовыми и без явных вариантов использования. В результате им потребовалось пройти через две фазы обеспечения соответствия продукта рынку: 1) соответствие продукта рынку между платформой и разработчиками/предпринимателями, которые завершат платформу и построят экосистему, и 2) соответствие продукта рынку между платформой/экосистемой и конечными пользователями. Именно этот двухступенчатый процесс заставляет многих людей, включая искушенных технологов, постоянно недооценивать потенциал децентрализованных платформ.

Следующая эра Интернета

Децентрализованные сети — это не панацея, которая решит все проблемы Интернета. Но они предлагают гораздо лучший подход к их решению, чем централизованные системы.

Сравните проблему спама в Twitter с проблемой спама в электронной почте. Поскольку Twitter закрыл свою сеть для сторонних разработчиков, единственной компанией, работающей со спамом, является сам Twitter. В то же время сотни компаний пытались противостоять спаму электронной почты при финансовой поддержке в размере миллиардов долларов в виде венчурного капитала и корпоративного финансирования. Проблема спама в электронной почте не решена, но сегодня ситуация стала намного лучше, поскольку сторонние организации знали, что протоколы email были децентрализованными и они могли строить бизнес поверх них, не волнуясь о том, что правила игры изменятся в будущем.

Или рассмотрите проблему управления сетью. Сегодня группы сотрудников крупных платформ, не несущие никакой ответственности, принимают решения о том, как информация должна ранжироваться и фильтроваться, какие пользователи будут раскручиваться, а какие будут забанены, а также другие важные решения по управлению. В криптосетях эти решения принимаются сообществом с помощью открытых и прозрачных механизмов. Как мы знаем из несетевого мира, демократические системы не идеальны, но они гораздо лучше, чем другие альтернативы.

Централизованные платформы доминировали так долго, что многие люди забыли о существовании лучших способов создания интернет-сервисов. Криптосети являются мощным способом разработки сетей, принадлежащих сообществам, и обеспечения единых правил игры для сторонних разработчиков, создателей и бизнеса. Мы видели ценность децентрализованных систем в первую эру Интернета. Надеюсь, мы снова увидим их ценность в его следующей эре.

__________________________________________________________________

Больше интересных материалов и аналитики из мира блокчейна читайте в телеграм-канале команды ICONIC.VC: https://t.me/iconicmedia

--

--

ICONIC.VC

Рассказываем, что на самом деле происходит в мире криптовалют и блокчейна, объясняем, каким новостям стоит верить, а каким — нет.